Административное правонарушение
Администрати́вное правонаруше́ние, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Законодательство ряда зарубежных государств не содержит понятия «административное правонарушение». Противоправные деяния в этих странах рассматриваются в рамках уголовного права.
Так, в США преступление, наказуемое лишением свободы на срок не более одного года или меньшим наказанием, квалифицируется как проступок (misdemeanor). Преступления, которые влекут более строгие наказания, определяются как «фелония» (felony).
Согласно Уголовному кодексу Франции (Code pénal, 1994) преступные деяния в зависимости от их тяжести подразделяются на преступления (crime), правонарушения (délit) и проступки (contravention). Проступок является наименее тяжкой категорией деяний. Основная мера наказания за его совершение – штраф в размере менее 3000 евро.
Уголовный кодекс Италии (Codice penale, 1930) оперирует терминами «преступление» (delitto), а также «проступок» (contravvenzione). В отличие от преступления совершение проступка не влечёт за собой лишения свободы, а наказывается арестом или штрафом. Закон «Об изменениях в системе уголовного судопроизводства» (Modifiche al sistema penale, 1981) ввёл в правовое регулирование в Италии понятие «административная санкция» (sanzione amministrativa), которая назначается за совершение проступка.
В свою очередь, в других государствах приняты специальные законы об административных правонарушениях, направленные на разграничение таких деяний и уголовных преступлений. Так, в ФРГ Закон об административных правонарушениях (Gesetz über Ordnungswidrigkeiten, 1968) рассматривает административное правонарушение (Ordnungswidrigkeit) как нарушение закона (незаконное и предосудительное действие), за которое в качестве наказания предусматривается денежный штраф.
Закон Китайской Народной Республики об административных наказаниях (1996) в качестве административного правонарушения рассматривает поведение, нарушающее нормы законов, постановлений и распоряжений органов исполнительной власти.
Законодательство стран Содружества Независимых Государств содержит кодифицированные акты об административных правонарушениях. Примерами могут служить:
– Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (2021), согласно которому административным правонарушением признаётся противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица и юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность;
– Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (2014), который рассматривает административное правонарушение в качестве противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) действия либо бездействия физического или юридического лица, за которое кодексом предусмотрена административная ответственность;
– Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях (2008), согласно которому административное правонарушение следует понимать как противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, совершение которого в установленном кодексом порядке влечёт административную ответственность.
В Российской Федерации определение понятия «административное правонарушение» получило закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (2001). Законодатель отказался от термина «административный проступок», который содержался в Кодексе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об административных правонарушениях (1984) и согласно которому «административным правонарушением (проступком) признавалось посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность» (ст. 10).
Термин «проступок» содержится в действующем трудовом законодательстве и законодательстве о государственной службе, где понимается как ненадлежащее исполнение или неисполнение трудовых либо служебных обязанностей. Дисциплинарный проступок означает нарушение трудовой или служебной дисциплины. Совершение дисциплинарного проступка посягает на внутренний трудовой распорядок организации, на порядок прохождения государственной службы.
В отличие от дисциплинарного проступка административное правонарушение заключается в несоблюдении общеобязательных правил и норм. Общественные отношения, которые являются объектом посягательства административного правонарушения, выходят за рамки трудовых и служебных правоотношений.
Специфическими признаками административного правонарушения являются его противоправность, виновный характер совершения, общественная вредность и наказуемость.
Противоправный характер административного правонарушения проявляется в нарушении установленных законодательством запретов. Перечень противоправных деяний, признаваемых административными правонарушениями, содержится в КоАП РФ и в законах субъектов Российской Федерации. Административные правонарушения посягают на права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства. Нормы, которые содержатся в отдельных главах КоАП РФ, объединены по признаку общего родового объекта посягательства административного правонарушения, в качестве которого выступает определённый круг общественных отношений.
Некоторые статьи КоАП РФ обладают отсылочным характером, что требует обращения к иным правовым актам для вывода о наличии административного правонарушения в совершённом деянии. Примером может служить ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ст. 15.5 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчёта по страховым взносам) в налоговый орган. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что административные правонарушения могут выражаться в посягательстве на общественные отношения, закреплённые нормами не только административного, но и трудового, экологического, налогового, конституционного и иных отраслей права. Однако деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если запрет на его совершение установлен в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
КоАП РФ является единственным нормативным правовым актом в Российской Федерации, содержащим составы административных правонарушений, совершение которых запрещено на всей территории Российской Федерации.
Законодательство не обязывает субъекты Российской Федерации принимать кодифицированные акты об административных правонарушениях, что обусловливает возможность принятия как одного, так и нескольких законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать ответственность лишь за те административные правонарушения, ответственность за совершение которых не предусмотрена КоАП РФ. При этом субъекты Российской Федерации обязаны пользоваться закреплённым в КоАП РФ определением административного правонарушения.
Виновность как признак административного правонарушения выражает отношение лица, его совершившего, к противоправному деянию. Деяние может быть выражено в форме как действия, так и бездействия, однако во всех случаях для вывода о наличии административного правонарушения необходимо установить, имелась ли вина нарушителя. В случае если нарушителем является физическое лицо, оно может совершить административное правонарушение умышленно или по неосторожности. Как умысел, так и неосторожность свидетельствуют о наличии вины нарушителя.
Административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо осознаёт противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий. Лицо может не желать наступления последствий, однако сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. В обоих случаях следует сделать вывод о наличии умысла (прямого или косвенного соответственно) на совершение административного правонарушения.
Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий. Данная форма вины называется «легкомыслие». Неосторожность может проявляться и в форме небрежности, когда физическое лицо не предвидело возможности наступления противоправных последствий совершенного им деяния, однако должно было и могло предвидеть их наступление.
Если административное правонарушение совершено юридическим лицом, правила определения вины в форме умысла или неосторожности не применяются, поскольку невозможно определить психическое отношение юридического лица к совершённому деянию. Вина юридического лица определяется в зависимости от наличия у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения в случае, если такая возможность имелась, однако юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм.
В отличие от преступления, при определении административного правонарушения законодатель не закрепляет признак общественной опасности, ограничиваясь указанием на противоправность деяния. Следствием этого явилось существование в науке административного права двух позиций, согласно которым административное правонарушение понимается либо как общественно опасное деяние, обладающее меньшей общественной опасностью, чем преступление, либо как общественно вредное деяние, не обладающее признаком общественной опасности. Бесспорным является признание у административного правонарушения свойства наносить ущерб общественным отношениям, защищаемым законодательством от противоправных посягательств. При этом речь не идёт о наступлении каких-либо материальных последствий, например вреда жизни или здоровью людей, объектам животного или растительного мира, о причинении имущественного ущерба.
Существует множество административных правонарушений, имеющих т. н. формальный состав, когда для вывода о наличии административного правонарушения достаточно лишь факта совершения противоправного деяния (для материальных составов необходимо обязательное наличие последствия и причинной связи между ним и деянием, т. е. причинение реального вреда). И административное правонарушение с материальным составом, и административное правонарушение с формальным составом посягают на установленный порядок общественных отношений в той или иной сфере человеческой деятельности.
Административное правонарушение обладает свойством наказуемости, что означает применение за его совершение специально установленных государством санкций – административных наказаний.
Перечень административных наказаний содержится лишь в КоАП РФ и включает в себя такие наказания, как предупреждение; административный штраф; конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
За совершение административных правонарушений, установленных законами субъектов Российской Федерации, может быть назначено наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Следует отметить, что при совершении административных правонарушений не применяется принцип неотвратимости наказания, поскольку орган или должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут сделать вывод о малозначительности административного правонарушения и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Существует исключение, когда при наличии всех признаков административного правонарушения оно, тем не менее, не признаётся таковым и его совершение не влечёт назначения наказания. Речь идёт о совершении деяния при обстоятельствах крайней необходимости, когда причиняется вред охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица, совершившего деяние, или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, при этом данная опасность не может быть устранена иными средствами. Причинённый вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.
Законодательно закреплённое определение административного правонарушения требует дополнения признаком общественной вредности деяния. Таким образом, административным правонарушением должно признаваться виновно совершённое противоправное общественно вредное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Включение признака общественной вредности в определение административного правонарушения позволит избежать признания административным правонарушением любого деяния по воле законодателя и повысит уровень правовой оценки деяния при установлении и применении административной ответственности за его совершение. Признак общественной вредности административного правонарушения имеет первостепенное значение, поскольку от него зависит, следует ли признавать деяние противоправным и наказуемым. Вид и размер наказания за совершение административного правонарушения должен быть также обусловлен степенью его общественной вредности.