Дионис
Дио́ни́с (греч. Διόνυσος; Вакх, Бахус, греч. Βάκχος, лат. Bacchus), в греческой религии и мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (лидийско-фригийского или фракийского) происхождения. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского письма 14 в. до н. э., повсеместное распространение культа в Древней Греции относится к 8–7 вв. до н. э. (периоду формирования полисов, а затем полисной демократии), когда культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Как божество земледельческого круга, бог плодоносных сил природы, Дионис противопоставлялся Аполлону – как божеству прежде всего родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов.
Дионис в античной традиции
Согласно основному мифу, Дионис – сын Зевса и Семелы (дочери царя Фив Кадма). По наущению ревнивой жены Зевса Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу. Зевс выхватил из пламени недоношенного младенца и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре, и потом отдал младенца на воспитание нисейским нимфам (или сестре Семелы). Когда Гера вселила в Диониса безумие, он начал скитаться по Египту и Сирии, во Фригии богиня Кибела – Рея исцелила Диониса и приобщила к своим оргиастическим мистериям. Во время плавания с о. Икария на о. Наксос Диониса похитили пираты, которые стали свидетелями его удивительных превращений: оковы спали с рук закованного ими Диониса; оплетя виноградной лозой и плющом мачту и паруса корабля, он явился в облике медведя, затем льва, а сами пираты, в страхе бросившиеся в море, превратились в дельфинов.
Греки связывают с именем Диониса открытие виноградной лозы. Связь с растительными силами природы подчёркивается эпитетами Диониса: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь»; зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке, Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На о. Наксос Дионис полюбил Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на о. Лемнос вступил с ней в брак. Везде, где появлялся Дионис, он учреждал свой культ и обучал людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады, или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей), с тирсами (жезлами), увитыми плющом. В трагедии «Вакханки» Еврипида вакханки, охваченные безумием и опоясанные змеями, сокрушают всё на своём пути. С криками «Вакх, Эвое» они славят Диониса-Бромия («шумного», «бурного»), бьют в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких животных, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая из земли деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Мистерии в честь Диониса получили название Дионисии. Дионис почитался как Лиэй («освободитель»), избавляющий людей от мирских каждодневных забот и размеренного быта.
В число 12 олимпийских богов Дионис вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия (греч. слово «трагедия», буквально – песнь о козле или песнь козлов, т. е. козлоногих сатиров – спутников бога).
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий также прозвище Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, эллинистическим египетским богом Сераписом, Митрой, Адонисом, римским Либером.
Иконография
Изображения Диониса в виде зрелого мужчины с заострённой бородкой и в восточном одеянии поверх туники, в окружении свиты из сатиров, менад, силенов и кентавров появились на произведениях древнегреческой вазописи с 6 в. до н. э. Сюжеты, связанные с Дионисом, украшали сосуды для питья (на килике мастера Эксекия этот бог представлен пирующим после нападения на него тирренских пиратов).
Часто фигура Диониса составляла пару с Гераклом. Его изображали среди олимпийцев (восточный фронтон Парфенона в Афинах, 438–432 до н. э., ныне Британский музей, Лондон), сражающимся с тирренскими пиратами (рельеф на памятнике Лисикрата в Афинах, около 335 до н. э.); в эллинистический и римский периоды – в виде прекрасного юноши (в статуарной пластике, в вазописи, на рельефах саркофагов, например «Дионис и Ариадна», около 230–235 н. э., Лувр, Париж), в мозаиках и фресках («Дионис и Геракл», мозаика из Антиохии, начало 3 в. н. э., Музей искусств Принстонского университета).
Атрибуты этого бога – шишка пинии (символ плодородия), гроздь винограда, инжир, канфар, тирс – увитый плющом жезл («Дионис с пантерой», римская копия 2 в. н. э. греческого оригинала середины 4 в. до н. э., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Нередко спутники бога – животные, которые являются его символами: осёл, пантера или леопард («Дионис на леопарде», 2 в. до н. э., Археологический музей о. Делос). Дионис присутствует в мифологических сценах «Свадьба Пелея и Фетиды», «Возвращение Гефеста на Олимп» и «Гигантомахия».
В средневековой книжной миниатюре фигура Диониса служила олицетворением осени или месяца октября. Античные дионисийские сюжеты вернулись в европейское изобразительное искусство в конце 15 в. (скопированная с древнеримского саркофага сцена «Вакханалия с винным мехом» на гравюре А. Мантеньи, до 1475, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и стали особенно популярными в 16–17 вв.: картины «Вакх» (Караваджо, около 1598, Уффици, Флоренция), «Детство Вакха» (Н. Пуссен, около 1626, Лувр), «Вакх и Ариадна» (Тициан, 1520–1523, Национальная галерея, Лондон) и «Триумф Вакха» (Д. Веласкес, 1628–1629, Прадо, Мадрид).
К теме вакханалии обращались А. Дюрер, М. ван Хемскерк, Тициан, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Пуссен и т. д. Среди других олимпийцев Дионис изображался в сюжетах «Пиршество богов» (Джованни Беллини, 1514, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Совет богов» (Рубенс, из цикла, посвящённого жизни Марии Медичи; 1622–1625, Лувр, Париж).
Скульпторы Возрождения (Микеланджело, Якопо Сансовино) и классицизма конца 18 – начала 19 вв. (И. Г. фон Даннеккер, Б. Торвальдсен) создавали статуи Диониса, ориентируясь на античные образцы.