Бакши Ральф
Бакши́ Ральф (Ralph Bakshi) [29.10.1938, Хайфа, Палестина под британским мандатом (ныне Израиль)], американский режиссёр-мультипликатор, сценарист и продюсер. Известен как один из родоначальников альтернативной анимации для взрослой аудитории. В числе первых стал применять ротоскопию (мультипликационная техника, в которой покадрово перерисовывается киноплёнка, снятая с участием живых актёров) для создания мультфильмов.
Мультипликационные фильмы Бакши, ставшие культовыми: «Приключения кота Фрица» («Fritz the Cat», 1972), «Волшебники» («Wizards», 1976), «Властелин колец» («The Lord of the Rings», 1978), «Поп Америка» («American Pop», 1980), «Огонь и Лёд» («Fire and Ice», 1982), «Параллельный мир» («Cool World», 1992) и др. «Властелин колец» Бакши получил премию «Золотой грифон» в 1980 г. Сам Бакши был награждён премией «Энни» в 1988 г. за вклад в мировую анимацию и Maverick Tribute Award в 2003 г.
Бакши считается новатором в анимации. Своё творчество Бакши позиционировал как антитезу Диснею, противостояние с которым характерно для большей части работ аниматора. Бакши стал первым снимать полнометражные мультфильмы для взрослых в расчёте на то, что их можно будет прокатывать в независимых кинотеатрах. Убедив в этом потенциальных инвесторов, Бакши снял первый полнометражный анимационный фильм «Приключение кота Фрица» (1972; по андеграундным комиксам Р. Крамба), который немедленно получил высший запрещающий рейтинг «X», что делало невозможным его показ детской и подростковой аудитории. Несмотря на это, мультфильм стал одним из наиболее кассовых мультипликационных фильмов в истории кинематографа.
Финансовый успех «Приключений кота Фрица» позволил Бакши сосредоточиться на поиске своего стиля в анимации. Он много экспериментировал, пока не обратился к использованию в мультипликации ротоскопа. Сформировался неповторимый стиль Бакши – заострённая графичность силуэтов и лицевой мимики персонажей. Хотя по стилевому исполнению мультфильмы Бакши уступали диснеевским, которые отличались чёткостью прорисовки, заострённость и полустёртость линий, мрачность атмосферы, приглушённость цвета делали картины аниматора запоминающимися, а его стиль анимации как будто был создан для воплощения на экране мрачных фэнтезийных саг. Поэтому наиболее известными его мультфильмами, выполненными в такой стилистике, стали фэнтезийные «Волшебники», «Властелин колец», «Огонь и Лёд».
В начале 1990-х гг., на волне увлечения Голливуда экспериментами в кино, Бакши представил концепцию фильма «Параллельный мир», в котором должны были быть объединены живые актёры и анимация. Фильм получил одобрение продюсеров Paramount Pictures, однако, несмотря на участие в картине звёзд Б. Питта и К. Бейсингер, практически провалился в прокате.
Неудачи 1990-х гг., к которым помимо «Параллельного мира» относят первый игровой фильм Бакши «Крутые и чокнутые» («Cool and the Crazy», 1994), а также снятый по заказу компании HBO нуарный сай-фай мультсериал «Спайси Сити» («Spicy City», 1997), заставили Бакши отойти от карьеры художника-аниматора и сосредоточиться на живописи. Вместе с тем его культовый статус обеспечил ему возможность выпустить в 2015 г. мультипликационный фильм «Последние дни Кони-Айленда» («Last Days of Coney Island», 2015), средства на выпуск которого были собраны с помощью платформы денежных пожертвований Kickstarter.
Последний анимационный фильм Бакши выполнен в характерной для него нуарной стилистике, с полустёртой прорисовкой деталей, а юмор мультфильма представлен, как это любит делать Бакши, на двух уровнях – детском (очевидном) и взрослом, требующем более тонкой интерпретации.