Россия. Основы конституционного строя. Местное самоуправление
Ме́стное самоуправле́ние в Росси́йской Федера́ции, самостоятельное (в пределах, установленных Конституцией и законами РФ) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения.
Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в муниципальных образованиях, территория которых определяется с учётом исторических и иных местных традиций. При этом с 2020 г. в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий, не входят в систему органов государственной власти, но при этом входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и иными государственными органами для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
В России правовые основы действующего местного самоуправления установлены Конституцией РФ (в частности, статьями 3, 12, 15, 24, 32, 33, 40, 46, 68, 72, 97, 103.1 и гл. 8 «Местное самоуправление»), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (до 2025 действует переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесёнными в 2019), Федеральным законом № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 г. «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Местное самоуправление на федеральной территории «Сириус» с 2021 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"» непосредственно в формах, предусмотренных законодательством РФ, а также через органы публичной власти федеральной территории «Сириус», осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа. С 2022 г. особенности организации местного самоуправления на территории Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны РФ устанавливаются Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 253-ФЗ «О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. При этом с 2020 г. органы государственной власти наделены правом участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении должностных лиц местного самоуправления и освобождении их от должности. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также (с 2020) в пределах своей компетенции обеспечивают доступность медицинской помощи. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом или законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Каждое муниципальное образование (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения) принимает свой устав, в котором в соответствии с законодательством регулируются система и деятельность органов местного управления. Законодательство определяет территориальные основы местного самоуправления.
Экономические основы местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований.
Собственный бюджет имеет каждое муниципальное образование. Местный бюджет предназначен для исполнения двух видов муниципальных расходных обязательств:
возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения;
исполняемых за счёт субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.
Закон прямо запрещает органам местного самоуправления использовать какие-либо иные формы образования и расходования денежных средств для исполнения своих расходных обязательств кроме местного бюджета (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ). При этом составной частью местных бюджетов могут выступать сметы доходов и расходов отдельных населённых пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
В собственности муниципальных образований может также находиться имущество, переданное Федерацией или субъектом РФ для выполнения некоторых полномочий государственных органов; имущество, переданное для обеспечения деятельности местного самоуправления (административные здания, транспортные средства); некоторые автомобильные дороги, мосты и другое имущество, переданное для обеспечения водоснабжения, электроснабжения и др. Муниципальные образования могут создавать свои организации, получать от них доходы.
Местный бюджет формируется за счёт налоговых и неналоговых доходов: местных налогов и сборов; отчислений от федеральных налогов и сборов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и региональных налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами); штрафов; доходов от использования и продажи муниципального имущества; платы за пользование водными объектами и за негативное воздействие на окружающую среду; межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций и др.) из вышестоящих бюджетов; самообложения населения (оно возможно в определённых размерах – в соответствии с законом) и т. д. В России экономическая основа местного самоуправления пока относительно слабая, требует дальнейшего укрепления.
Система и принципы местного самоуправления
Муниципальные образования и их органы не подчинены друг другу по вертикали. В пределах закона муниципальные образования автономны и самостоятельно решают свои местные вопросы.
Общие принципы осуществления публичной власти на местном уровне, установленные в указанных выше законах, в части непосредственной регламентации вопросов структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, как правило, детализируются в уставах соответствующих муниципальных образований.
Местное самоуправление в РФ осуществляется представительным органом местного управления, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом), контрольно-счётным органом, иными органами и выборными должностными лицами, если они предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными решающими полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой структуре представительного органа, главы муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа обязательно (за исключением мелких муниципальных образований, где, например, полномочия представительного органа осуществляет сход граждан). В сельских поселениях и во внутригородских муниципальных образованиях го́рода федерального значения может быть местная администрация, возглавляемая главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа. В муниципальных районах и поселениях, являющихся административными центрами таких районов, может быть местная администрация муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации этого поселения. Тогда в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, а его глава является также и председателем представительного органа этого поселения. Представительный орган (муниципальное собрание, совет депутатов и др.) формируется неодинаково. В поселениях, муниципальных округах, городских округах, внутригородских районах, внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения он состоит из депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах. В муниципальных районах представительный орган также может избираться, а может состоять по должности из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов, избранных непрямыми выборами – делегированных представительными органами поселений из своего состава.
Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования. Закон устанавливает нижнюю границу количества депутатов – не менее 7–35 человек (последнее – для крупных городов с населением свыше 500 тыс. человек). Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Предусмотрена процедура досрочного отзыва депутата, ненадлежащим образом выполняющего свои функции, избирателями путём голосования. Представительный орган имеет права юридического лица. В небольших поселениях (не более 100 человек) представительный орган не создаётся, его полномочия осуществляет сход граждан. Если в поселении проживает от 100 до 300 человек, может быть сформирован представительный орган, но возможно и решение всех вопросов сходом. Проведение схода граждан обеспечивает глава муниципального образования. Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, обладающее собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он избирается непосредственно гражданами (в этом случае либо входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию) или представительным органом муниципального образования из состава этого органа либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (тот или иной способ выборов определяется законом соответствующего субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование, и уставом муниципального образования).
На практике в большинстве муниципальных образований глава муниципальной администрации избирается из состава совета и является его председателем, а местной администрацией руководит глава исполнительного органа. Согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган может назначить главой исполнительного органа (главой местной администрации), по конкурсу, управляющего (менеджера). Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государства, гражданами; он подписывает документы, обнародует правовые акты муниципального образования, сам издаёт правовые акты. По некоторым вопросам (бюджет и др.) только он может вносить проекты решений в представительный орган. Глава муниципального образования может прекратить свои полномочия по уважительным причинам (стойкая неспособность к их выполнению по состоянию здоровья, утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом и др.); в случае обвинительного приговора против него; прекращения российского гражданства либо выявления факта наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства (а равно какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, – например, вида на жительство) и в ряде иных случаев. Кроме того, он может быть уволен в отставку по указанным в законе причинам (преимущественно неисполнение своих обязанностей) решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или представительного органа. Местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) может возглавлять глава муниципального образования, иное назначенное должностное лицо, управляющий, назначенный по конкурсу. Представительным органом для осуществления внешнего муниципального финансового контроля может быть образован контрольно-счётный орган (до 2011 либо назначался представительным органом, либо избирался непосредственно гражданами). В муниципальном образовании существует своя муниципальная служба (около 395 тыс. служащих на 2020). Муниципальные служащие должны быть вне партий и политической деятельности. Органы государства и субъектов РФ осуществляют контроль в отношении местного самоуправления, но не с точки зрения целесообразности вопросов, решаемых его органами с использованием собственных средств, а с позиций соблюдения законности и целевого расходования средств, предоставленных государством и субъектом РФ (выделенные средства не являются дотациями). Представительный орган местного самоуправления может быть распущен Президентом РФ или главой субъекта РФ в случае принятия этим органом противоправного нормативного правового акта, нарушающего Конституцию РФ, законы РФ или субъекта РФ, если такой акт будет предварительно признан судом противоправным и если представительный орган не отменит его в установленный срок. По этой же причине глава муниципального образования может быть отрешён от должности. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед гражданами. Депутаты и мэр могут быть досрочно отозваны избирателями. Муниципальные образования и их органы, признанные юридическими лицами, несут гражданско-правовую ответственность за причинение ущерба физическим и юридическим лицам.
Гарантии местного самоуправления
В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, запретом на ограничение прав местного самоуправления.