Капра Фрэнк
Ка́пра Фрэнк (англ. Frank Capra; Франческо Розарио Капра, итал. Francesco Rosario Capra) (18.5.1897, Бизаккуино, Сицилия – 3.9.1991, Ла-Куинта, штат Калифорния), американский кинорежиссёр.
В США с 1903 г. В 1915 г. окончил Школу прикладного искусства в Лос-Анджелесе, в 1918 г. – Университет имени А. Г. Трупа (ныне Калифорнийский технологический институт, Пасадена).
В 1919 г. впервые выступил в кино как статист, также занимался покупкой реквизита для независимой киностудии. Первые режиссёрские работы – короткометражный документальный фильм «Визит итальянского крейсера "Ливия" в Сан-Франциско» («La visita dell'incrociatore italiano Libia a San Francisco», 1921), 12-минутная комедия «Ночлежка Фулты Фишера» (по балладе Р. Киплинга, 1922).
В 1924 г. ассистент и автор комических трюков у режиссёров Х. Роуча и М. Сеннетта. В 1926 г. поставил фильм «Сильный человек» («The Strong Man») с участием знаменитого комика Г. Лэнгдона, в 1927 г. – комедию «Длинные штаны» («Long Pants»). В 1928–1939 гг. в компании Columbia Pictures поставил более 20 фильмов в разных жанрах. В 1931 г. познакомился со сценаристом Р. Рискином, творческое содружество с которым оказалось решающим для формирования собственного стиля Капры. В 1930–1940-х гг. один из ведущих режиссёров американского кино, первый в Голливуде, чья фамилия в титрах помещалась над заглавием фильма. Увлекательный сюжет, остроумные диалоги, актуальная проблематика приносили его фильмам большой успех: «Леди на день» («Lady for a Day», 1933), «Это случилось однажды ночью» («It Happened One Night», 1934, премия «Оскар», за тот же год, вручена в 1935).
В оптимистических лентах, поставленных в жанре социальной комедии, затрагивались острые проблемы общественной жизни США в период Великой депрессии: «Мистер Дидс переезжает в город» («Mr. Deeds Goes to Town», 1936, премия «Оскар», в том же году, вручена в 1937), «С собой не унесёшь» («You Can’t Take It with You», 1938, премия «Оскар», за тот же год, вручена в 1939), «Мистер Смит едет в Вашингтон» («Mr. Smith Goes to Washington», 1939), «Познакомьтесь с Джоном Доу» («Meet John Doe», 1941). Картина «Эта прекрасная жизнь» («It’s a Wonderful Life», 1946, «Золотой глобус», 1947) стала своего рода национальным достоянием, её показывают по телевидению каждое Рождество. Виртуозное мастерство Капры проявилось в окрашенном чёрным юмором фильме «Мышьяк и старое кружево» («Arsenic and Old Lace», 1944).
В годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. выпустил вместе с А. Литваком серию документальных фильмов «Почему мы воюем?» (в том числе фильм «Битва за Россию», 1943), объяснявших цели и задачи борьбы с фашизмом. Последние работы Капры – «Карман, полный чудес» («Pocketful of Miracles», 1961, ремейк фильма «Леди на день»), «Свидание в космосе» («Rendezvous in Space», 1964). Среди других фильмов: «Состояние единства» («State of the Union», 1948), «Жених возвращается» («Here Comes the Groom», 1951), «Дыра в голове» («A Hole in the Head», 1959).
В 1935–1939 гг. президент Американской киноакадемии. В 1938–1941 гг. президент Гильдии режиссёров Америки.
Приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за вклад в мировое киноискусство, премия Американского института кино за вклад в американскую культуру (оба – 1982).
В 1986 г. награждён Национальной медалью искусств – высшей наградой, вручаемой правительством США деятелям искусства и меценатам.