Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Санкт-Петербу́ргская госуда́рственная худо́жественно-промы́шленная акаде́мия и́мени А. Л. Шти́глица (СПГХПА имени А. Л. Штиглица, Академия Штиглица), высшее художественное учебное заведение в Санкт-Петербурге.
Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица
Основано в 1876 г. как Центральное рисовальное училище барона Штиглица, с 1881 г. – Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (ЦУТР). Создатель – известный финансист, промышленник, благотворитель барон А. Л. Штиглиц.
Училище устроено по аналогии с художественно-промышленными учебными заведениями, основанными в середине – 2-й половине 19 в. в Европе в соответствии с принципами «практической эстетики» немецкого архитектора и теоретика искусства Г. Земпера: это художественные училища при Южно-Кенсингтонском музее в Лондоне (1852; с 1899 Музей Виктории и Альберта), Музее прикладного искусства в Вене (1863), Музее декоративно-прикладного искусства в Берлине (1867) и др. В то же время в Европе работали художники движения «Искусства и ремёсла» (У. Моррис, У. Крейн и др.). Их представления о значимости декоративно-прикладных искусств, занимавших подчинённое положение в культурной иерархии того времени, и идея возрождения ремесленного труда повлияли на идеологию художественно-промышленных учебных заведений.
Главной задачей ЦУТР (как созданных ранее Строгановского училища технического рисования в Москве, 1825, и рисовальной школы Общества поощрения художеств в Петербурге, 1839) было обучение специалистов для художественно-промышленных производств, а также учителей рисования и черчения. Училище находилось в ведении Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов Российской империи. Актуальность его основания подтверждалась распространённой в середине – 2-й половине 19 в. практикой стилизаторского декорирования, связанной с преобладанием историзма в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и художественной промышленности. Для изготовления предметов архитектурного и интерьерного убранства и быта требовались специалисты-проектировщики, обладавшие навыками рисования и черчения, ориентировавшиеся в исторических стилях и в основах технического производства.
В состав училища входили учебные классы, мастерские, библиотека и музей прикладного искусства. Основные приобретения музея сделаны в 1880-х гг.: античные находки Г. Шлимана, коллекции индийского, персидского и японского искусств, западноевропейские шпалеры и предметы средневекового прикладного искусства, полотна Дж. Б. Тьеполо, копии с произведений, хранившихся в мировых музейных и частных собраниях. В музей также передавались лучшие работы учеников и преподавателей ЦУТР.
Закладка здания училища в Соляном переулке, дом 13, состоялась в 1878 г. (архитекторы А. И. Кракау, Р. А. Гёдике, 1878–1881). Церемония освящения ЦУТР прошла в 1881 г. Здание музея (1885–1896) построено по проекту архитектора М. Е. Месмахера, который стал первым директором училища (1877–1896), разработал его устав и учебную программу, сочетавшую обучение ремёслам и академическим дисциплинам. Следующие директора ЦУТР – архитекторы-реставраторы Г. И. Котов (1896–1917) и К. К. Романов (1917–1918).
Согласно завещанию барона А. Л. Штиглица, в 1884 г. управление училищем было передано его приёмной дочери Н. М. Половцовой (1843–1908; урождённая Июнева) и её супругу – сенатору А. А. Половцову. Значительный вклад в развитие ЦУТР, музея и библиотеки внёс также член Совета училища князь С. С. Гагарин (из рода Гагариных), а также архитектор и старший библиотекарь ЦУТР И. А. Гальнбек. Так, в 1904 г. по инициативе преподавателей и выпускников ЦУТР было основано Русское художественно-промышленное общество (РХПО), председателем которого стал Гальнбек. РХПО, состоявшее под покровительством великого князя Георгия Михайловича, ставило перед собой задачи развития художественной промышленности, популяризации теоретических и практических основ прикладного искусства. Общество проводило рисовальные вечера, курсы живописи по эмали, устраивало творческие конкурсы, участвовало в работе Всероссийского съезда художников в Петербурге (1911–1912).
В училище преподавали архитекторы А. И. фон Гоген, А. А. Парланд, скульптор М. А. Чижов, живописцы и графики А. Д. Кившенко, М. П. Клодт, Н. А. Кошелев, Г. М. Манизер, В. В. Матэ, А. Н. Новоскольцев, В. Е. Савинский и др. Среди учеников: П. Д. Бучкин, Т. Залькалнс, Р. Г. Зариньш, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Ф. Пахомов, И. Н. Павлов, К. С. Петров-Водкин, А. А. Радаков, А. А. Рылов.
В ЦУТР принимали детей из всех сословий, получивших базовое образование в гимназии или реальном училище (не делая исключений для женщин, хотя преподавание велось в отдельных помещениях для юношей и девушек). Принимались также вольноприходящие (т. е. вольнослушатели), получавшие по окончании училища справки о пройденном обучении. В начале 20 в. учащихся по основным программам было 100–200 человек, вместе с посетителями вечерних классов и вольнослушателями их общее число приближалось к тысяче.
Обучение начиналось с подготовительного класса, начальной школы рисования, черчения и лепления, освоения общеобразовательных предметов и практической работы в мастерских. Набор специальностей был ориентирован на декоративно-прикладное искусство и художественно-промышленную деятельность: театрально-декорационная живопись, керамика, фарфор и майолика, гравюра и офорт, декорирование тканей, чеканка и художественная отделка кожи. Базовыми учебными дисциплинами были живопись, рисунок, черчение, лепка, отмывка тушью и акварелью, гравюра. К ним добавлялись художественно-промышленные дисциплины с изучением техник в специализированных классах и мастерских. Основные – рисование, общее (базовые компетенции академического рисунка) и специальное (применительно к требованиям будущей профессии), и живопись, в первую очередь акварельная. Для обучения ставились натюрморты, где использовались экспонаты музея: серебряные и бронзовые вазы или кубки, ткани, старинная мебель, оружие, доспехи.
Практиковалось выполнение копий с музейных образцов. В 1886 г. училище, благодаря придворным связям членов Совета ЦУТР, получило разрешение проводить занятия по рисованию и копированию в залах Эрмитажа, в пригородных императорских резиденциях. Кроме того, были организованы летние производственные практики. Впоследствии преподаватели и выпускники ЦУТР исполняли заказы для фирмы К. Г. Фаберже (И. С. Брицын, В. И. Зуев, Е. П. Илинская, Л. Х. Маршнер, Л. Г. Стрих, А. П. Фаберже, Б. О. Фредман-Клюзель, Г. И. Уткин и др.), Императорского фарфорового завода (Э. К. Кверфельдт, Э. Ф. Кордес, М. Х. Рафаэль, А. В. Щекотихина-Потоцкая), мебельной фабрики Ф. А. Мельцера (П. И. Долгов) и др.
Завершающим этапом обучения в ЦУТР была годичная стажировка (пенсионерская поездка) выпускников за границу и по России, осуществлявшаяся на конкурсной основе. Пенсионеры изучали и копировали памятники монументальной живописи в странах Западной Европы, писали этюды, делали зарисовки по заданиям, утверждённым Советом ЦУТР. Первоначально задачи стажировки определялись необходимостью оформления залов музея, однако в 1900-х гг. содержание пенсионерских программ изменилось: следующее поколение выпускников ЦУТР сначала занималось декорированием интерьеров музея, а затем уже направлялось за рубеж, что давало сравнительно бо́льшую свободу для самостоятельной работы. Пенсионеры также знакомились с европейским опытом и затем использовали эти знания в российской художественной промышленности, которая в конце 19 – начале 20 вв. переходила от кустарного к индустриальному производству.
С 1915 г., в период Первой мировой войны 1914–1918 гг., в связи с невозможностью выезда за границу, а также из-за общих патриотических установок стажировки проходили в Русском музее императора Александра III в Петербурге, в Историческом музее в Москве, в Музее местной старины в Тихвине, в ризницах Софийского собора в Великом Новгороде, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры. В 1916 г. пенсионеры ЦУТР занимались копированием предметов интерьера в Меншиковском дворце, в Летнем дворце Петра I в Летнем саду в Петербурге, Гатчинском дворце в Гатчине. Тематика пенсионерских программ и учебных заданий 1900-х – 1910-х гг. свидетельствует о большом внимании к памятникам русской культуры. Это соответствовало проводившейся государством и лично императором Николаем II политике в области культуры, а именно развитию официального русского стиля в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
По инициативе М. Е. Месмахера работы учеников и преподавателей ЦУТР участвовали в выставках: это Первый и Второй съезды русских деятелей по профессиональному и техническому образованию в России (1889–1890, 1895–1896), Первый и второй съезды русских зодчих (1892, 1895) и Первая Всероссийская выставка печатного дела (1895) в Петербурге, Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896) и др. Работы учеников и преподавателей училища были представлены также на международных выставках: это Выставка предметов женского труда в Глазго (1887), Международная выставка в Копенгагене (1888), Выставка современной музыки и театра в Вене (1892), Выставка женских ремёсел в Париже (1892), Всемирная выставка в Чикаго (1893), Этнографическая выставка в Праге (1895) и др.
Период реорганизации
После Октябрьской революции 1917 г. система обучения пережила реорганизацию, т. к. существовавшие в то время образовательные учреждения рассматривались большевистским правительством как источник политической реакции. В 1918 г. ЦУТР был переименован в Высшее училище декоративных искусств и вместе с Академией художеств вошёл в состав Первых и Вторых петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (СВОМАС, ПГСХМ, ПЕГОСХУМ). В 1922 г. произошло слияние мастерских и школы Общества поощрения художников на базе Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В начале 1920‑х гг. здания бывшего ЦУТР быстро пришли в упадок: обучение было перенесено в Петроградский высший художественно-технический институт (Вхутеин), расположенный в здании бывшей Академии художеств, а музей передан в ведение Эрмитажа в качестве его «первого филиала» (1923). В 1929–1930 гг. в мастерских училища располагался Кустарно-художественный техникум, в 1936 г. переименованный в Школу мастеров отделочных работ, которую в 1939 г., под названием Училище художественно-отделочных работ, передали в ведение Управления строительством Дома Советов в Ленинграде. В 1930-х гг. в зданиях училища и музея проводилась Международная выставка научных приборов, в подвалах хранились коллекция и архив Выставки-музея строительства и городского хозяйства (ныне Музей истории Санкт-Петербурга). К этому времени своеобразие ЦУТР как учебного заведения, основанного на принципах синтеза искусств и промышленной эстетики, было утеряно, остались только мастерские, в которых обучали «отделочным работам». В то же время начавшееся в 1930-х гг. частичное воссоздание дореволюционной системы художественного образования обусловило дальнейшее возрождение училища – в соответствии с запросами новых принципов синтеза искусств, послевоенной реставрации и, начиная с 1950-х гг., художественно-технического проектирования (дизайна).
Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной
В 1940-х гг. в контексте восстановления разрушенных городов, начавшегося ещё до окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. как символ приближения победы, было принято решение о воссоздании уникального опыта ЦУТР по подготовке специалистов в области монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. 14 октября 1943 г., после прорыва блокады Ленинграда в январе того же года, для подготовки соответствующих кадров в здании бывшего Главного немецкого училища при церкви Святого Петра (Петришуле, Петершуле) открылось Ленинградское художественное училище, специализирующееся на архитектурной отделке зданий; её директором стал архитектор И. А. Вакс. В 1943 г. в него зачислили 178 студентов, прошедших заочный конкурсный отбор. Материальные ресурсы в то время не имели значения – значительно важнее была воля к восстановлению жизни и возрождению города-героя. В 1945 г., после выхода постановления СНК СССР № 256 «О подготовке кадров для художественной промышленности и художественно-отделочных работ», на базе бывшего ЦУТР по инициативе главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова было создано Ленинградское художественно-промышленное училище. В 1948 г. его переименовали в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ), прикреплённое к Управлению по делам архитектуры при Совете министров РСФСР, что указывало на подчинение вуза задачам архитектурного декора в системе вновь утверждённого синтеза искусств. Это соответствовало изначальной направленности училища, где базовой основой являлось академическое рисование вместе с изучением исторических стилей. Однако воссозданное в 1945 г. образовательное учреждение, в отличие от своего дореволюционного предшественника, в большей степени ориентировалось на систему художественно-архитектурной иерархии нового «большого стиля». В дальнейшем, после постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) и ниспровержения «культа личности» (1956), ситуация начала меняться и постепенно в ЛВХПУ стала всё более активно заявлять о себе, наряду с монументально-декоративным направлением, дизайнерская специфика. Это, хотя и с опозданием, соответствовало мировым тенденциям: практически все прототипы ЦУТР на Западе в 20 в. стали дизайнерскими учебными заведениями.
Работа ЛВХПУ началась с подготовки художников-реставраторов для восстановления Ленинграда и его пригородов. Училище выпускало специалистов трёх квалификаций: «мастеров-исполнителей» при трёхгодичном сроке обучения, «учёных рисовальщиков» – пятилетнем сроке обучения и художников декоративно-прикладного искусства – восьмилетнем. К преподавательской работе привлекались художники, архитекторы и «производственники» Ленинграда, в том числе выпускники ЦУТР.
В 1945 г. были основаны четыре факультета: декоративной росписи, декоративной скульптуры, художественной обработки дерева и художественной обработки металла. В следующем году открылись ещё два факультета: художественной керамики и художественного текстиля. Кроме того, при факультете декоративной росписи были организованы группы по двум специальностям: художественной мозаики и росписи по фарфору. Структура деления на факультеты и кафедры, как и наименования подразделений вуза, многократно менялась на протяжении 2-й половины 20 – в начале 21 вв., отражая трансформирующееся со временем отношение к понятиям монументально-декоративного искусства и дизайна (художественного конструирования, промышленного искусства). В 1952 г. в состав ЛВХПУ вошли также Ленинградское художественное училище и Московский институт прикладного и декоративного искусства.
В 1953 г. ЛВХПУ присвоили имя народного художника СССР В. И. Мухиной. Это было сделано для увековечения её памяти: Мухина, обладательница пяти Сталинских премий, прямого отношения к училищу не имела, но занималась монументально-декоративной скульптурой и потому «соответствовала» направлению деятельности послевоенного ЛВХПУ. Кроме того, таким образом нивелировалось добавление к названию «бывшее Штиглица» (в отличие от Московского высшего художественно-промышленного училища, которое после воссоздания в 1945 продолжали именовать «бывшим Строгановским»), что объяснялось развернувшейся в послевоенные годы кампанией по борьбе с космополитизмом.
Росту достижений училища в советский период способствовали его руководители, в основном в связи с подчинением ЛВХПУ архитектурному ведомству, архитекторы – И. А. Вакс (директор в 1945–1946), И. Е. Нырненко (директор в 1946–1950), М. А. Шепилевский (директор в 1950–1955), Я. Н. Лукин (ректор в 1955–1980), Г. П. Степанов (ректор в 1981–1987), Н. Ф. Марков (ректор в 1988–1993).
Главным направлением деятельности ЛВХПУ стало монументально-декоративное искусство с определяющей ролью архитектуры. Преподаватели и выпускники принимали участие в декорировании фасада Финляндского вокзала (1969), мемориалов на Пискарёвском (1960) и Серафимовском (1965) кладбищах в Ленинграде, памятника защитникам крепости Орешек в Шлиссельбурге (1985). Принципы синтеза искусств под эгидой архитектуры нашли отражение в работах преподавателей и выпускников по декорированию Ленинградского метрополитена (1955 – 2020-е гг.): скульптурные барельефы, мозаичные и керамические панно, люстры-плафоны, контурные металлические композиции, витражи.
Лучшие дипломные работы попадали в учебный музей прикладного искусства, возрождённый одновременно с училищем, хотя и в сокращённом, по сравнению с дореволюционным, виде. Многие бывшие экспозиционные залы стали использоваться как учебные аудитории наряду с помещениями бывшего ЦУТР.
Одним из первых в 1945 г. образовалось «лепное отделение». Долгие годы в ЛВХПУ работали две кафедры скульптуры – монументально-декоративной (МДС) и общей, объединённые в 2012 г. под руководством А. Г. Дёмы (возглавлял кафедру МДС с 1989).
Однако основными учебными дисциплинами в ЛВХПУ, как и в ЦУТР, оставались живопись и рисунок. В 1946 г. при факультете декоративной росписи создана кафедра монументально-декоративной живописи (МДЖ) для подготовки художников-реставраторов и специалистов по интерьерному декору. В 1950 г. организована кафедра общей живописи (ныне кафедра живописи) для преподавания этого предмета на всех отделениях вуза. До 1962 г. при факультете декоративной росписи продолжало работать «отделение мастеров» по отделочным работам, которое готовило специалистов по малярно-альфрейному делу, получавших диплом среднего образования. Вместе с ними студенты кафедры МДЖ учились работать непосредственно в материале: альфрейная роспись (декоративная роспись стен орнаментом, выполняется клеевыми красками или маслом по нанесённому припорохом рисунку или по трафарету) и римская наборная мозаика, позднее флорентийская и керамическая мозаики, витраж, сграффито, фреска, цветные цементы, эмаль и т. д. После расформирования отделения мастеров его практика вошла в структуру шестилетнего курса высшего профессионального образования, а на кафедре МДЖ было введено деление на выпускающие мастерские. Существенным этапом для развития живописной школы ЛВХПУ стало появление в училище в 1952 г. живописца Г. И. Рублёва и его студентов, а также учеников А. А. Дейнеки из упразднённого на волне борьбы с формализмом Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1960-х гг., когда в период «оттепели» в советской культуре актуализировалось обращение к древнерусскому наследию, по инициативе Г. А. Савинова (заведующий кафедрой МДЖ в 1959–1961), считавшего живопись этой эпохи образцом чистого лаконичного стиля, была введена ежегодная учебная практика по копированию росписей Ферапонтова монастыря. В 1957 г. при кафедре рисунка открылись графические печатные мастерские, расцвет деятельности которых пришёлся на 1960-е – 1980-е гг.
Ведущими направлениями подготовки в области декоративно-прикладного искусства в ЛВХПУ были отделения художественного текстиля, художественной керамики и стекла (с 1950-х гг.). У истоков кафедры художественного текстиля стояли художники-педагоги, большинство из которых окончили Московский текстильный институт, в дальнейшем заведующими кафедры становились выпускники ЛВХПУ. Из факультета художественного ткачества и набойки в 1961 г. образована кафедра художественного оформления тканей (ныне кафедра художественного текстиля). С середины 1950-х – в начале 1960-х гг., в соответствии с получившей развитие в СССР установкой на повышение «культуры быта» в условиях массового жилищного строительства, учебные проекты имели преимущественно прикладной характер – мебельные, портьерные ткани, ковры, занавески, тюлевые гардины, скатерти. Со временем спектр навыков расширился в связи с освоением производства гобеленов ручного ткачества.
Из бывшей школы мастеров факультета отделки сооружений и изделий промышленности в 1960-х гг. выделилось отделение художественной обработки металла, в 1975 г. прикреплённое к кафедре внутренней отделки и оборудования зданий. В 1985 г. открыта кафедра художественной обработки металла. В ЛВХПУ также получило развитие медальерное искусство.
Дизайн-проектирование костюма первоначально преподавалось на кафедре художественного текстиля, однако возраставшие потребности советской лёгкой промышленности обусловили создание в 1965 г. на её базе отделения моделирования одежды для подготовки художников-модельеров и художников по костюму для кино и телевидения. С 1973 г. кафедра художественного моделирования одежды (ныне кафедра дизайна костюма) обрела самостоятельность.
ЛВХПУ непосредственно связано с зарождением и развитием советского и российского дизайна. С 1950-х гг. в училище разрабатывались проекты в области дизайна автомобильного, воздушного и водного транспорта, бытовой техники. В 1963 г. И. А. Вакс возглавил отделение промышленного искусства (ныне факультет дизайна). В середине 1960-х гг. открылось отделение промышленной графики и упаковки, в 1980 г. реорганизованное по инициативе архитектора И. А. Вакса в кафедру промграфики и упаковки (ныне кафедра графического дизайна). В 1980-х гг. развивались такие отрасли, как материально-вещественная среда, эргономика, средовой дизайн (одноимённая кафедра была создана в 1990 при кафедре промышленного искусства). В 1992 г. на базе отделения проектирования мебели основана кафедра дизайна мебели.
В ЛВХПУ наряду с художниками-конструкторами также работали теоретики в области технической эстетики: Е. Н. Лазарев, М. А. Коськов, П. А. Кудин. В 1974 г. по инициативе Лазарева создан научно-исследовательский сектор и разработан экспериментальный учебный курс (ЭУК), ориентированный на исследовательскую и теоретическую деятельность.
Училище награждено орденом Трудового Красного Знамени (1986).
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
В 1990-х гг. в истории вуза наблюдались кризисные явления, связанные со сменой руководителей, реформированием образовательного процесса. После распада советской художественной системы, при которой училище художественно-промышленной направленности находилось под архитектурным началом, вуз начал развивать отдельные направления своей прежней деятельности: живопись, графику, дизайн, прикладные искусства. Учреждены кафедры живописи и реставрации (руководитель В. М. Мошков), станковой и книжной графики (В. И. Шистко), искусствоведения и культурологии (Т. В. Горбунова; ныне кафедра искусствоведения).
В 1992 г. ЛВХПУ переименовано в Санкт-Петербургское ордена Трудового Красного Знамени высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, в 1994 г. – в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию (СПГХПА), в 2007 г. возвращено имя её основателя – А. Л. Штиглица.
В 1994 г., после долгого периода главенства архитекторов, ректором был избран художник-монументалист А. Ю. Талащук, в 2009 г. – скульптор А. А. Пальмин. С 2019 г. ректор – кандидат исторических наук А. Н. Кислицына.
В 2001 г. ансамбль Центрального училища технического рисования и музея А. Л. Штиглица причислен к объектам культурного наследия федерального значения.
С 2010-х гг. в отношении вуза активно используется квазибренд Stieglitz Academy, пришедший на смену «народному» названию «Мухинское училище» («Муха») и в отличие от него носящий официальный характер (применяется в атрибутике, в материалах по связям с общественностью).
На начало 2020-х гг. вуз состоит из двух факультетов – монументально-декоративного искусства и дизайна, – включающих в себя в общей сложности 20 кафедр. Также в состав СПГХПА входит учебный музей прикладного искусства и управление по научной работе. Академия Штиглица осуществляет подготовку студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.