Винченцо Джустиниани – коллекционер и меценат
Винченцо Джустиниани – коллекционер и меценат. Представитель знатного генуэзского рода маркиз Винченцо Джустиниани (итал. Vincenzo Giustiniani; 1564–1637) известен как меценат, коллекционер, знаток и ценитель живописи. Совместно с братом, кардиналом Бенедетто Джустиниани (итал. Benedetto Giustiniani; 1554–1621), он собрал в своём римском дворце значительную коллекцию античной пластики и живописных произведений ведущих мастеров 17 в.
Отец Винченцо – Джузеппе Джустиниани (итал. Giuseppe Giustiniani; 1525–1600), банкир Ватикана, был последним генуэзским владельцем греческого о. Хиос и после его завоевания Османской империей (1566) вместе с сыновьями уехал в Рим. В Риме Джустиниани обосновались напротив церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези близ Пантеона (Палаццо Джустиниани, конец 16 в.; ныне – штаб-квартира Сената Итальянской республики). Начатые неподалёку раскопки терм Нерона на Марсовом поле обеспечили поступление в семейную коллекцию археологических ценностей, предметов античного искусства.
Будучи соседом и близким другом покровительствовавшего Караваджо кардинала Франческо Марии дель Монте, В. Джустиниани стал прежде всего известен как первооткрыватель таланта этого художника (Caravaggio e i Giustiniani : toccar con mano una collezione del Seicento. Milano, 2001). Знакомство с Караваджо он начал с приобретения его композиции «Святой Матфей с ангелом» (1602, утрачена в 1945, ранее – в собрании Музея Боде, Берлин), оказавшуюся неугодной заказчикам живописного оформления капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
По совету немецкого художника и историка искусств И. фон Зандрарта, В. Джустиниани постепенно начал собирать произведения нидерландских, немецких и французских мастеров и стал одним из первых патронов Н. Пуссена. Он составил каталог своей коллекции, сопроводив собственные описания гравюрами Зандрарта («Galleria Giustiniani», 1631). Кроме того, В. Джустиниани – автор сочинений по архитектуре, музыке и живописи, представляющих ценность не только с культурной точки зрения, но и как важный документ по истории художественного вкуса и коллекционирования 17 в. (позиции Джустиниани как теоретика искусства были им изложены в форме писем голландскому юристу Т. Амейдену и впоследствии опубликованы под названием «Рассуждения об искусствах и ремёслах» (Giustiniani V. Discorsi sulle arti e sui mestieri. Firenze, 1981).
После кончины В. Джустиниани его наследие составило около 1200 скульптур и 300 картин, где особое место занимали работы Караваджо (15 полотен) и караваджистов. Со смертью владельца коллекция распалась; около 160 произведений были приобретены в Париже Фридрихом Вильгельмом III (1815) и вошли затем в состав Музея императора Фридриха в Берлине (с 1956 – Музей Боде; ныне в составе Государственных музеев, Берлин; к 2021 там находились 43 картины из собрания Джустиниани, наиболее известная из них – «Амур-победитель» Караваджо, 1601–1602). Картины из коллекции Джустиниани хранятся также в Сан-Суси (Потсдам), Национальной галерее (Лондон), Эрмитаже (Санкт-Петербург; в том числе «Портрет молодого человека с серьгой» работы В. Дроста, 1655–1656) и Музее истории искусств (Вена), частных собраниях Европы и США. Скульптуры поступили в музеи Ватикана (Афина Джустиниани, конец 5 – начало 4 вв. до н. э.) и музей Виллы Торлония (Гестия Джустиниани, около 470 г. до н. э.) в Риме.