Остаде ван (живописцы)
Оста́де ван (van Ostade), голландские живописцы и графики, братья.
Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade) (крещён 10.12.1610, Харлем – 27.4.1685, там же), обучался, возможно, у А. Брауэра, чьим влиянием отмечены его ранние работы. Мастер жанровых сцен из крестьянской жизни (деревенские праздники, сцены в трактирах, сельские работы и разнообразные ремесленные занятия, домашний быт), а также отдельных жанровых фигур («Странствующий музыкант», 1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Убедительные в своём натурализме, эти сцены нередко имели аллегорический характер (серия «Пять чувств», 1635, там же). В то же время в ранний период изображения людей, предающихся азартным играм, выпивке, дракам и т. п., были связаны со старонидерландской традицией сатиры, изобличающей в образах крестьян пороки человечества в целом («Крестьянская пирушка в таверне», около 1635, Старая пинакотека, Мюнхен). Интерьерные сцены начиная с 1640-х гг., возможно под влиянием брата, И. ван Остаде, дополняются пейзажными. В это же время сами интерьеры становятся более глубокими и детализированными, а сцены крестьянской жизни получают несколько иную трактовку: сатирическая тональность сменяется буколической («Чтение новостей в доме ткача», 1673, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). На живописную стилистику мастера повлияли утрехтские караваджисты, у которых была заимствована идея внешнего источника света и неравномерного контрастного освещения, а также Ф. Халс с его свободной манерой письма и открытым мазком. А. ван Остаде писал стаффажные фигуры в картинах других мастеров (в т. ч. П. Я. Санредама, Я. И. ван Рёйсдала). Один из крупнейших голландских рисовальщиков 17 в., он создавал также перовые рисунки, дополненные акварелью, подготовительные штудии чёрным и белым мелом на загрунтованной бумаге, натурные наброски чёрным и красным мелом. После 1670 г. в его творчестве преобладают законченные акварели, нередко повторяющие темы живописных произведений художника. Крупнейший после Рембрандта голландский мастер офорта.
Исаак ван Остаде (Isaac van Ostade) (крещён 2.6.1621, Харлем – похоронен 16.10.1649, там же), учился у своего брата, а также, вероятно, у С. Я. ван Рёйсдала, от которого перенял ряд живописных приёмов. В ранний период писал преимущественно крестьянские сцены и отдельные фигуры в манере своего брата («Интерьер крестьянского дома», 1645, Берлинская картинная галерея). Начиная с 1643 г. художник осваивал новый стиль, привнесённый в Голландию П. ван Ларом из Италии. Резкое сопоставление света и тени сменяется ровным дневным освещением, интерьеры – панорамными пейзажами, по-итальянски моделируются объёмы («Путешественники у сельской гостиницы», 1645, Маурицхёйс, Гаага).
В 1640-е гг. создавал зимние пейзажи, оживлённые жанровыми сценами («Зимний вид», около 1648, Эрмитаж).