Тома де Томон Жан-Франсуа
Тома́ де Томо́н Жан-Франсуа́ (Jean-François Thomas de Thomon) [1.4.1760, Берн – 23.8(4.9).1813, Санкт-Петербург; похоронен на Смоленском кладбище; перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры], французский и российский архитектор, график; представитель ампира. Академик Императорской Академии художеств (1800).
С 1777 г. учился в Королевской академии архитектуры в Париже, с 1785 г. – во Французской академии в Риме. Первоначально получил признание как рисовальщик. В 1794–1798 гг. работал в Вене для князя Миклоша (Николая) II из рода Эстерхази (архитектурные проекты остались неосуществлёнными). В 1790-х гг. участвовал в реконструкции замка княжеского рода Любомирских в Ланьцуте (ныне Польша). Проектировал в стиле ампир и неогреческом стиле, испытал влияние творчества К.-Н. Леду.
В 1799 г. Тома де Томон приехал в Россию; предположительно создал для князя Б. А. Голицына – племянника вице-канцлера А. М. Голицына – проект деревянной церкви Успения Богородицы в имении Пречистое Смоленской губернии (ныне Гагаринский район, Смоленская область; не сохранилась). С 1800 г. Тома де Томон работал в Санкт-Петербурге – принял участие в конкурсе на проект Казанского собора, предложив центрическое в плане здание. Тогда же он создал два варианта проекта триумфальных ворот в Москве (не реализованы). В 1802 г. по указу императора Александра I зачислен в ведомство Кабинета Его Императорского Величества. Архитектурная практика Тома де Томона в Санкт-Петербурге началась с реконструкции здания Большого театра (1802–1805, не сохранился). За этот проект он назначен придворным архитектором (1802).
Главное произведение Тома де Томона и один из важнейших ансамблей в архитектуре Санкт-Петербурга – сооружения Стрелки Васильевского острова: здание Биржи (1805–1810, открыто в 1816), две ростральные колонны (1806), площадь с прилегающей застройкой, гранитные спуски к Неве. Композиционный центр ансамбля – здание Биржи; в его лаконичном и строгом внешнем облике прочитывается опора зодчего на архитектурное наследие Древней Греции, в том числе Пестума. Постройка решена в виде античного храма-периптера, при этом опоясывающая её дорическая колоннада отступает непривычно далеко от основного объёма. Благодаря этой особенности архитектура Биржи кажется более проницаемой и органично встраивается в пространство набережной. При проектировании ансамбля Тома де Томон решил важную градостроительную задачу, зрительно связав воедино разные части городского пространства. Он ориентировал здание Биржи на центральную ось Стрелки Васильевского острова и соотнёс его с направлением русла Большой Невы. Тем самым архитектор открыл парадный вид на Стрелку с реки и создал архитектурный акцент между Зимним дворцом на правом берегу Невы и Петропавловской крепостью с собором на Заячьем острове у левого берега. Дополняющее ансамбль скульптурное убранство в аллегорической форме выражает идею морского могущества России.
К наиболее значимым работам Тома де Томона принадлежит и мавзолей «Супругу-благодетелю» в парке Павловска (открыт в 1810), созданный по заказу императрицы Марии Фёдоровны в память об императоре Павле I. Здание представляет собой храм-простиль с гранитными дорическими колоннами. Несмотря на небольшой масштаб, постройка производит монументальное впечатление благодаря лаконичности общего замысла и ясности пропорций.
В 1805–1806 гг. по проекту архитектора построены монументальные амбары Сального буяна на левом берегу Невы (не сохранились). В 1806–1809 гг. созданы гранитные фонтаны вдоль дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село.
Тома де Томон также возвёл здание театра (1804–1809, не сохранился) и госпиталя (1806–1821) в Одессе, Колонну Славы (Монумент Славы) в Полтаве в честь 100-летия Полтавской битвы 1709 г. (1804–1811; скульптор Ф. Ф. Щедрин), создал серию из 16 проектов для административных построек в губернских городах (1806–1807). В 1808 г. он участвовал в конкурсе на создание памятника Минину и Пожарскому.
Архитектор выполнял и частные заказы: в 1806–1809 гг. он занимался перестройкой дома графини А. Г. Лаваль на Английской набережной в Санкт-Петербурге.
Значительно графическое наследие Тома де Томона. В российских собраниях насчитывается около 600 его рисунков (хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге; в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Третьяковской галерее, Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве и других музеях). В их числе рисунки фарфоровых и стеклянных изделий, выполненные (с 1804) для Императорского фарфорового завода и Императорского стеклянного завода в Санкт-Петербурге, где мастер работал в качестве рисовальщика, т. е. разрабатывал проекты изделий.
С 1802 г. Тома де Томон преподавал в архитектурном классе Императорской Академии художеств, первоначально в качестве профессора перспективы (среди его учеников был К. А. Тон), а с 1810 г. в звании профессора архитектуры. С 1811 г. по приглашению А. А. Бетанкура он также преподавал в Институте корпуса инженеров путей сообщения. В 1809 г. в Санкт-Петербурге издан его «Трактат о живописи» (на французском языке).
В конце 1811 г. (в начале 1812 по новому стилю) архитектор награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.