Стен Ян
Стен Ян (Ян Хавикс Стен; Jan Havicksz Steen) (1625 или 1626, Лейден – 1679, там же), голландский живописец, представитель делфтской школы.
Сын пивовара-торговца. Один год учился в Университете Лейдена. Живописи обучался, предположительно, у Н. Кнюпфера, А. ван Остаде и Я. ван Гойена (на дочери которого был женат). Испытал также влияния Ф. ван Мириса Старшего и Ф. Халса, у которого воспринял свободный мазок и способ изображать персонажей в живых непосредственных позах. С 1648 г. член гильдии художников Лейдена. Работал в Лейдене, Харлеме, Гааге, Делфте (1654–1657). Самый яркий период творчества Стена приходится на период его пребывания в Харлеме (1661–1670). С именем Стена связывают несколько сотен картин на религиозные (Стен был католиком), мифологические и исторические сюжеты, уличные и интерьерные жанровые сцены, нередко сатирического и морализирующего содержания, иллюстрирующие голландские пословицы и поговорки («Праздник святого Николая», около 1665 – 1668, Рейксмюсеум, Амстердам), также несколько портретов, обогащённых жанровыми мотивами («Адольф и Катарина Крусер», картина ранее известна как «Бургомистр Делфта с дочерью», 1655, Рейксмюсеум). Различные персонажи его картин имеют портретные черты самого художника («Гуляки», около 1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Лютнист», около 1660 – 1663, собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), известные по его единственному автопортрету (около 1670, Рейксмюсеум). Стен – великолепный рассказчик, предпочитавший изображать многофигурные сцены в сложных, дополненных игрой света, перспективных пространствах, элементы которых раскрывали суть сюжета («Крестины», 1664, собрание Уоллес, Лондон). В поздних работах Стена лейденского периода (1670-е гг.) отмечается потеря качества. Однако насыщенность светом просторных интерьеров, лиризм повествования, приглушённые тона, свободный мазок кистью в ряде произведений предвосхищают стиль рококо («Праздничная трапеза», 1674, Лувр, Париж). Картины Стена, непопулярные при жизни мастера, особенно ценились в 18 в., вызвав в Голландии череду подделок и подражаний.