Кинокритика
Кинокри́тика, вид словесного творчества, состоящий в анализе и интерпретации фильмов и определении их художественной ценности. Результаты такого анализа, как правило, публикуются в СМИ, в соответствующих разделах медиа общего профиля, на страницах специализированных изданий, в Интернете (в частности, в блогах и подкастах), а также излагаются публично в рамках дискуссий, кинопоказов, профессиональных форумов.
Кинокритику (film criticism) отличают от киноведения (film studies), которое предполагает более глубокий исследовательский подход к изучению и описанию фильмов и в меньшей степени привязано к актуальным событиям мира кино. Кинокритика более оперативно реагирует на информационные поводы (премьеры, фестивали, премии, фанатские конвенты, визиты звёзд и т. д.), менее академична и предназначена для широкой аудитории. Кинокритические тексты, и в частности рецензии как самый распространённый их жанр, часто утилитарны, их задача – рассказать о фильмах и сериалах, обычно новинках проката, и сориентировать читателей, заслуживают ли их внимания обозреваемые произведения. Киноведение – раздел искусствознания, научная дисциплина, продукция которой (в виде статей и монографий) предназначена для более узкой аудитории – учёных, преподавателей и студентов профильных учебных заведений, профессионалов кино и тех, кто им интересуется.
Появление кинокритики
Возникновение кинематографа датируют концом 19 в. [первый публичный кинопоказ братьев Люмьер (cм. статью Луи Люмьер) состоялся в 1895 г. в Париже], и почти сразу новый вид искусства попал в поле зрения прессы. Например, газета The New York Times в 1896 г. разместила короткую заметку о показе братьев Люмьер. В том же году их фильмы в кафешантане «Театр концерт-паризьен» на Нижегородской ярмарке посмотрел писатель М. Горький. Свои впечатления он изложил в газете «Нижегородский листок»: «Я был у Омона и видел синематограф Люмьера – движущиеся фотографии. Впечатление, производимое ими, настолько необычайно, так оригинально и сложно, что едва ли мне удастся передать его со всеми нюансами… <…> …Экипажи едут из перспективы на вас, прямо на вас… Всё движется, живёт, кипит, идёт на первый план картины и исчезает куда-то с него…» (цит. по: Лебедев. 1965. С. 4).
Авторов первых газетных публикаций, выходивших на заре эпохи кино, интересовала прежде всего новая технология, медиум. Они делились своими впечатлениями от «синематографа» (франц. cinématographe – так назвали своё изобретение Люмьеры), но про содержание фильмов или тем более их художественные достоинства почти не писали.
В 1889 г. в Великобритании начал выходить специализированный отраслевой журнал Optical Magic Lantern and Photographic Enlarger («Волшебный оптический фонарь и фотоувеличитель»), в 1907 г. переименованный в Kinematograph and Lantern Weekly, а в 1919 г. – в Kinematograph Weekly, или Kine Weekly (краткая версия названия была принята как официальная в 1959 г.). В 1908 г. был запущен еженедельник Bioscope («биоскопами» называли первые кинокамеры) (The Bioscope). Рецензии на фильмы в этих изданиях стали публиковать значительно позже.
Пионером кинокритики в США считается Ф. Вудс, который с 1908 г. публиковал рецензии на фильмы в театральной газете New York Dramatic Mirror. Но в историю кино Вудс вошёл прежде всего как сценарист: он был соавтором одного из важнейших американских режиссёров, Д. У. Гриффита, с которым работал, в частности, над самой известной картиной Гриффита – «Рождение нации» («The Birth of a Nation», 1915). Возникновение кинокритики в Великобритании связывают с именем У. Дж. Фолкнера, корреспондента газеты London Evening News, который с 1912 г. вёл колонку о кино («kinema», как его тогда называли в Британии). Важность таких публикаций Фолкнер обосновывал тем, что «Кинотеатр… это больше не что-то удивительное; он стал частью повседневной жизни нации» (цит. по: Miller. 2012). Для современного читателя его тексты интересны духом времени, который автор ухватил и передал в момент бума «электротеатров» в Великобритании начала 1910-х гг.
В первые годы после своего появления кино считалось развлечением, технической диковиной. В 1911 г. итало-французский писатель и критик Р. Канудо опубликовал манифест «Рождение седьмого искусства», в котором отстаивал право кино называться искусством. Канудо писал, что кино представляет собой синтез шести существующих искусств (скульптуры, архитектуры, живописи, музыки, поэзии и танца), а также называл его «пластическим искусством в движении» (Canudo. 1911. P. 171).
В 1920-е гг. вместе с усложнением киноязыка развивалась и кинокритика – теперь она предлагала не только пересказ сюжета, но и анализ фильмов, оценку их художественных достоинств (Battaglia. 2010). Материалы о кино начали регулярно появляться в печати: например, их публиковали журналы The Nation и The New Republic. О фильмах в тот период часто писали тем же языком, что и о театральных постановках. Некоторые критики, такие как О. Фергюсон и Дж. Р. Эйджи, настаивали на ошибочности этого подхода. По их мнению, кинокритика должна разрабатывать собственный словарь и инструментарий (Bergstrom. 2015).
Кинокритика во 2-й половине 20 в.
В 1951 г. А. Базен, Ж. Дониоль-Валькроз и Ж.-М. Ло Дюка основали в Париже журнал Cahiers du Cinéma («Кинематографические тетради»), ставший впоследствии одним из самых влиятельных изданий о кино в мире. Журнал непосредственно связан с историей французской «новой волны»: в нём начинали свою карьеру в кино режиссёры Ж.-Л. Годар, Ф. Трюффо и К. Шаброль, а Э. Ромер и Ж. Риветт были его главными редакторами. Кроме того, именно в кругу авторов Cahiers du Cinéma сформировалась теория авторского кино (cinéma d’auteur), впервые изложенная в 1954 г. Ф. Трюффо. Сторонники авторской теории исходили из того, что режиссёрская профессия носит не ремесленный, а творческий, демиургический характер: постановщик контролирует каждый аспект создания фильма, а последний представляет собой прежде всего творение режиссёра, отражение его уникального ви́дения.
Примеру авторов Cahiers du Cinéma последовали их голливудские коллеги. «Вслед за "новой волной" американские кинокритики, такие как П. Богданович и П. Шредер, тоже начали снимать кино, которое стало естественным продолжением их творчества», – отмечал канадский исследователь кино Дж. Певер (цит. по: Bergstrom. 2015).
На звание самого влиятельного критика 20 в. претендует американец Р. Эберт, который на протяжении 40 с лишним лет, с 1967 г. и вплоть до своей смерти в 2013 г., писал кинорецензии для газеты Chicago Sun-Times. Кроме того, он вёл популярную телепередачу, в которой вместе с соведущими (самый известный из них – кинокритик газеты Chicago Tribune Дж. Сискел) обсуждал новинки проката. К наиболее влиятельным кинокритикам 2-й половины 20 в. также относят американку П. Кейл. Она начала карьеру в середине 1950-х гг., когда писала для журналов City Lights, Partisan Review, Moviegoer, Film Quarterly, а также вела передачу на радио. В 1965 г. вышел её сборник «Я сошла с ума в кино» («I Lost It at the Movies»), после чего Кейл пригласили вести рубрику в журнале The New Yorker, с которым она сотрудничала до 1991 г.
П. Кейл была известна строгостью, язвительностью и эмоциональностью – она с одинаковой горячностью ругала и хвалила фильмы, не боялась писать разгромные отзывы на общепризнанных фаворитов публики и давать положительные оценки аутсайдерам. Например, считается, что её рецензия на «Бонни и Клайд» («Bonnie and Clyde», 1967, режиссёр А. Пенн) спасла фильм от провала; а впоследствии он вошёл в золотой фонд мирового кино и был признан классическим образцом «Нового Голливуда». Кейл вела многолетнюю публичную полемику с критиком The Village Voice и The New York Observer Э. Саррисом – сторонником и популяризатором теории авторского кино. По её мнению, фильм – коллективное произведение и неправильно приписывать его создание только режиссёру. «Авторская теория – это попытка взрослых мужчин оправдать пребывание в узком кругу своего жизненного опыта детства и отрочества, когда мужественность казалась значимой и важной», – писала Кейл (цит. по: Powell. 2009). Сторонники того и другого подходов в американской кинокритике даже получили соответствующие прозвища – «полетты» (Paulettes) и «сарристы» (Sarristes).
Кинокритика в СССР
В 1920-х гг. в СССР начали появляться специализированные издания о кино. В 1925–1928 гг. выходил ежемесячный журнал «Советское кино». Авангардному оформлению соответствовало актуальное содержание: в журнале публиковались рецензии на фильмы С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, В. И. Пудовкина и Дзиги Вертова. Вёрсткой занималась художница В. Ф. Степанова, участвовавшая в работе литературно-художественных журналов «ЛЕФ» и «Смена». Муж Степановой, знаменитый советский живописец и график А. М. Родченко, вёл в «Советском кино» фоторубрику.
С 1918 г. выходила иллюстрированная еженедельная «Кино-газета» (Майоров. 2016). В качестве приложения к ней в 1925 г. появился журнал «Советский экран», который с перерывами издавался до 1998 г. С 1957 г., когда «Советский экран» возобновил публикацию после более чем десятилетнего перерыва, он выходил 1 раз в 2 недели. В таком формате он стал одним из самых популярных изданий в СССР, в 1970–1980-х гг. его тиражи приближались к 2 млн экземпляров. Читатели журнала ежегодно выбирали лучший фильм, актёра и актрису. В 1998 г. журнал закрылся из-за проблем с финансированием.
Самое старое из действующих изданий о кино в России, пережившее распад Советского Союза и действующее в 21 в. и одно из старейших в Европе, – журнал «Искусство кино». Он появился в 1931 г. после объединения журналов «Кино и жизнь» и «Кино и культура» и изначально назывался «Пролетарское кино». Своё нынешнее название получил в 1936 г. В отличие от «Советского экрана», рассчитанного на массовую аудиторию, «Искусство кино» предназначалось скорее профессиональному читателю и выходило меньшими тиражами. До Великой Отечественной войны в журнале публиковались важные теоретические работы С. М. Эйзенштейна, В. Б. Шкловского, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, г. М. Козинцева, Ж. Садуля, после войны – тексты С. И. Параджанова и А. А. Тарковского. Ключевую роль в постсоветской истории «Искусства кино» сыграл культуролог Д. Б. Дондурей, возглавлявший журнал в 1993–2017 гг. При Дондурее изданию удалось сохранить основной костяк авторов и превратиться в одну из наиболее авторитетных культурных институций. После его смерти пост занял кинокритик А. В. Долин (выполняет функции иностранного агента), при котором журнал провёл ребрендинг печатной версии и запустил новый сайт. В 2022 г. исполняющим обязанности главного редактора «Искусства кино» стал искусствовед, историк кино С. Н. Дединский.
Известное выражение В. И. Ленина «…вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» впервые появилось в печати в такой формулировке в 1925 г., в воспоминаниях наркома просвещения А. В. Луначарского (цит. по: Беседа с В. И. Лениным … 1925. С. 19). В статье «Киноведение» Большой советской энциклопедии говорилось: «В социалистических странах кино базируется на марксистско-ленинской эстетике… … Основная направленность советского кино в 1920-е гг. – изучение выразительных средств кино, связанных с образно-публицистической трактовкой материала действительности в целях революц<ионного> воспитания масс. … В 30-е гг. перед советским кино встали новые задачи, обусловленные введением звука, а главное – обращением киноискусства к изображению личности нового человека, формирующегося в борьбе за революцонное преобразование мира» (Большая советская энциклопедия. Т. 12. 1973. С. 127).
Кинокритика после появления Интернета
С появлением Интернета кинокритика перестала быть исключительно профессиональной сферой. Чтобы оставить отзыв на фильм, больше не нужно быть штатным сотрудником профильного издания или кинообозревателем: на сайтах-агрегаторах (например, Rotten Tomatoes и Metacritic, в России – «Кинопоиск») написать рецензию и поставить оценку фильму может любой желающий. Кроме того, рецензии можно публиковать на личном сайте или на странице в социальных сетях. Свои кинообзоры выкладывают блогеры [один из самых популярных в российском сегменте Интернета – Е. Баженов (BadComedian)], чья аудитория зачастую значительно шире, чем у профессиональных критиков.
Многообразие оценок поднимает вопрос экспертизы: что релевантнее и ценнее – мнение определённого профессионального кинокритика или усреднённый балл на основе пользовательских оценок, которые фильм получил на сайтах-агрегаторах. Ситуация, когда кинокритиком может быть любой человек с доступом к Интернету, породила дискуссию о смерти этой профессии (Roe. 2019; Roberts. 2010). Однако не все восприняли изменения негативно. Р. Эберт считал, что Интернет станет площадкой для обсуждения и анализа фильмов и приветствовал появление любительских отзывов в сети. В 2002 г. он запустил собственный блог – RogerEbert.com, в котором выкладывал свои тексты и который в итоге стал профильным медиа.
Кинокритика в Российской Федерации
После распада Советского Союза в России стали появляться новые издания о кино. В 1990 г. был основан издательский дом «Видео-Асс», который выпускал несколько журналов о кино – «Видео-Асс Экспресс», «Видео-Асс Сателлит», «Видео-Асс Premiere», а также «Видео-Асс Dendy» и «Видео-Асс Корона» про компьютерные игры. В 1998 г. издательский дом закрылся. В 1989 г. был основан журнал «Сеанс». В конце 1990-х гг. появился целый круг профессиональных изданий о кино не столько критической, сколько индустриальной направленности: «Кино Парк», Premiere, Total DVD, российские версии крупных зарубежных изданий Empire, Total Film, The Hollywood Reporter. Рецензии на фильмы также публиковались в глянцевых изданиях для модной молодёжи, появившихся в 1990-х гг.: «Афиша» (1999–2015), «ОМ» (1995–2006), «Птюч» (1994–2003) и т. д. Однако узкий рекламный рынок, трудности с распространением и особенности отечественной киноиндустрии постепенно привели к свёртыванию большинства упомянутых проектов (Табаченко. 2012). Так, прекратили своё существование российские версии Empire, Total Film и The Hollywood Reporter, а после закрытия печатной версии «Афиша» превратилась исключительно в онлайн-издание.
Важное место в системе российской кинокритики занимали соответствующие рубрики крупнейших федеральных газет. Актуальная кинокритика также перешла в популярные телеграм-каналы (Cinemaholics, «Запасаемся попкорном» и т. д.) и подкасты («В предыдущих сериях», «Крупным планом» и т. д.). Крупнейшей платформой, агрегатором и площадкой для пользовательских и профессиональных рецензий остаётся сайт «Кинопоиск».