Руссо Анри
Руссо́ Анри́, Анри Жюльен Феликс Руссо (Henri Julien Félix Rousseau) (21.5.1844, Лаваль – 2.9.1910, Париж), французский живописец. В 1871–1893 гг. служил в акцизном ведомстве Парижа, по этой причине за ним закрепилось прозвище Таможенник. Занявшись живописью самостоятельно около 1880 г., впервые показал свои работы в «Салоне независимых» (1886). Творчество Руссо тесно связано с низовой городской культурой (лубок, трактирные вывески, ярмарочные афиши и т. п.); в то же время в ряде картин он стремился воспроизвести жанровые и стилистические признаки ценимого им салонного искусства («Я, портрет-пейзаж», 1890, Национальная галерея, Прага). Своеобразный эффект двойственности, возникающий как следствие транскрипции академической системы языком наивного искусства, также несомненный колористический дар привлекли к Руссо внимание французских авангардистов (А. Жарри, П. Гогена, О. Редона, Ж. Сёрa, затем Г. Аполлинера, П. Пикассо, Р. Делоне). Нередко копируя фигуры с журнальных картинок и открыток, Руссо претворял тривиальные прототипы массовой культуры в визионерские образы-грёзы («Спящая цыганка», 1897, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Война», 1894, Музей Орсе, Париж). В портретах Руссо варьировал различные иконографические схемы – от семейных фотографий («Свадьба», 1905, Музей Оранжери, Париж) до академического жанра портрета-аллегории [«Муза, вдохновляющая поэта» (Г. Аполлинер и М. Лорансен), 1909, ГМИИ. Писал также виды Парижа и его окрестностей, военные парады, баталии и др. С 1905 г. воображение Руссо, никогда не выезжавшего за пределы Франции, занимают картины тропических лесов, схваток хищников в джунглях («В тропическом лесу. Битва тигра и быка», 1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Нападение ягуара на лошадь», 1910, ГМИИ). «Галлюцинаторная» достоверность картин Руссо позднее будет оценена мастерами сюрреализма.