Ланг Фриц
Ланг Фриц (Fritz Lang; Фридрих Кристиан Антон Ланг, Friedrich Christian Anton Lang) (5.12.1890, Вена – 2.8.1976, Беверли-Хилс, штат Калифорния, США), немецкий кинорежиссёр, сценарист.
Сын архитектора Антона Ланга. В конце 1900-х гг. учился на архитектурном факультете Высшей технической школы, затем в Академии изобразительных искусств в Вене, в 1-й половине 1910-х гг. – в Государственной художественной школе в Мюнхене, в Школе живописи М. Дени и академии Р. Жюлиана в Париже.
Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг. В 1916 г., находясь в госпитале, написал сценарии, по которым были сняты фильмы «Хильда Уоррен и Смерть» Дж. Мея (1917) и «Чума во Флоренции» О. Рипперта (1919).
В 1918 г., работая в одном из венских театров, получил приглашение кинопродюсера Э. Поммера и в качестве сценариста поступил на киностудию Decla.
В 1918–1919 гг. снял 4 фильма, в которых нашли отражение неоромантические и экспрессионистские мотивы, ставшие определяющими в его творчестве: «Полукровка», «Хозяин любви», «Пауки, часть 1. Золотое озеро» и «Харакири».
Писал сценарии для немецкой студии Ufa и американской Nero-Film.
В 1920 г. познакомился со своей будущей женой – писательницей Теа фон Харбоу, автором сценариев ко всем его картинам вплоть до 1933 г. Первый крупный режиссёрский успех принёс фильм «Усталая смерть» (1921) – философско-лирическая притча о любви, пытающейся победить смерть. В это время Ланг сформулировал идею о национальной природе киноискусства, призванного выразить характерные особенности мировосприятия своего народа. Руководствуясь этой идеей, создал свои лучшие фильмы: детективную драму о гении преступного мира «Доктор Мабузе – игрок» (1922); уникальные по масштабу и силе воздействия экранизации средневекового эпоса «Нибелунги: Зигфрид» и «Нибелунги: месть Кримхильды» (1924), в которых стремился воплотить в экранных образах «германский дух»; антиутопию «Метрополис» (1927).
Творчество Ланга, новаторское в области изобразительной формы и драматургии, вывело мировой кинематограф на новый уровень художественной выразительности.
В 1931 г. режиссёр вновь обратился к теме преступности, сняв свой первый звуковой фильм «М», повествующий о маньяке, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Фильм «Завещание доктора Мабузе» (1933), в аллегорической форме демонстрирующий власть гитлеризма над сознанием людей, был запрещён нацистской цензурой.
В 1933 г. Ланг эмигрировал во Францию. В Париже поставил мистико-фантастическую драму «Лилиом» (1934), не имевшую большого успеха.
С середины 1930-х гг. в Голливуде («Ярость», 1936, и др.).
С 1958 г. в ФРГ, где снял свои последние фильмы: «Индийская гробница» (1958), «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960).
В 1963 г. как актёр участвовал в фильме Ж.-Л. Годара «Презрение».