Бергман Ингмар
Бе́ргман И́нгмар (Эрнст Ингмар Бергман, Ernst Ingmar Bergman) (14.7.1918, Уппсала – 30.7.2007, остров Форё, лен Готланд), шведский режиссёр кино и театра, сценарист, писатель.
Сын лютеранского пастора. Учился в Стокгольмском университете. Профессиональную деятельность начал в 1943 г. как редактор сценариев; в 1944 г. по его сценарию поставлен фильм «Травля» (режиссёр А. Шёберг). В 1946 г. поставил первый самостоятельный фильм «Кризис», однако индивидуальный авторский стиль сложился лишь в начале 1950-х гг. В 1940-х гг. работал в театрах Хельсингборга и Гётеборга, в 1950-х гг. в театрах Мальмё; в 1963–1966 гг. возглавлял Королевский драматический театр (Стокгольм).
В 1976 г. покинул Швецию, несколько лет работал в театрах Германии, Англии, Дании, не прерывая кинематографическую практику.
Бергман – автор более 60 кино- и телефильмов, для большинства из которых сам писал сценарии. Центральные темы творчества – психология межличностных отношений (внутри семьи, в любовной паре и т. п.) и духовный мир женщины – обозначены в ряде фильмов конца 1940–1950-х гг.: «Жажда» (1949): «Лето с Моникой» (1953), «Улыбки летней ночи» (1955), «У истоков жизни» (1958, приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, в том же году) и др. В фильмах «Вечер шутов» (1953), «Лицо» (1958) жизнь цирковых артистов предстаёт как метафора взаимоотношений художника и общества. Влияние экзистенциализма прослеживается в философской притче в форме легенды из эпохи Крестовых походов «Седьмая печать» (1957, специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, в том же году), в медитации о старости и смысле жизни «Земляничная поляна» (1957, приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля; приз Венецианского кинофестиваля, оба – 1958) и во многих других работах.
Фильмы 1960-х гг. отличаются пессимистической интонацией – трилогия «Как в зеркале» (1961, премия «Оскар», 1962) «Причастие», «Молчание» (оба 1963). Сюрреалистическими мотивами пронизан фильм «Час волка» (1968). Среди наиболее значительных фильмов конца 1960–1970-х гг.: «Стыд» (1968), «Страсть» (1969), «Шёпоты и крики» (1972), «Волшебная флейта» (1975, экранизация оперы В. А. Моцарта), «Осенняя соната» (1978). Фильм об истоках фашизма «Змеиное яйцо» (1977) – редкий в творчестве Бергмана пример прямого обращения к социально-политической проблематике. В фильме «Сцены из супружеской жизни» (1973) эстетика телевизионного сериала подчинена углублённому исследованию распада семейного союза; к судьбе героев этой картины Бергман возвращается в фильме «Сарабанда» (2003). Во многом автобиографична семейная эпопея «Фанни и Александр» (1982, премия ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, 1983; премия «Оскар», 1984, и др.), для которой характерны сердечная атмосфера и идиллический финал (торжество традиционных христианских и семейных ценностей); в то же время здесь, как и в других работах Бергмана, ощущается влияние психоанализа.
Бергман – автор ряда телевизионных и документальных фильмов, в том числе «Форё-документ» (1979; о населении острова Форё); «После репетиции» (1984) и «Лицо Карин» (1986; посвящён матери режиссёра). В 1990-е гг. по сценариям Бергмана сняты фильмы: «Благие намерения» (1991, режиссёр Б. Аугуст), «Воскресные дети» (1992, режиссёр Д. Бергман); «Исповедальные беседы» (1996) и «Неверная» (2000; оба – режиссёр Л. Ульман).
В кинематографе Бергмана подчёркнуто бытовое начало соседствует с условно-притчевым, напряжённая эмоциональность – с глубинной интроспекцией, проникающей на уровень подсознания и нередко обращённой к психопатологическим казусам: расщеплению личности («Персона», 1966), болезненному дуэту психотерапевта и пациента («Лицом к лицу», 1976). Персонажи, даже связанные родственными узами, отчуждены друг от друга, однако ощущение тотальной отверженности в отсутствие Бога смягчено надеждой на его обретение. Для визуального решения фильмов Бергмана характерны минималистская условность видеоряда, простота построения кадров и мизансцен при активизации «языка» вещей и интерьеров; целям психологического анализа способствуют крупные планы, подробная фиксация мимики, выражения глаз; взгляд «в камеру».
В составе постоянной творческой группы Бергмана – актёры Б. Андерсон, Х. Андерсон, И. Тулин, Л. Ульман, Л. Нюман, Л. Улин, Г. Бьёрнстранд, М. фон Сюдов, Э. Юсефсон; оператор С. Нюквист и др. Влияние Бергмана прослеживается в ряде фильмов И. А. Авербаха, В. Аллена, Андрея А. Тарковского, Л. фон Триера, М. фон Тротта, а также французов «новой волны».
Среди театральных постановок (около 140): «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (1963), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1964), «Дон Жуан» Мольера (1965), «Войцек» Г. Бюхнера (1969), «Игра снов» А. Стриндберга (1970), «Двенадцатая ночь» (1975), «Король Лир» (1984) и «Гамлет» (1986) У. Шекспира, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (2000) – Королевский драматический театр; «Три сестры» А. П. Чехова (1978) – «Резиденцтеатр» (Мюнхен).
В 1978 г. Шведский институт кино учредил премию Ингмара Бергмана (вручалась до 2007).
Автобиографическое сочинение «Laterna magica» (1987, русский перевод 1989) и «Три дневника» («Tre dagböcker», 2004).
В 2012 г. в Стокгольмском городском театре режиссёр М. Линден поставил спектакль «Архив несбыточных мечтаний и видений», основанный на сценариях непоставленных фильмов, пьесах и других незавершённых проектах Бергмана.
2018 г. Британский институт кино объявил годом Ингмара Бергмана.
В 2018 г. The Criterion Collection (США) выпустила бокс-сет, включающий все фильмы Бергмана, а также книгу с комментариями к фильмам.