Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
Федера́льная коми́ссия по ры́нку це́нных бума́г, федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший в Российской Федерации в 1994–2004 гг. проведение государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечения прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
История
Начиная с 1991 г. в результате глубоких институциональных экономических реформ в России быстрыми темпами начал формироваться рынок ценных бумаг. Масштабная приватизация государственных предприятий и связанное с ней появление в гражданском обороте акций, развитие практики финансирования дефицита федерального бюджета за счёт выпуска государственных облигаций, использование вексельных схем для преодоления кризиса неплатежей, массовые нарушения прав инвесторов вследствие неконтролируемого выпуска в обращение сомнительных ценных бумаг и их суррогатов коммерческими организациями требовали соответствующего государственного регулирования.
В тот период полномочия по регулированию рынка ценных бумаг были разделены между несколькими органами государственной власти, среди которых основными были Министерство финансов РФ, Государственный комитет по управлению имуществом РФ, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Особое место в вопросах государственного регулирования и контроля в сфере рынка ценных бумаг принадлежало также Банку России (с 2002 – Центральный банк РФ) (Габов. 2011. С. 1039–1041). Каждый из указанных органов отвечал только за свою часть отношений, связанных с финансовым рынком, что не способствовало выработке согласованных единых нормативных требований.
Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ
В целях преодоления данных недостатков 9 марта 1993 г. была учреждена Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, являющаяся коллегиальным органом, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг (распоряжение Президента РФ от 9 марта 1993 № 163-рп «О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации»).
Состав данной комиссии утверждался Президентом РФ из представителей Государственного комитета по управлению имуществом РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Банка России, Российского фонда федерального имущества, представителей фондовых бирж. Председателем Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ был назначен Р. Г. Орехов.
Комиссия подчинялась Президенту РФ и была наделена важными функциями по разработке проектов нормативных актов, регулирующих порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также правоприменительными полномочиями, в том числе связанными с организацией проведения аудиторских проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, служебных расследований, направлением предписаний эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг.
Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ
В дальнейшем, 4 ноября 1994 г., на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ образовалась Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (далее – Комиссия по ценным бумагам) (п. 6 Указа Президента РФ от 4 ноября 1994 № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», указ вступил в силу 10 ноября 1994).
Её отличием от предыдущего органа являлся, во-первых, более широкий коллегиальный состав (включались дополнительно представители Администрации Президента РФ, Министерства экономики РФ, Министерства юстиции РФ, Государственной налоговой службы РФ, Государственной инспекции РФ по негосударственным пенсионным фондам, Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, а также по согласованию – по одному представителю палат Федерального Собрания РФ).
Во-вторых, Комиссия по ценным бумагам впервые получила статус федерального органа исполнительной власти по осуществлению контроля и регулирования рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Её деятельность осуществлялась на коллегиальной основе, персональный состав утверждался Правительством РФ (первоначальный состав Комиссии по ценным бумагам был определён в количестве 22 человек, председателем был назначен А. Б. Чубайс, численность работников исполнительной дирекции составляла 117 ед.) (постановление Правительства РФ от 13 декабря 1994 № 1374 «Вопросы Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации»). Позднее Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 г. № 202 Комиссия по ценным бумагам была приравнена по статусу к федеральному министерству (Указ Президента РФ от 27 февраля 1995 № 202 «О статусе Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации»).
В-третьих, более подробно регламентированы нормотворческие и правоприменительные функции Комиссии по ценным бумагам, впервые прямо указывается на полномочия по вопросам установления порядка и осуществления лицензирования различных видов деятельности на рынке ценных бумаг, утверждения стандартов эмиссии ценных бумаг, правил осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами. Комиссия получила право принимать решения о приостановлении действия лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, направлять обязательные для исполнения эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, их саморегулируемыми организациями предписания.
Помимо этого, важным отличием Комиссии по ценным бумагам стала её активная нормотворческая деятельность. Так, было разработано и принято порядка 20 постановлений по наиболее актуальным аспектам нормативного регулирования рынка ценных бумаг того периода, включая вопросы порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, основ осуществления деятельности паевых инвестиционных фондов, лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. содержал новое наименование и компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по вопросам государственного регулирования и контроля в области рынка ценных бумаг, – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
1 июля 1996 г. были подписаны два важнейших для дальнейшего развития отечественного рынка ценных бумаг указа Президента РФ.
В соответствии с первым из них в целях осуществления единого государственного подхода к формированию и развитию рынка ценных бумаг, обеспечения на рынке сочетания интересов экономической безопасности государства, привлечения инвестиций в промышленность и защиты прав граждан была утверждена Концепция развития рынка ценных бумаг (Указ Президента РФ от 1 июля 1996 № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»). Данная концепция чётко формулировала систему, задачи и основные принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг, закрепляла национальные интересы России на том этапе. Концепция предусматривала также основные направления развития нормативной правовой основы обеспечения рынка ценных бумаг в России.
Вторым указом президента Комиссия по ценным бумагам была преобразована в ФКЦБ России (Указ Президента РФ от 1 июля 1996 № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»). Отдельно в этом указе устанавливалось, что ФКЦБ России являлась правопреемницей Комиссии по ценным бумагам, закреплялись задачи, функции, компетенция и основы организации деятельности нового органа власти.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в 1996–1998 гг.
Согласно новому правовому статусу, ФКЦБ России являлась федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Предельная численность работников ФКЦБ России была определена в количестве 292 ед. в центральном аппарате (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и 1000 ед. в её региональных отделениях (постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 № 119 «Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»).
Необычно был решён вопрос подчинения ФКЦБ России – непосредственно Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним Конституцией РФ и законодательством РФ. Такое положение наглядно демонстрировало внимание политического руководства России того периода к вопросам развития рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов и вкладчиков.
На начальном этапе существования ФКЦБ России являлась коллегиальным органом и состояла из 6 членов: руководителя ФКЦБ России – председателя ФКЦБ России, являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, трёх заместителей председателя ФКЦБ России и секретаря ФКЦБ России.
Должности первого заместителя председателя, трёх заместителей председателя ФКЦБ России и секретаря ФКЦБ России являлись государственными должностями государственной службы и замещались в установленном законодательством РФ порядке.
Члены ФКЦБ России назначались на должность и освобождались от должности Президентом РФ. Председатель ФКЦБ России назначался на должность указом Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Другие члены Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг назначались на должность и освобождались от должности распоряжениями Президента РФ по представлению председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в 1996–1998 гг.
К компетенции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг был отнесён широкий круг вопросов, связанных с государственным регулированием и контролем в сфере рынка ценных бумаг:
осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядка регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандартов страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;
установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, в том числе обеспеченными недвижимым имуществом, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учёта и составления отчётности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливались ФКЦБ России совместно с Министерством финансов РФ;
установление единых требований к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;
установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах;
выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влекло аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
утверждение порядка лицензирования и установление обязательных требований к порядку ведения реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирование указанных лицензий при нарушении требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утверждённых ФКЦБ России;
определение стандартов деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утверждённых ФКЦБ России;
обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследований по вопросам развития рынка ценных бумаг;
разработка проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы;
разработка соответствующих методических рекомендаций по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;
осуществление руководства региональными отделениями ФКЦБ России;
ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
установление и определение порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;
обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ;
осуществление надзора за соответствием объёма выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
установление соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.
Решения ФКЦБ России по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства РФ и нормативных актов о ценных бумагах принимались в форме постановлений.
Постановления принимались на заседании ФКЦБ России большинством голосов при условии, что на нём присутствовали не менее ⅔ членов комиссии. При равенстве голосов в процессе голосования принималось то решение, за которое проголосовал председатель ФКЦБ России.
Постановления, принятые ФКЦБ России, подписывались её председателем, а в его отсутствие – первым заместителем председателя. Протоколы заседаний ФКЦБ России подписывались председателем и секретарём ФКЦБ России. Члены ФКЦБ России были вправе требовать внесения их мнения по отдельным вопросам в протокол, а также приобщения к протоколу особого мнения в письменной форме и отдельных материалов.
Постановления ФКЦБ России по вопросам, отнесённым к её компетенции, были обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями.
Принятие постановлений ФКЦБ России без предварительного рассмотрения их на экспертном совете не допускалось. Постановления ФКЦБ России подлежали обязательному опубликованию в официальном издании – «Вестнике Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1263 «Об информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку"»). Первоначально постановления ФКЦБ России вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Министерстве юстиции России.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в 1998–2000 гг.
Такой исключительный порядок действовал до вступления в силу 2 декабря 1998 г. поправок в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (Федеральный закон от 26 ноября 1998 № 182-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"»), согласно которым постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, имевшие нормативный характер, подлежали государственной регистрации в Министерстве юстиции в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Постановления ФКЦБ России могли быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суде или арбитражном суде.
Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимались федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с ФКЦБ России.
В целях реализации своей компетенции ФКЦБ России была вправе:
выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);
квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ;
устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;
в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения ФКЦБ России о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен был принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;
по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, отказывать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;
организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также отзывать их;
направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ России;
направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесённым к компетенции ФКЦБ России (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ России;
применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства РФ;
устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.
Помимо указанных правоприменительных полномочий, в 1999 г. ФКЦБ России в соответствии с Федеральным законом от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ст. 12) впервые получила право привлекать к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц (до 200 минимальных размеров оплаты труда), индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (до 10 000 минимальных размеров оплаты труда) за совершение следующих 12 правонарушений:
публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме ценных бумаг и документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ, в нарушение требований, установленных законодательством РФ;
непредоставление инвестору информации, предусмотренной законодательством РФ;
совершение профессиональными участниками сделок с ценными бумагами, отчёт об итогах выпуска которых не зарегистрирован;
нарушение порядка и сроков раскрытия (опубликования) информации профессиональным участником или эмитентом, обязанность по раскрытию (опубликованию) которой предусмотрена законодательством РФ о ценных бумагах;
нарушение эмитентом установленных требований к проведению эмиссии ценных бумаг, в том числе совершение эмитентом сделок по размещению ценных бумаг, выпуск которых приостановлен;
незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг, либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений, либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра, равно как и невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение указанного реестра, иных законных требований владельца ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг;
предоставление документов, предусмотренных законодательством РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, содержащих недостоверную информацию;
воспрепятствование проведению проверки федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченной им организацией;
непредставление профессиональным участником, эмитентом или саморегулируемой организацией по требованию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг информации, представление которой необходимо для осуществления деятельности указанного органа, а также представление ими недостоверной информации;
неисполнение профессиональным участником, эмитентом или саморегулируемой организацией предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
обещание в любой форме дохода инвестору по ценным бумагам профессиональными участниками, выплаты дохода по которым не являются обязанностью эмитента;
воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, регистратора, оказание давления на инвестора.
Процедура привлечения к административной ответственности была установлена в постановлении ФКЦБ России от 7 июня 1999 г. № 3 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Указанные составы административных правонарушений применялись ФКЦБ России вплоть до вступления в силу с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором несколько иначе были изложены новые статьи, формулирующие составы административных правонарушений в области рынка ценных бумаг.
Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров
В преддверии начала президентской выборной кампании 1996 г. резко обострился вопрос, связанный с массовым обманом вкладчиков и неисполнением перед ними обязательств многочисленными компаниями, использующими принцип финансовых пирамид. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и акционеров, которым был причинён ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках, в соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров», был образован Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.
Данный фонд продолжает действовать в настоящее время, осуществляя компенсацию выплат лицам, которым был причинён ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ. Одним из учредителей фонда от имени государства выступила ФКЦБ России.
Государственная комиссия по защите прав инвесторов
16 июля 1997 г. Указом Президента РФ № 730 «О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» в целях организации разработки и реализации системы государственных мер по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России была образована Государственная комиссия по защите прав инвесторов (далее – Государственная комиссия). Указанная комиссия являлась коллегиальным органом, в состав которого входили представители различных органов власти (в том числе представители Федерального Собрания РФ, высших судебных инстанций, правоохранительных органов, министерств и ведомств, включая представителя ФКЦБ России).
Наиболее важными функциями Государственной комиссии являлись координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав и законных интересов инвесторов, разработка и осуществление мероприятий по привлечению инвестиций в российскую экономику и их защите, а также организация контроля за осуществлением всесторонней и полной проверки расследования фактов нарушения прав и законных интересов инвесторов.
Государственная комиссия подчинялась и была подотчётна Президенту РФ, а организационно-техническое обеспечение её деятельности было возложено на ФКЦБ России.
Функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
ФКЦБ России издавала распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имевшим распорядительный или индивидуальный характер и не требовавшим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения принимались при согласии не менее половины членов ФКЦБ России и подписывались её председателем или первым заместителем. Распоряжения подлежали опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Для рассмотрения вопросов, имеющих межведомственный характер, в ФКЦБ России создавался совещательный орган – коллегия, состоявшая из 15 членов. Персональный состав коллегии утверждался Правительством РФ. Председателем коллегии по должности являлся председатель ФКЦБ России. Коллегия самостоятельно определяла свой регламент, который оформлялся распоряжением ФКЦБ России. Решения коллегии носили рекомендательный характер.
Структура Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
1. Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Отличие ФКЦБ России от остальных действовавших в тот период федеральных органов исполнительной власти заключалось в создании консультационно-совещательного органа – экспертного совета при ФКЦБ России.
Экспертный совет состоял из 25 членов, включая 7 представителей государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, 7 представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг, 7 представителей саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и 4 независимых экспертов.
Экспертный совет возглавлял его председатель. Председатель экспертного совета входил в состав коллегии по должности.
Представители государственных органов и организаций (Администрации Президента РФ, Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, Государственной налоговой службы РФ, Банка России и Российского фонда федерального имущества) включались в состав экспертного совета по представлению этих государственных органов и организаций.
Кандидатуры представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг избирались в состав экспертного совета в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Кандидатуры представителей саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений избирались в состав экспертного совета указанными организациями самостоятельно.
Персональный состав экспертного совета утверждался распоряжением ФКЦБ России.
Экспертный совет осуществлял:
подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий ФКЦБ России;
разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг;
предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых ФКЦБ России, и их публикацию по требованию любого члена экспертного совета.
Экспертный совет был вправе большинством голосов приостановить на срок до 6 месяцев введение в действие постановлений ФКЦБ России.
2. Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Председатель ФКЦБ России был наделён следующими правами:
руководил её деятельностью;
подписывал решения и иные документы ФКЦБ России;
направлял в установленном порядке предписания;
распределял обязанности между первым заместителем, заместителями председателя ФКЦБ России;
организовывал деятельность рабочего аппарата ФКЦБ России;
назначал на должность и освобождал от должности сотрудников рабочего аппарата ФКЦБ России, принимал решения о их поощрении, применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
распоряжался финансовыми средствами ФКЦБ России;
организовывал подготовку материалов для принятия решений.
3. Центральный аппарат Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В Центральном аппарате ФКЦБ России были созданы следующие управления, организованные в соответствии с основными направлениями её деятельности:
управление методологии финансовой информации и отчётности;
управление контроля за проведением операций с ценными бумагами;
управление регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
управление регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;
управление взаимодействия с регионами;
управление регулирования деятельности регистраторов, депозитариев и клиринговых организаций;
управление регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг;
управление взаимодействия с саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторами;
юридическое управление;
учебно-методическое управление;
управление внешних связей;
управление делами;
управление бухгалтерского учёта.
Для реализации своих функций и задач ФКЦБ России в 1997 г. были образованы 15 региональных отделений на территории РФ. Региональные отделения образовывались решением ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и действовали на основании положения, утверждённого ФКЦБ России. Разделение компетенций между центральным аппаратом ФКЦБ России и её региональными отделениями устанавливалось отдельными распоряжениями ФКЦБ России (например, распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 9 июня 1997 № 274-р «О порядке распределения функций по лицензированию регистраторов и контролю за их деятельностью между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и региональными отделениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»).
4. Региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Региональные отделения ФКЦБ России были созданы в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Владивосток, Красноярск, Орёл, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск. Перечень субъектов РФ, на территории которых осуществлялась деятельность конкретного регионального отделения, утверждался распоряжением ФКЦБ России (например, распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 21 сентября 2000 № 804-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность региональные отделения ФКЦБ России, и о взаимодействии ФКЦБ России с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах»).
Региональные отделения обеспечивали:
выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка;
реализацию принимаемых ФКЦБ России решений;
контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Председатель регионального отделения ФКЦБ России назначался на должность и освобождался от должности председателем ФКЦБ России по согласованию с главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» предполагалось преобразование ФКЦБ России в Государственный комитет Российской Федерации по рынку ценных бумаг. Однако данный указ не был реализован (уже 6 сентября 1996 Указом Президента РФ № 1326 «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» решение о преобразовании было исключено из Указа № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), и ФКЦБ России продолжила свою деятельность в прежнем статусе.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в 2000–2004 гг.
Указом Президента РФ от 3 апреля 2000 г. № 620 Положение о ФКЦБ России было изложено в новой редакции (Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг). В целом вопросы компетенции и основ организации деятельности ФКЦБ России не претерпели существенных изменений. Было увеличено количество членов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг с 6 до 11 (председатель ФКЦБ России, первый заместитель председателя, 3 заместителя председателя, секретарь ФКЦБ России и 5 новых членов ФКЦБ России).
Председатель ФКЦБ России по-прежнему назначался на должность и освобождался от должности Президентом РФ и по должности являлся федеральным министром. Остальные члены ФКЦБ России назначались на должность и освобождались от должности Правительством РФ.
Первым председателем ФКЦБ России был назначен Д. В. Васильев, который её возглавлял с 1 июля 1996 по 1 февраля 2000 гг. После отставки Васильева председателем ФКЦБ России был назначен И. В. Костиков (1 февраля 2000 – 9 марта 2004).
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Её функции были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.