Халс Франс
Халс Франс (Франс Хальс, Frans Hals) (между 1581 и 1585, Антверпен – август 1666, Харлем), голландский живописец.
Учился у К. ван Мандера (около 1600–1603). С 1585 г. жил в Харлеме; посетил Антверпен (1616) и Амстердам (середина 1630-х гг.). Член гильдии Святого Луки (1610) и камеры риторов (1616–1625). Халс – преимущественно портретист, реформатор портретного искусства в европейской живописи, значительно расширивший шкалу изображения человеческих чувств. Ему с достоверностью удалось запечатлеть черты жизнерадостного и крепкого духом поколения, которое отстояло независимость своей страны в ходе Нидерландской революции 16 в. Испытал влияние утрехтского караваджизма, а также П. П. Рубенса. Не делал предварительных рисунков к своим портретам: основным приёмом Халса была техника свободного, темпераментного мазка жидкой краской. Единственное датированное произведение Халса раннего периода – «Портрет католического священника Я. Заффиуса» (1611, Музей Ф. Халса, Харлем) находится ещё в зависимости от статичных портретов 16 в. Для работ 2-й половины 1610–1630-х гг. характерны тщательная проработка деталей, сочетающаяся с размашистым свободным мазком, звучная палитра. Известность Халсу принесла картина «Банкет офицеров стрелковой роты святого Георгия» (1616, там же). Халс реформирует групповой портрет: вводит в произведения сюжетную канву, усиливающую жанровое начало, обеспечивая психологическую и композиционную связь моделей, и впечатление естественности ситуации («Банкет офицеров стрелковой роты святого Георгия», 1627; «Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана», около 1627; все – Музей Ф. Халса; «Групповой портрет роты капитана Р. Реала», 1637, Рейксмюсеум, Амстердам).
Жанровые портреты стандартны по композиции – приближенные к первому плану погрудные изображения моделей апеллируют непосредственно к зрителю, но отличаются разнообразием тем и связанных с фольклорными традициями образов (дети, музыканты, завсегдатаи кабачков и т. д.), характеризующихся различием темпераментов, остротой мгновенных реакций, активными мимикой и жестами («Весёлое общество», 1616; «Юнкер Рамп и его возлюбленная», 1623; обе – Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лютнист», около 1624–1626; «Цыганка», около 1628, обе – Лувр, Париж; «Малле-Баббе», Государственные музеи, Берлин, 1633–1635; «Мальчик-рыбак», Королевский музей изящных искусств, Антверпен, около 1630). В этот период Халс создаёт портреты представителей голландского общества («Улыбающийся кавалер», 1624, собрание Уоллес, Лондон; «Весёлый собутыльник», около 1630, Рейксмюсеум; два «Портрета В. ван Хейтхейзена», около 1625, Старая пинакотека, Мюнхен; около 1635, частное собрание). В 1620-х гг. писал религииозные композиции: «Евангелист Лука», «Евангелист Матфей» (оба около 1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
С середины 1630-х гг. Халс работает исключительно по заказу харлемских бюргеров. Позы и жесты моделей становятся более сдержанными и лаконичными, психологическая характеристика образов – многоплановой; от многоцветных красочных сочетаний Халс переходит преимущественно к скупой серо-чёрной гамме, оживлённой белизной воротников и манжет; эскизная манера сменяется плавностью штриха и большей законченностью письма: портреты молодого человека (около 1642–1650, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Я. С. ван Веструма (около 1645, Национальная галерея, Прага).
Поздние произведения Халса сложны по характеристике, пессимистичны по духу, почти монохромны по колориту, исполнены в очень свободной манере («Мужской портрет», около 1660, Картинная галерея, Кассель; «Регенты богадельни святой Елизаветы в Харлеме», «Регентши богадельни святой Елизаветы в Харлеме», обе – 1664, Музей Ф. Халса).
Несмотря на прижизненную популярность (особенно в 1630-е гг.), умер в бедности.
Творчество Халса оказало влияние на голландскую и фламандскую портретную и жанровую живопись 17 в., в том числе на А. Брауэра, братьев А. и И. ван Остаде, Я. Стена. Среди учеников Халса – П. Кодде, Я. Моленар, Ю. Лейстер.