Растрелли Бартоломео Франческо
Растре́лли Бартоломе́о Франче́ско (Bartolomeo Francesco Rastrelli; Варфоломей Варфоломеевич Растрелли) [1700(?), Париж(?) – апрель(?) 1771, Санкт-Петербург(?)], граф Папского государства (1704), российский архитектор итальянского происхождения; генерал-майор (1762); почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1771). Крупнейший представитель барокко в отечественной архитектуре.
Точные сведения о времени и месте рождения и смерти Растрелли отсутствуют. В исследовательской литературе высказываются предположения о том, что архитектор родился в 1696, 1697 или в 1700 гг. во Франции или в Италии, а умер либо в Российской империи (в Санкт-Петербурге или в Курляндии, ныне Латвия), либо в Италии в апреле 1771 г. В 1716 г. он прибыл в Россию вместе с отцом – К. Б. Растрелли. Профессиональные навыки Б. Ф. Растрелли приобрёл под руководством отца и в среде петербургских архитекторов петровского времени. Сведения из дореволюционных и советских исследований о его обучении в Италии и Франции не подтверждаются документально.
Первые крупные сооружения зодчего построены для императрицы Анны Иоанновны: московские деревянные Зимний дворец (Зимний Анненгоф) в Кремле (1730–1731; в 1736 перевезён в Лефортово) и летняя резиденция Анненгоф на реке Яуза (1731–1735; оба – не сохранились), «Зимний дом» в Санкт-Петербурге (т. н. третий Зимний дворец; 1732–1736, совместно с К. Б. Растрелли; разобран в 1754). Эти проекты продемонстрировали мастерство архитектора в построении масштабных пространственных композиций. В сравнении с более поздними произведениями Растрелли эти сооружения отличались сдержанным фасадным декором. В 1740-х гг. архитектор участвовал в проектировании сада «Променад» на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге (ныне Марсово поле).
На раннем этапе профессиональной карьеры Растрелли также работал в Курляндии, где возвёл для герцога Э. И. Бирона Рундальский дворец (1736–1738, достроен в 1764–1768 при участии С. Енсена и И. Г. Зайделя; ныне близ г. Бауска) и замок в Митаве (ныне г. Елгава; 1738–1740, достроен в 1763–1772 при участии С. Енсена).
Расцвет творчества Растрелли связан с периодом правления императрицы Елизаветы Петровны. В эти годы стремление к роскоши императорского быта определило размах репрезентативного дворцового строительства. Зодчий сыграл важнейшую роль в формировании елизаветинского барокко в отечественной архитектуре 18 в. Первым сооружением этого стиля в Санкт-Петербурге стал деревянный Летний дворец на берегу Мойки (1741–1744, разобран в 1796). Около 1743–1744 гг. Растрелли руководил перестройкой Кикиных палат. В 1750 г. возвёл Оперный дом на Царицыном лугу (не сохранился).
В 1740-х – 1750-х гг. Растрелли перестраивал императорские резиденции в Петергофе и Царском Селе (ныне г. Пушкин). В этот период окончательно сложились особенности творческого метода архитектора. Преобразованные им ансамбли отличаются чёткостью простых геометрических объёмов, композиционной симметрией, строгостью планировочных решений с преобладанием прямых линий и углов. Дворцовые пространства представляют собой торжественные анфилады, состоящие из больших парадных залов. Эта структурная особенность отражается в грандиозном масштабе ансамблей и протяжённости фасадов, рассчитанных на восприятие в движении.
В результате перестройки Большого дворца в Петергофе (1746–1755) центральная часть сооружения была дополнена третьим этажом и боковыми крыльями, которые фланкированы купольными павильонами (восточный – пятиглавая церковь Святых апостолов Петра и Павла, 1747–1751; западный – т. н. корпус под гербом). Пластичность декоративного убранства фасадов усиливается от центральной к боковым частям постройки, благодаря чему возрастает композиционная динамика и торжественность её внешнего облика. В интерьере наибольшего внимания заслуживает пышное убранство Танцевального зала, основанное на сочетании позолоченного резного декора и зеркальных поверхностей (простенки между окнами, окна-обманки на западной и северной стенах помещения).
В Петергофе по проекту Растрелли также выстроен Екатерининский корпус, примыкающий к дворцу Монплезир (1747–1749, расширен в 1750-х гг.; перестроен в 1785–1786, архитектор Дж. Кваренги).
Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе, перестроенный Растрелли в 1752–1756 гг., отличается большей пышностью и разнообразием наружного декора, который дополнен позолотой. Композиция фасадов дворца определяется неоднородным ритмом ризалитов, коринфских колонн, раскреповок, фронтонов разной формы (треугольные, лучковые, разорванные), скульптур (атланты, кариатиды и др.). В интерьере кульминацией движения по парадной анфиладе стал Большой зал. Его стены обильно украшены позолоченным декором и прорезаны двумя рядами окон, между которыми помещены зеркала. Эти особенности убранства визуально расширяют помещение и наполняют его светом, придавая внутреннему пространству праздничное настроение.
В Екатерининском парке при участии Растрелли возведены павильоны Эрмитаж (1744–1746, проект М. Г. Земцова; фасады оформлены Растрелли в 1749–1751), Грот (1749–1761, проект Растрелли, внутренняя отделка работы А. Ринальди), Катальная горка (1754–1757, совместно с инженером А. К. Нартовым; не сохранилась). В Александровском парке построен охотничий павильон Монбижу (1747–1754, проект С. И. Чевакинского, переработан Растрелли; в 1819–1834 перестроен в павильон Арсенал, архитекторы А. А. Менелас, А. А. Тон).
Вершиной творчества Растрелли и всего зрелого барокко в России стал Зимний дворец (1754–1762). С градостроительной точки зрения он является одним из главных сооружений Санкт-Петербурга. Его протяжённые, богато декорированные фасады эффектно оформили виды на Дворцовую площадь и Неву. Высота дворца долгое время оставалась ориентиром для застройки центра Санкт-Петербурга. Масштаб композиции, разнообразие внешней и внутренней отделки были призваны утвердить идею значимости Зимнего дворца для российской государственности.
В области русской церковной архитектуры барокко отдельного внимания заслуживает комплекс Смольного монастыря (1748–1761, достроен в 1832–1835 В. П. Стасовым). Доминантой ансамбля стал Воскресенский собор с его динамичной композицией форм. Крестообразная планировка храма повторена в его ограде, а также в расположении окружающих его корпусов келий. Фасадный декор сооружения отличается повышенной пластичностью: пучки коринфских колонн и пилястр на углах, раскреповки, лепнина и т. д. При строительстве собора Растрелли обратился к национальной традиции церковной архитектуры: он использовал композицию православного пятиглавия, преобразовав её в духе барокко. Так, массивный центральный барабан с параболическим завершением сопоставлен с изящными остроугольными объёмами четырёх башен-звонниц, тесно прижатых к нему.
Иной вариант традиционного пятиглавия демонстрирует Андреевский собор в Киеве, построенный по проекту Растрелли И. Ф. Мичуриным (1747–1754). Центрический в плане храм также декорирован пучками коринфских колонн и пилястр; имеет аналогичные Смольному формы и пропорции элементов венчающей части. Однако центральный барабан и угловые башни Андреевской церкви помещены на расстоянии друг от друга, из-за чего объёмная композиция постройки кажется более статичной и тяжеловесной.
В Новоиерусалимском монастыре близ Москвы (ныне г. Истра) по проекту Растрелли восстановлен из дерева шатёр над ротондой Воскресенского собора (первоначальный кирпичный шатёр обрушился в 1723; с 1749, при участии инженера В. Бернардацци; завершён в 1759 К. И. Бланком; уничтожен в 1941, восстановлен в 2010-х гг.).
Лучшие образцы частных дворцовых сооружений Растрелли – Воронцовский (1750-е гг.; принадлежал графу М. И. Воронцову) и Строгановский дворцы (1753–1754; принадлежал барону С. Г. Строганову) в Санкт-Петербурге. Растрелли также разработал проект Мариинского дворца в Киеве (1745–1752, строительство осуществлялось И. Ф. Мичуриным).
В 1730 г. Растрелли назначен придворным архитектором; в 1738–1763 гг. – обер-архитектором императорского двора; в 1764–1769 гг. – обер-интендантом строений герцога Курляндского. В 1762 г. награждён орденом Святой Анны.