Птушко Александр Лукич
Птушко́ Алекса́ндр Луки́ч [6(19).4.1900, Луганск – 6.3.1973, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский кинорежиссёр, художник, педагог, народный артист СССР (1969). Создатель кукольной анимации в СССР.
Согласно автобиографии (Птушко А. Л. Автобиография А. Л. Птушко из личного дела), написанной для ВГИКа, родился в семье рабочего-токаря [с 1906 отец преподавал токарное ремесло в ремесленном училище села Камышеваха Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне рабочий посёлок Северодонецкого района ЛНР)]. С детства проявлял интерес к живописи. В 1910 г. окончил Камышеватскую сельскую школу и по ходатайству народного попечителя принят в Бахмутское реальное училище. По окончании училища в 1917 г. поступил в Киевский архитектурный институт, в 1920 г. оставил учёбу из-за болезни матери и возвратился в село Камышеваха, где заведовал 7-летней школой.
В 1921 г. назначен инструктором Культотдела Донецкого райкома металлистов, затем секретарём Н. М. Шверника в Артёмовске (Бахмут). B 1923–1926 гг. по направлению райкома металлистов учился в Московском институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, работал секретарём орготдела Союза строителей Москвы. Во время учёбы занимался в кружке художественной самодеятельности.
С 1926 г. на «Совкино» (ныне «Мосфильм»). Начинал как художник и конструктор кукол. В том же году получил патент на механическую куклу для мультипликационных съёмок. В 1928 г. дебютировал в качестве режиссёра агитфильмов с кукольным персонажем Братишкиным (впервые появился в фильме Ю. А. Меркулова «Приключения Братишкина») – «Случай на стадионе» и «Шифрованный документ». Мастер комбинированных и трюковых съёмок, поставил первый советский звуковой анимационный фильм «Властелин быта» (1932).
В 1935 г. поставил первый в истории мирового кинематографа полнометражный объёмный анимационный фильм – «Новый Гулливер» (оператор Н. С. Ренков, художник С. Я. Мокиль, 1935), в котором использовались технология блуждающих масок и транспарант, участвовали актёры и куклы (в массовке задействовано около 1,5 тыс. кукол). Постановка отличалась оригинальными музыкальными номерами (композитор Л. А. Шварц, автор текстов С. Б. Болотин), смелыми диалогами (в сценарной разработке участвовал С. Д. Кржижановский, в титрах не указан), использованы миниатюрные предметы (велосипед, телефонные аппараты, музыкальные инструменты, пенсне и киноаппарат).
Особенность творческой манеры Птушко заключалась в сближении анимации с игровым кино. В 1935–1940 гг. возглавлял Объединение объёмных фильмов на «Мосфильме», как режиссёр и художественный руководитель поставил более 30 короткометражных экспериментальных анимационных фильмов. В ленте «Золотой ключик» (1939) использовал метод оптических совмещений для создания в кадре чудесных превращений и иллюзии общения разных по величине персонажей. От экспериментов в объёмной анимации режиссёр пришёл к идее виртуального актёра, которая частично реализовалась в опытах в области оптических совмещений, когда актёры имитировали кукольные движения. Приближение выразительных возможностей к игровому кино (ракурс, построение мизансцен, выбор операторских точек, приближение игры куклы к игре актёра) породило споры о необходимости существования объёмной мультипликации. В 1941 г. объединение упразднено.
Работал над спецэффектами в фильмах «Аэроград» (режиссёр А. П. Довженко, 1935), «Дети капитана Гранта» (режиссёр В. П. Вайншток, 1936) и др.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. признан негодным к строевой службе, эвакуирован в Алма-Ату, работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС). Руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах «Песнь о великане» Г. Л. Рошаля, «Парень из нашего города» А. Б. Столпера, «Секретарь райкома» И. А. Пырьева (все – 1942); «Зоя» Л. О. Арнтшама (1944) и др.
Режиссёр специальных съёмок первого фильма, снятого на полуразрушенной студии после возвращения «Мосфильма» из эвакуации, – «Небо Москвы» Ю. Я. Райзмана (1944).
В 1944–1946 гг. директор и художественный руководитель киностудии «Союзмультфильм». После войны безуспешно пытался возродить на студии «Мосфильм» учебно-производственный отдел по работе с объёмной мультипликацией (Спутницкая. 2018. С. 89–93). Опыт Птушко (конструкции кукол, декорации, организация цехового производства объёмных фильмов) переняли представители чешской школы кукольного кино (см. об этом: Спутницкая. С. 91, 105).
Используя многослойную «трофейную» цветную плёнку, поставил первый советский цветной игровой фильм – «Каменный цветок» (1946; премия жюри Каннского кинофестиваля за лучшее цветовое решение, в том же году; Сталинская премия 1-й степени за 1946, вручена в 1947). Создал первый в СССР широкоэкранный фильм со стереозвуком – «Илья Муромец» (1956, почётный диплом Международного кинофестиваля в Эдинбурге, 1958). Былины превращал в красочные, зрелищные сказки, используя сценическую площадку для эксперимента в области трюковой или комбинированной съёмки. В фильме «Садко» (1952; приз «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, 1953), созданном на основе былин, продолжил эксперименты с цветом, фактурами и специальными эффектами (рирпроекция, оптические совмещения, кукольная анимация). Подытожил условно эпический период в творчестве режиссёра первый совместный советско-финский фильм – «Сампо» (1958, совместно с Х. Харривирта, по мотивам карело-финского эпоса «Калевала»). Ленты «Сампо» и «Садко» вызвали интерес кинопродюсеров США: в начале 1960-х гг. Р. Корман выпустил в прокат перемонтированные на своей студии фильмы (не известив об этом авторов). Американские версии фильмов хранятся в Госфильмофонде.
Экранизация повести А. С. Грина «Алые паруса» (1961) стала лидером проката (в том же году), но получила неоднозначные оценки. У некоторых критиков вызвал недоумение декларативный финал картины с назидательной речью Грэя о том, что чудеса надо делать своими руками. В то же время проза Грина (по верному замечанию кинокритика Ю. М. Ханютина), полная «недосказанностей и намёков, тонких настроений», не позволяет выразить прямо то, что «живёт в героях Грина как ощущение, настроение, порыв» («И не зацвела ивовая корзинка...» // Литературная газета. 1961. № 100. 22 августа. С. 3). В защиту своей трактовки Птушко пришлось собирать отзывы зрителей, а также письма коллег – реакции на вышеуказанную статью (ныне хранятся в архиве «Мосфильма», подробнее – Спутницкая. С. 126–127).
В 1964 г. поставил «Сказку о потерянном времени» Е. Л. Шварца (приз за режиссуру на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Готвальдове, ныне Злин, 1965). Экранизировал сочинения А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937, анимационный), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Руслан и Людмила» (1972, приз Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Салерно, 1976).
В фильме «Вий» (1967, режиссёры К. В. Ершов, Г. Б. Кропачёв; Птушко – художественный руководитель и один из авторов сценария) поставил ключевые эпизоды явления нечистой силы, ставшие хрестоматийными в истории отечественного фильма ужасов.
Выступал как художник в театральных постановках [балет «Али-Батыр» («Шурале») Ф. З. Яруллина, 1950, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова].
В 1960–1963 гг. художественный руководитель Четвёртого творческого объединения детских фильмов при «Мосфильме».
В 1932–1949 гг. Птушко – и. о. профессора и заведующего кафедрой художественного факультета, преподавал на операторском факультете Государственного института кинематографии.
Автор изобретений в области кинотрюков.
Награждён орденами «Знак Почёта» (1940), Трудового Красного Знамени (1944).