«Шрэк»
«Шрэк» (англ. «Shrek»), медиафраншиза киностудии DreamWorks Animation SKG, основанная на полнометражном мультипликационном фильме «Шрэк» («Shrek», 2001, режиссёры Э. Адамсон, В. Дженсон). Оригинальное произведение «Шрэк» получило «Оскар» как лучший анимационный фильм в 2002 г., когда данная номинация была введена в 2002 г. Сюжет фильма посвящён приключениям огра Шрэка в вымышленном мире, в котором элементы фэнтези и фольклора сочетаются с элементами массовой культуры. Во франшизу входят три сиквела оригинальной картины: «Шрэк-2» («Shrek 2», 2004, режиссёры Э. Адамсон, К. Вернон, К. Эсбёри), «Шрэк Третий» («Shrek the Third», 2007, режиссёры К. Миллер, Р. Хуэй), «Шрэк навсегда» («Shrek Forever After», 2010, режиссёр М. Митчелл), спин-офф «Кот в сапогах» («Puss in Boots», 2011, режиссёр К. Миллер) и «Кот в сапогах 2: Последнее желание» («Puss in Boots: The Last Wish», 2022, режиссёры Д. Кроуфорд, Х. Меркадо), а также короткометражные мультфильмы, видеоигры, мюзиклы и аттракционы.
История
Работа над мультфильмом «Шрэк» началась в 1996 г., однако проект считался побочным, поскольку при производстве фильма планировалось задействовать преимущественно компьютерную графику. Аниматоры и художники студии относились с недоверием к компьютерной анимации, предпочитая традиционную технику мультипликации, используемую в то время при создании приоритетного продукта компании – мультфильма «Принц Египта» («The Prince of Egypt», 1998, режиссёры Б. Чапман, С. Хикнер, С. Уэллс).
Картина «Шрэк» могла не состояться, т. к. несколько раз менялся её режиссёр, а С. Спилберг, один из основателей студии, неоднократно переносил начало съёмок. Художники и специалисты по компьютерной графике выполняли сложную техническую работу. Аниматорам приходилось принимать грязевые ванны, чтобы реалистично изобразить «механику» грязи в декорациях болота, где жил главный герой. Скелетная анимация персонажей, обеспечившая высокую точность и детализацию мимики героев и поверхностей тел, задала стандарт для последующей индустрии компьютерной мультипликации.
К началу 2000-х гг. студия DreamWorks Animation SKG, стремившаяся стать главным конкурентом компании Disney, испытывала проблемы с финансированием. Управление компании рассчитывало на успех таких традиционных с визуальной и технической точки зрения картин, как «Дорога на Эльдорадо» [«The Road To El Dorado»; 2000, режиссёры Б. Бержерон, Д. Пол, Дж. Катценберг (в титрах не указан)] и «Спирит: душа прерий» («Spirit: Stallion of the Cimarron»; 2002, К. Эсбёри, Л. Кук), и экспериментировало с компьютерной анимацией в случае с фильмом «Муравей Антц» («Antz»; 1998, режиссёры Э. Дарнелл, Т. Джонсон).
«Шрэк» оказался первым крупным успехом студии DreamWorks Animation SKG: три сиквела франшизы принесли компании более 2 млрд долл., не считая успех спин-оффа «Кот в сапогах», короткометражных мультфильмов, мюзиклов и иной продукции (Investigating Shrek. 2011. P. 3). «Шрэк» оказался 1-й работой DreamWorks Animation SKG, ставшей франшизой.
Художественные особенности
Сюжет фильма построен вокруг путешествия огра Шрэка, вынужденного покинуть любимое болото из-за давления правителя королевства Дюлок – лорда Фаркуада. Фаркуад предлагает Шрэку автономию в обмен на помощь в освобождении принцессы Фионы из замка, охраняемого драконом.
Все мультфильмы франшизы «Шрэк» построены по аналогии с открытым произведением, концепция которого описана итальянским писателем и философом У. Эко. Это произведение с множественными семантическими слоями, каждый из которых привлекает определённую долю аудитории (Эко. 2006. 100–102). Данная концепция находит отражение в одной из знаковых шуток фильма: Шрэк, объясняя своему спутнику и будущему другу – ослу – свой характер, замечает, что огры похожи на луковицы, поскольку, как и луковицы, огры являются многослойными.
Фильм использует не только традиционные мифологемы и сюжеты западной культуры (сюжет о рыцаре и Прекрасной Даме, заимствование многочисленных персонажей из европейского фольклора), но и визуальные цитаты из массового кинематографа и аллюзии на политические реалии.
Интертекстуальность франшизы «Шрэк», породившая соревнования в среде фанатов по распознаванию цитат в фильмах, является неотъемлемой частью франшизы. В «Шрэке» задействован материал романа о Дон Кихоте (пара Шрэк и осёл), отсылка к трудам З. Фрейда, представленная в ремарке Шрэка о размере замка Фаркуада, пародии на фильмы «Парк Юрского периода» [«Jurassic Park»; 1993, С. Спилберг (сцена с драконом, пожирающим лорда Фаркуада)], «Матрица» [«The Matrix»; 1999, режиссёры сёстры Вачовски (Фиона, дерущаяся с разбойниками)].
Образы классической культуры в фильме подвергаются гротескной инверсии. Рыцари, населяющие вселенную фильма «Шрэк», отмечены трусостью, прикрываемой пафосом, а огр Шрэк оказывается носителем героического этоса (отвага, хитрость и добродушие). Принцесса способна постоять за себя и демонстрирует решительность и независимость, оспаривая маскулинность персонажей-мужчин. Второстепенный персонаж, волк из сказки о Красной Шапочке, носит розовый пеньюар и чепчик.
В фильме «Шрэк» преобладает нехарактерная для коммерческого кино телесность, существующая как на уровне репрезентации многообразия различных сказочных форм жизни, так и на уровне детализации характеров персонажей. Многочисленные примеры «взрослого» и «скабрёзного» юмора выполняют функцию привлечения различной аудитории и демонстрацию тела в его физиологических проявлениях.
Академическая рецепция
Профессор гендерной теории Дж. Капути, рассуждая об энвайронментализме (теория о закономерностях и формах взаимодействия общества со средой обитания) в картине «Шрэк», ставит Шрэка и Фиону в один ряд с такими героями, как магистр Йода из вселенной «Звёздные войны» и Ядовитым Плющом из вселенной Бэтмена. Зелёный цвет кожи или одежды этих героев отражает «зелёное сознание», ценности которого могут быть сформулированы в понятиях множественности, уважения к принципу феминности и к природе как самоценности (Investigating Shrek. 2011. P. 39–58).
Исследовательница М. Райн полагает, что франшиза «Шрэк» предлагает зрителям культуру принятия собственной телесности и является одним из редких примеров массового кино начала 2000-х гг., не сводящих качества героини к корреляции между конвенциональной телесной красотой и её личностными достоинствами (Investigating Shrek. 2011. P. 38).
Некоторые исследователи оспаривают эту точку зрения и утверждают, что фильм «Шрэк» как предмет популярной культуры мира постфеминизма лишь эксплуатирует освободительный потенциал феминизма в угоду корпоративных интересов (Takolander. 2005. P. 13). Несмотря на все достоинства оригинальной картины, сиквелы демонстрируют, что исключительным приоритетом студии DreamWorks Animation SKG были её финансовые интересы, а острый социальный комментарий, наиболее ярко представленный в 1-м фильме, был необходим для привлечения зрителей. От фильма к фильму наблюдается уменьшение трансгрессии франшизы, демонстрирующее патриархальный характер кинопроизводства студии (Investigating Shrek. 2011. P. 83).
Фильм «Шрэк» привлекает внимание исследователей также как произведение, в котором осмысляются такие социально-политические сюжеты, как борьба с тиранией. Шрэк, способный противопоставить правлению лорда Фаркуада грубую силу, идёт на компромисс, чтобы помочь репрессированным Фаркуадом сказочным персонажам. Последнее напоминает многочисленные истории этно-религиозных меньшинств (Investigating Shrek. 2011. P. 15–16). Иного мнения придерживаются исследователи, склонные к марксистскому анализу. В этой перспективе «Шрэк» предстаёт как попытка легитимизовать существующие властные отношения за счёт принуждения к симпатии со стороны народных масс. Так, Шрэк, представленный в оригинальной картине как мизантроп, анархист и житель периферии королевства Дюлок, вскоре оказывается фактически царствующей персоной и лишается своих связей с родным болотом (Investigating Shrek. 2011. P. 71–72).
Культуролог А. Кирби считает, что, хотя заигрывание создателей с аллюзиями было не таким слепым, как в случае с одной из предыдущих картин студии, «Побег из курятника» («Chicken Run», 2000, режиссёры Н. В. Парк, П. Лорд), созданной в сотрудничестве с компанией Aardman Animation, – фильм «Шрэк» показывает свою экономическую ангажированность в саундтреке. Последний представляет собой набор песен, каждая из которых подходит детям. Также Кирби замечает, что изначальная оригинальность мультфильма «Шрэк» лишилась своего очарования уже в 1-м сиквеле и обрела черты пародии на пародию (Kirby. 2009. P. 13, 23–24).
Влияние на массовую культуру
Наиболее яркий пример влияния оригинального фильма «Шрэк» на массовую культуру – любительский ремейк «Шрэк, рассказанный заново» («Shrek Retold», 2018, режиссёр Г. Дюффрин), осуществлённый при содействии более чем 200 художников и аниматоров. Ремейк выполнен покадрово, но реализован от сцены к сцене с изменением стилистики изображения от эстетики комикса и аниме до авангардной живописи 20 в. и визуальной эстетики мемов.
Начиная с середины 2000-х гг. и поныне франшиза «Шрэк» остаётся популярным предметом визуальных пародий на имиджбордах, форумах и ресурсах в социальных сетях. Притом сам персонаж – огр Шрэк – обыкновенно переосмысляется фанатами через пародийную сексуализацию.