Штакеншнейдер Андрей Иванович
Штакеншне́йдер Андре́й Ива́нович (Генрих Иоганн Штакеншнейдер) [22.2(6.3).1802, мыза Ивановка Софийского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне посёлок Мыза-Ивановка в составе Пудостьского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области – 8(20).8.1865, Москва], российский архитектор, мастер исторических стилей; академик (1834) и профессор (1844) Императорской Академии художеств (ИАХ), действительный статский советник (1858).
Происходил из семьи немцев, переселившихся в Россию в конце 18 в. Отец, Иоганн Штакеншнейдер, владел мельницей и мызой Ивановка (Софийского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне посёлок Мыза-Ивановка в составе Пудостьского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области). А. И. Штакеншнейдер в 1815 г. поступил в ИАХ; в январе 1821 г., по окончании учёбы, принят чертёжником в петербургский Комитет строений и гидравлических работ, в 1825 г. – архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Под руководством возглавлявшего эту комиссию О. Монферрана выполнял чертежи, также тот привлекал его в 1825 г. к разработке траурного убранства Петропавловского собора к погребению императора Александра I и в 1827–1828 гг. к переделке залов императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце.
С 1831 г. Штакеншнейдер занимался собственной архитектурной практикой. Первой его самостоятельной работой стала перестройка главного дома усадьбы (мызы) А. Х. Бенкендорфа – т. н. замка Фалль (мыза Кейла-Йоа; 1831–1833; ныне в мааконде Харью, Эстония) в русле неоготики. Постройка понравилась заказчику и заслужила одобрение императора Николая I. В 1833 г. Штакеншнейдер был определён ко двору великого князя Михаила Павловича, занимался на Каменном острове в Санкт-Петербурге переделкой его дворца и устройством при нём пристани. В 1834 г. исполнил серию эскизов канделябров для расположенного в столице Императорского стеклянного завода. В 1834 г. Штакеншнейдер получил звание академика архитектуры за выполненный по заданной ИАХ программе проект небольшого загородного дворца.
В 1830-е гг. архитектор создал несколько работ в русском стиле, где использовались декоративные мотивы русской архитектуры 16 в. и национального деревянного зодчества: Сельский (Никольский) домик из дерева в Петергофе (1835, перестроен в 1860-х гг.), нереализованные проекты перестройки – усадьбы императрицы Александры Фёдоровны Знаменка близ Петергофа (1836) и каменного дворца в Коломенском в Москве (1837).
В 1837 г. Штакеншнейдер отправился в заграничное путешествие за счёт Комитета строений и гидравлических работ: изучал древние памятники Италии (Рим, Помпеи, Пестум и т. д.), побывал в Англии и Франции. По возвращении в Россию в 1838 г. приступил к проектированию петербургского Мариинского дворца для великой княжны Марии Николаевны и её мужа герцога Максимилиана из рода Лейхтенбергских (1839–1844; ныне здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга). Сохраняя характерные для классицизма общую планировочную структуру и принципы оформления фасада, архитектор использовал декоративные мотивы барокко и Ренессанса. Интерьеры оформлены в помпеянском стиле и формах рококо. К помпеянскому стилю архитектор также обратился при строительстве парковых сооружений в Верхнем Петергофе (Царицын павильон, 1842–1844; Ольгин павильон, 1846–1848). В «эллинском стиле» выдержан дворец императрицы Александры Фёдоровны в Ореанде (1843–1852, разрушен в 1881), а также архитектура и интерьеры загородного дворца великой княжны Марии Николаевны и герцога Максимилиана в Сергиевке под Петергофом (Сергиевская дача, парк Лейхтенбергского; 1839–1842).
В 1844 г. за показанное мастерство Штакеншнейдер получил звание профессора архитектуры ИАХ.
Мастер также работал над оформлением интерьеров Зимнего дворца (1846–1857) и Малого Эрмитажа (Павильонный зал в мотивах неоренессанса и мавританского стиля, 1851–1858), занимался перестройкой и оформлением интерьеров Большого, или Старого, Эрмитажа (1851–1860). В стиле необарокко перестроил Собственную дачу Е. И. В. в Петергофе (1844–1850) и дворец Белосельских-Белозерских (1846–1848), а также возвёл петербургский дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский; 1857–1861); в духе неоренессанса построил дворцы – Н. Д. Алфераки в Таганроге (1848) и великого князя Николая Николаевича в Санкт-Петербурге (Николаевский дворец, в советское время – Дворец труда; 1853–1861).
В 1856 г. Штакеншнейдер назначен архитектором Высочайшего двора.
В 1854–1865 гг. преподавал в ИАХ.
Орден Святой Анны 3-й степени (1840), орден Святого Станислава 2-й степени (1846), орден Святой Анны 2-й степени (1850), орден Святого Владимира 3-й степени (1860).