Чубайс Анатолий Борисович
Чуба́йс Анато́лий Бори́сович (род. 16.6.1955, Борисов Минской области, ныне Белоруссия), российский государственный и политический деятель, топ-менеджер, действительный государственный советник 1-го класса (1996). Окончил Ленинградский инженерно-экономический институт (ЛИЭИ) имени П. Тольятти (1977), Московский энергетический институт (2002). Муж А. А. Смирновой. Зять А. С. Смирнова.
Биография до 1990 г.
В 1977–1990 гг. преподавал в ЛИЭИ, доцент (1982). Член КПСС (1977–1990). Кандидат экономических наук (1983). В кандидатской диссертации «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях» проанализировал особенности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как объекта управления и влияние управленческих факторов на деятельность научно-технических организаций (НТО). Сделал вывод о необходимости планового подхода к совершенствованию управления НТО. Подготовил состав форм документов, позволяющий провести сбор данных и расчёт показателей оценки уровня управления и плана совершенствования управления НТО.
Возглавлял неформальный кружок ленинградских экономистов, искавших пути рыночного реформирования советской экономики. В 1983 г. сблизился с Е. Т. Гайдаром, в 1984 г. вместе с ним участвовал в деятельности Комиссии Политбюро по совершенствованию управления народным хозяйством.
В 1987 г. вместе с А. Н. Алексеевым, А. Г. Головым, П. С. Филипповым, С. А. Васильевым и др. основал общественно-политический клуб «Перестройка», один из соавторов его экономической программы. Клуб проводил политические и экономические дискуссии, осуществлял разработку законопроектов. Многие из его активных членов в 1989–1991 гг. были избраны депутатами советов разных уровней и лидерами новых политических партий.
В 1989 г. присоединился к предвыборному штабу «Выборы-89», участвовал в организации избирательной кампании Межрегиональной депутатской группы, сформировавшейся вокруг А. Д. Сахарова, Б. Н. Ельцина, Г. Х. Попова, А. А. Собчака и др. В 1990 г. присоединился к «Демократической платформе в КПСС».
В 1990 г. опубликовал работу «Венгерский опыт реформирования хозяйственного механизма», подготовленную после 10-месячной стажировки в Венгрии. Рассмотрел процесс реформирования экономики социалистической Венгрии, в ходе которого страна вернулась в мировую экономическую систему; рассуждал о возможности применения этого опыта отечественными реформаторами.
Начало политической деятельности
В марте 1990 г. подготовил аналитическую записку для Совета Министров СССР, в которой изложил концепцию перехода к рыночной экономике в СССР, подчёркивая невозможность постепенных реформ. Радикальная реформа собственности оценивалась как единственный путь к преодолению нарастающей дезорганизации советской экономики. Тогда же, после выборов местных советов, по инициативе депутатов Ленинградского городского совета был назначен заместителем (с июня – 1-м заместителем) председателя исполкома совета А. А. Щелканова. В июле – августе 1991 г. главный экономический советник избранного мэром Санкт-Петербурга А. А. Собчака. Выступал за создание в городе свободной экономической зоны с широким привлечением иностранного капитала. В сентябре 1991 г. по предложению государственного секретаря РФ Г. Э. Бурбулиса возглавил рабочую группу по формированию стратегии экономического развития России.
На государственной службе
По рекомендации Е. Т. Гайдара назначен председателем в ранге министра Государственного комитета РСФСР – РФ по управлению государственным имуществом (ноябрь 1991 – ноябрь 1994). Одновременно заместитель (1992–1994), 1-й заместитель (1994–1996) председателя Правительства РФ; управляющий от РФ в Международном валютном фонде и во Всемирном банке (1995–1996). Депутат Государственной думы 1-го созыва (1993–1995), избран по списку блока «Выбор России», член комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности.
В правительстве курировал вопросы экономической и финансовой политики. Автор и координатор программы приватизации государственной собственности, осуществил подготовку и внедрение именных приватизационных чеков – ваучеров. Отвергал бесплатную передачу собственности трудовым коллективам. Программа приватизации вызывала критику со стороны Верховного Совета РФ, а также со стороны экономистов Г. А. Явлинского, С. С. Шаталина и др., предлагавших альтернативные варианты приватизации.
С 1 августа 1992 г. Правительство РФ выдавало каждому гражданину РФ за 25 руб. безымянный приватизационный чек номинальной стоимостью 10 тыс. руб., который можно было обменять на акцию предприятия. Основой ваучерной приватизации стало формально уравнительное распределение среди всех российских граждан активов государственных предприятий (исходя из данных 1984). Впоследствии примерно 40 млн граждан обменяли ваучеры на акции предприятий. Около 25 млн человек вложили ваучеры в акционерные чековые инвестиционные фонды, открывшиеся с октября 1992 г. К середине 1994 г. численность фондов достигла 662, но правовая база для регулирования их деятельности фактически отсутствовала. Впоследствии большинство закрылось, а деньги вкладчиков исчезли в неизвестном направлении. Основная часть населения продала или обменяла ваучеры – их рыночная стоимость колебалась от 4 до 29 тыс. руб. В 1992 г. было приватизировано 46,8 тыс. предприятий, в 1993 – 42 тыс., в 1994 г. – 24 тыс. Доля частного сектора по итогам приватизации составила 65–67 % в сферах бытового обслуживания и розничной торговли, 55–60 % в сферах оптовой торговли, общественного питания, пищевой и лёгкой промышленности, промышленности стройматериалов.
Позднее рассмотрел особенности российской приватизации в книге «Итоги приватизации. Прорыв в другое экономическое измерение» (1999). Описал её как необходимый и неизбежный этап реформирования экономики. Считал, что выбор в пользу ускоренного и радикального реформирования экономики был предопределён реалиями российской действительности и политическими причинами. Годом позже в коллективной работе «Приватизация по-российски», изданной под его редакцией, обосновывал негативные аспекты приватизации:
...стихийная приватизация уже бушевала вовсю. По сути, это было разворовывание общенародной собственности. Но это разворовывание не было нелегальным, потому что легальных, законных схем разгосударствления не существовало.
Подчёркивал, что использование ваучеров в качестве платёжного средства смущало самих реформаторов в связи с рисками спекулятивного перераспределения, однако позволило резко ускорить процесс акционирования крупных предприятий. Общий результат реформ оценивал как положительный:
Приватизация стала прорывом в другое измерение… масштабы открывающихся возможностей – фантастические... Она закладывает фундамент цивилизованного экономического роста.
В июне 1994 г. принял участие в учредительном съезде партии «Демократический выбор России», по итогам которого был избран в политический совет партии.
В ноябре 1995 г. поддержал идею главы ОНЭКСИМ-банка В. О. Потанина о проведении залоговых аукционов – сделок Министерства финансов РФ с крупнейшими коммерческими банками. По условиям сделки Правительство РФ передавало пакеты акций государственных предприятий во временное пользование банкам в обмен на кредиты, а в случае неуплаты долгов по кредитам – в собственность. Благодаря залоговым аукционам ведущие российские банки приобрели крупнейшие предприятия нефтегазового комплекса, чёрной и цветной металлургии, сформировав олигархические структуры («ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть» и др.). Проведение аукционов стало объектом критики: в конце 1995 г. Счётная палата заявила о неэффективности залоговых аукционов, отчуждении федеральной собственности по заниженным ценам и фиктивном характере конкурса.
В преддверии выборов Президента РФ 1996 г. был отправлен в отставку с поста 1-го заместителя председателя правительства. В марте возглавил аналитическую группу предвыборного штаба Б. Н. Ельцина. Деятельность группы, направленная на социологическое исследование различных слоёв избирателей, выявление их симпатий и «болевых точек», внесла существенный вклад в формирование положительного общественного мнения о Ельцине и способствовала его избранию на 2-й срок.
Руководитель Администрации Президента РФ (июль 1996 – март 1997), член Совета обороны РФ (1996–1998). Занял пост по личной просьбе президента РФ Б. Н. Ельцина. Перенёсший вскоре после выборов операцию на сердце, президент не мог в полном объёме исполнять служебные обязанности и существенно расширил полномочия своей администрации. Согласно указу Президента РФ от 2 октября 1996 г. «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ», руководитель Администрации президента получил право осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти, вносить в Правительство РФ предложения о подготовке законопроектов и осуществлять контроль за реализацией решений президента органами государственной власти. В связи с частым отсутствием Президента РФ в публичном поле и широким объёмом полномочий, руководителя Администрации президента Чубайса называли «регентом».
1-й заместитель председателя Правительства РФ (март 1997 – март 1998), министр финансов РФ (март – ноябрь 1997), член Совета безопасности РФ (1997–1998). Был вновь приглашён на работу в правительство в сложной финансовой ситуации, вызванной военными действиями в Чечне, массовым уклонением от налогов и стремлением Государственной думы, в которой преобладали коммунисты и их союзники, увеличивать бюджетные расходы. В 1997 г. первоначальный план поступлений в бюджет был выполнен на 64 %, а государственный внешний долг составил 125,1 млрд долл. США – в частности, и в связи с обслуживанием государственных краткосрочных обязательств. Предложил осуществить секвестр расходов бюджета, для отдельных статей составивший 30–55 % (принят Государственной думой в июле 1997).
Одним из направлений деятельности Чубайса стало изменение отношений между властью и крупным бизнесом. Летом 1997 г. вместе с 1-м заместителем председателя правительства Б. Е. Немцовым осуществил приватизацию государственной корпорации «Связьинвест». Контрольный пакет акций компании по итогам аукциона был продан за 1,875 млрд руб. кипрскому консорциуму Mustcom Ltd., в состав которого входил ОНЭКСИМ-банк во главе с В. О. Потаниным. Впоследствии в СМИ, подконтрольных Б. А. Березовскому и В. А. Гусинскому, появилась информация о сговоре Чубайса и Немцова с Потаниным. А осенью 1997 г. вокруг Чубайса и нескольких сотрудников его ведомства разгорелся «книжный скандал». СМИ обвиняли их в получении гонорара за ещё ненаписанную книгу от издательства «Сегодня-пресс», принадлежавшего ОНЭКСИМ-банку. В связи со скандалом Чубайс в ноябре 1997 г. был освобождён от поста министра финансов, но продолжил занимать должность 1-го заместителя председателя правительства до марта 1998 г.
В своих мемуарах Б. Н. Ельцин писал, что Чубайс «вынужден был, искренне не желая этого, использовать одни финансовые группы в борьбе с другими, играл на противоречиях внутри деловой элиты. Не сумел сохранить дистанцию» (Ельцин Б. Н. Президентский марафон. Москва, 2000. С. 100). Сам Чубайс всегда отвергал подозрения в сговоре: «Аукцион по "Связьинвесту" был образцом честной, открытой, справедливой и законной приватизации. Его организаторы даже за минуту до получения результата не имели понятия о том, кто победит, такова была технология» (Гайдар. 2011. С. 94).
Управленческая деятельность после 1998 г.
Председатель правления РАО «ЕЭС России» (1998–2008), президент Электроэнергетического совета Содружества Независимых Государств (2000–2007). В 2004 г. начал реформу системы электроэнергетики, результаты которой оцениваются неоднозначно. Система вертикальной интеграции генерирующей и сетевой деятельности была ликвидирована. Государство сохранило за собой контроль над сетевой, распределительной и диспетчерской деятельностью, тогда как генерирующая и сбытовая деятельность постепенно открывалась для частных компаний. Дерегуляция и переход в режим свободной конкуренции этих отраслей осуществлялись постепенно, до 2011 г. Уже в 2006–2008 гг. были приватизированы основные генерирующие компании, за исключением ОАО «РусГидро» и ФГУП «Росэнергоатом» (с 2007 – ОАО, с 2015 – АО «Концерн Энергоатом»), а к 2007 г. в частные руки перешла почти половина российских электростанций.
Деятельность Чубайса на посту главы РАО «ЕЭС России» была оценена критически. В 2000 г. бывший министр финансов РФ, член совета директоров РАО «ЕЭС России» Б. Г. Фёдоров заявил, что реструктуризация компании проводится в корыстных интересах её менеджмента и аффилированных олигархических и политических структур, а самого Чубайса назвал «самым плохим менеджером России». В 2008 г. председатель Правительства РФ В. А. Зубков обвинил «ЕЭС России» в искусственном завышении тарифов за подключение к сетям предприятий малого бизнеса. В 2009 г. комиссия Ростехнадзора признала Чубайса причастным к созданию условий, способствовавших возникновению аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
Сопредседатель от России Круглого стола промышленников России и ЕС (2000–2022).
В 2005 г. на Чубайса было совершено вооружённое нападение со стороны группы бывших военных. После ответного огня охраны нападавшие скрылись. Следствие оперативно установило личности нападавших, однако судебный процесс над ними продлился с перерывами до 2010 г. и закончился оправдательным приговором суда присяжных.
Член международного наблюдательного совета банка JP Morgan Chase (2008–2013). Генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий (2008–2011).
В книгах «Экономические записки» (2008) и «Развилки новейшей истории России» (2011), написанных в соавторстве с Е. Т. Гайдаром, проанализировал актуальные проблемы экономико-политического курса современной России.
Дал прогноз о негативном влиянии финансового кризиса 2008 г. на темпы роста экономик США, европейских стран и России. Описал альтернативные сценарии экономического развития России от времён НЭПа и до современности. Рассматривая проблему построения инновационной экономики в России, сделал вывод о необходимости улучшения качества государственного управления одновременно с получением позитивного импульса от частного бизнеса. По мнению авторов, точку невозврата в выборе между инновациями и деградацией Россия должна была пройти примерно в 2020-х гг.
Председатель правления «Управляющей компании "РОСНАНО"» (2013–2020). Его деятельность на этом посту получила критические оценки. В 2022 г. его преемник С. А. Куликов заявил, что к концу 2020 г. долг компании превысил 146 млрд руб., а также обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить деятельность компании за годы руководства Чубайсом. В октябре 2023 г. компания предупредила о невозможности погашения долговых обязательств за счёт собственных средств.
Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития (2020–2022).
Политическая деятельность (2001–2011)
Сопредседатель (2001–2004), член федерального политсовета (2001–2008) партии «Союз правых сил» (СПС). В 2003 г. баллотировался в Государственную думу по партийному списку СПС (по итогам выборов партия набрала 3,97 % голосов и не прошла в думу). В том же году выступил против ареста М. Б. Ходорковского (в мае 2022 внесён в реестр иностранных агентов).
В 2008 г. выступил на последнем съезде СПС, на котором выразил скепсис по поводу возможности реформирования партии и объявил о намерении создать новую демократическую партию – «Правое дело». Член высшего совета партии «Правое дело» (2008–2011).
После отставки
В марте 2022 г. покинул Россию.
В феврале 2024 г. выступил одним из организаторов Центра российских исследований при Тель-Авивском университете.
В октябре того же года председатель Государственной думы РФ В. В. Володин подверг жёсткой критике деятельность Чубайса на посту главы «РОСНАНО» и проведённую им реформу электроэнергетики, а также призвал добиваться его экстрадиции. На момент высказывания были возбуждены уголовные дела в отношении бывших руководителей «РОСНАНО», но лично Чубайсу обвинения предъявлены не были.
Оценки
В 1997 г. признан лучшим министром финансов года журналом Euromoney. Вместе с тем в связи с реформами 1990-х гг. стал одним из самых непопулярных государственных деятелей в РФ. Так, в опросе фонда «Общественное мнение» 2000 г. подавляющее большинство респондентов отрицательно оценило деятельность Чубайса, а сам он был охарактеризован как «человек, действующий во вред России». Согласно результатам опроса ВЦИОМ декабря 2006 г., Чубайсу не доверяли 77 % россиян.
Среди значительной части российского общества утвердилось негативное отношение к приватизации. По данным социологических опросов, в 2000–2007 гг. 77–83 % граждан РФ считали приватизацию несправедливой и выступали за полный или частичный пересмотр её итогов.
В 2013 г. президент РФ В. В. Путин заявил, что в окружении Чубайса «в качестве советников, как выяснилось сегодня, работали кадровые сотрудники ЦРУ США». Позднее, уже в 2023 г., президент предположил, что Чубайс покинул Россию из-за инспекций в «РОСНАНО», опасаясь возбуждения уголовных дел в адрес бывшего руководства организации.
Образ Чубайса прочно вошёл в фольклор и политическую сатиру. Объектом высмеивания стали как сами результаты деятельности Чубайса, так и его демонизация в информационном поле. Крылатой стала фраза из сатирической передачи НТВ «Куклы» – «Во всём виноват Чубайс», произнесённая персонажем программы – «президентом Ельциным» – и означающая перекладывание вины на кого-либо другого.
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2010).