Египет. Литература
Литерату́ра Еги́пта развивалась с середины 7 в. на литературном арабском языке, с 20 в. – также и на египетском разговорном диалекте арабского языка.
Средневековая литература Египта как часть традиционной арабо-мусульманской словесности (середина 7 – конец 18 вв.)
Средневековая литература Египта (середина 7 – конец 18 вв.) создавалась в русле арабо-мусульманской культуры. В 17–18 вв. были распространены исторические и географические сочинения, описания путешествий (рихля), научные трактаты различной тематики, послания. Поэзия развивалась по пути классической метрической (аруд) и жанровой (касыда) систем, возникали всё более сложные и изысканные стихотворные формы – поэтические загадки и графические приёмы, рассчитанные на зрительное восприятие текста: хронограммы (тарихи), фигурные стихи, акростихи. Параллельно с этим существовала передававшаяся изустно арабская народная литература, которая достигла наибольшего расцвета именно в Египте. Там были созданы и записаны народные романы «История племени Хиляль» (سيرة بني هلال), «История аз-Захира Бейбарса» (سيرة الظاهر بيبرس) о мaмлюкcкoм султане Бейбapcе (правил в 1260–1277) и «История Али Зибака» (سيرة علي الزيبق). С Египтом также связан т. н. каирский пласт сказок «Тысячи и одной ночи», отражающий жизнь средневекового арабского города. Активное развитие народной литературы подготовило почву для последующего возникновения новых прозаических и драматических жанров.
Литература эпохи раннего просветительства (первая половина 19 в.)
Формирование новой литературы началось в первые десятилетия 19 в., когда Египет в политическом и культурном отношении значительно обособился от Османской империи. Знакомство с европейской культурой после египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 гг. дало импульс к появлению в литературе Египта новых тем и форм, а традиционные жанры подверглись переосмыслению. В правление Мухаммеда Али в Египте открылись первые типографии (с 1821), где печаталась учебная, научная и художественная литература. Благодаря реформе образования расширилась читательская аудитория. С 1828 г. издавалась первая официальная газета «Египетские ведомости» (الوقائع المصرية), где публиковались новостные статьи, а также небольшие поэтические и прозаические произведения. В это время в литературе Египта сформировался жанр статьи, который в своем развитии опирался как на европейскую публицистику, так и на традиционные жанры ораторской речи (хитаб, خطاب) и послания (рисаля, رسالة).
Характерным явлением 1-й половины 19 в. были организованные правительством Мухаммеда Али образовательные поездки в Европу. Под их влиянием традиционный жанр описания путешествия (рихля) трансформировался, получив просветительскую направленность: авторы путевых заметок не только стремились отразить все полученные в Европе знания и впечатления, но и подчёркивали необходимость модернизации Египта. Первый образец – «Извлечение чистого золота из краткого описания Парижа, или Драгоценный диван сведений о Париже» (تخليص الإبريز في تلخيص باريز, 1834) Рифаа Рафи ат-Тахтави. Посетив Францию в качестве имама группы египтян, ат-Тахтави описал различные достижения европейской цивилизации, от столовых приборов до общественных институтов. Писатель призывал следовать примеру Франции в том, что касалось научных достижений, но в то же время подчёркивал превосходство ислама и говорил о необходимости разделять науку и религию. Новаторская по содержанию, книга традиционна по форме – она имеет сложное рифмованное название, включает цитаты из классической арабской поэзии. В том же жанре Мухаммад Айяд ат-Тантави, который долгое время преподавал арабский язык в России, создал сочинение «Подарок смышлёным с сообщениями про Россию» (تحفة الأذكياء بأخبار بلاد الروسيا, 1850), где описал своё путешествие, историю эпохи Петра I, а также нравы и обычаи русских. В отличие от ат-Тахтави, он не столько призывал воплотить всё увиденное в Египте, сколько стремился познакомить читателя со страной, недавно пережившей эпоху перемен.
Трансформации жанровой системы во многом способствовали переводы произведений Вольтера, П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. де Лафонтена, И. А. Крылова, благодаря которым египетские читатели познакомились с жанрами комедии, трагедии, романа, басни. В 1835 г. в Каире создана Школа переводчиков (с 1957 Высшая школа языков). Нередко произведения европейских авторов не только переводились, но и адаптировались к потребностям аудитории.
В то время как в прозе 1-й половины 19 в. господствовали просветительские тенденции, поэзия продолжала развиваться в русле классической традиции. Так, панегирики Хасана аль-Аттара (1766–1835) написаны украшенным литературным языком, хотя одновременно поэт был редактором газеты «Египетские ведомости» и работал в новом для египетской литературы жанре статьи. Подлинное обновление поэзии Египта началось во 2-й половине 19 в. – период культурного подъёма, известный как нахда.
Литература эпохи нахды (вторая половина 19 – начало 20 вв.)
Во 2-й половине 19 в. в Каире основаны Национальная библиотека (1870) и высшая школа Учебный дом наук (1873), где преподавались не только религиозные, но и светские дисциплины. Активному развитию египетской литературы способствовало переселение в Каир и Александрию многих деятелей сирийской и ливанской культуры, которые исторически были лучше знакомы с европейской культурой, в том числе русской. Так, публиковавшиеся в Сирии и Ливане переводы И. А. Крылова (в 1867 сборник его басен стал первой книгой, переведённой напрямую с русского языка на арабский), А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова оказали значительное влияние на развитие египетской литературы.
В 1870–1880-е гг. британская оккупация Египта вызвала протест среди населения, приведший к восстанию Ораби-паши (1881–1882). Зародилось движение за модернизацию ислама, лидерами которого выступили Джамаль ад-Дин аль-Афгани и Мухаммад Абдо: их идеи о новой роли мусульманских ценностей в современном мире заметно повлияли на творчество египетских писателей 19–20 вв.
Активно развивалась публицистика: Мустафа Камиль (1874–1908) и Абдалла ан-Надим (1845–1896) писали о тяжёлом положении феллахов, призывали к борьбе с оккупантами. Положение женщин стало основной темой статей и книг Касима Амина (1863–1908), который подчёркивал, что эмансипация не противоречит принципам ислама. В жанре сатирического диалога работал публицист и драматург Якуб Санну (1839–1912). Идеи патриотизма и национализма нашли отражение в статьях Ахмада Лутфи Абу ас-Сайида (1872–1963) и Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби. В публицистике 2-й половины 19 в. не только разрабатывались новые темы, но и создавался новый стиль литературного языка, для которого характерны простота, ритмичность, направленность на взаимодействие с широкой аудиторией.
Со 2-й половины 19 в. началось обновление египетской поэзии, первый этап которого представлен творчеством Махмуда Сами аль-Баруди (1839–1904). Активный участник национально-освободительного движения, он создал жанр стихотворений на патриотическую тематику (ватанийят, وطنيات) и ввёл в поэтический обиход такие понятия, как свобода, родина, справедливость. Аль-Баруди использовал новаторские образы, связанные с достижениями современной цивилизации – электричеством, фотографией, пароходами, однако с точки зрения формы его стихотворения оставались традиционными. Поэзия последователей аль-Баруди – Ахмада Шауки (1868–1932) и Хафиза Ибрагима (1872–1932) – была посвящена преимущественно социальным вопросам, отличалась дидактизмом и развернутой аргументацией. Поэты-неоклассики воспевали величие Древнего Египта и призывали к борьбе с оккупантами. Они подготовили почву для дальнейшего обновления поэзии с точки зрения уже не только содержания, но и формы.
В период нахды в Египте зародилось драматическое искусство. В 1870 г. был создан первый профессиональный театр, репертуар которого разработал Якуб Санну. Большинство постановок представляли собой сатирические комедии на сюжеты европейских пьес, адаптированные к местным реалиям. Переложения пьес Мольера, П. Корнеля, У. Шекспира и других создавал также драматург Мухаммад Усман аль-Джаляль (1829–1898). Важную роль в приобщении египетской публики к европейскому репертуару сыграли эмигранты из Сирии и Ливана – Искандер Фарах (1851–1916) и Наджиб аль-Хаддад (1867–1899). Нередко драматурги значительно изменяли сюжет первоисточника, подчёркивали актуальные для Египта проблемы, добавляли музыкальные и танцевальные номера для привлечения публики. Появлялись драматические произведения и на местном материале – в частности, на сюжеты «Тысячи и одной ночи». Общей чертой египетских пьес 19 в. было то, что они предназначались не для чтения, а исключительно для постановки.
В последней трети 19 – начале 20 вв. в Египте продолжали создаваться крупные прозаические произведения просветительской направленности. Роман «Знак веры» (علم الدين, 1882) Али Мубарака (1823–1893) содержит множество полезных сведений в сюжетной рамке диалога между египетским шейхом и англичанином-востоковедом, которые вместе совершают путешествие в Париж. Иной характер носит «Рассказ Исы ибн Хишама» (حديث عيسى ابن هشام, 1907) Мухаммада аль-Мувайлихи, где дана широкая картина египетского общества и показано, что заимствования из Европы хотя и нужны, но далеко не всегда благотворны. Аль-Мувайлихи использовал классический макамный стиль, однако написал целостное произведение с единым сюжетом, а не сборник новелл (что традиционно для жанра макамы), а также впервые в египетской литературе начал книгу с посвящения. Сочинение аль-Мувайлихи знаменует окончание просветительского этапа в литературе Египта.
В последней четверти 19 в. началось становление романа и возникло несколько разновидностей этого жанра. В творчестве Джирджи Зейдана сформировался жанр исторического романа, где вымышленный любовный сюжет разворачивается на фоне исторических событий. В таких романах, как «Сестра Харуна ар-Рашида» (العباسة اخت الرشيد, 1905), «Аль-Амин и аль-Мамун» (الأمين والمأمون, 1906), и многих других дидактический элемент соединился с развлекательным, язык стал простым и лаконичным. В то же время возник жанр назидательно-философского романа, одним из основоположников которого выступил Фарах Антун: в книге «Религия, наука и собственность» (الدين والعلم والمال, 1903) он в форме описания путешествия показал становление важнейших религиозных и политических идей. С начала 20 в. внимание египетских писателей привлекала крестьянская тема. В романах «Деревенский юноша» (الفتى الريفي) и «Деревенская девушка» (الفتاة الريفية, 1905) Махмуда Хайрата (1879–1948) была предпринята попытка описать жизнь феллахов, однако образы оставались в значительной мере идеализированными; герои произведений говорили возвышенным литературным языком. Более полно крестьянская тема раскрыта в сентиментальном романе Мухаммада Хусейна Хейкаля «Зейнаб» (زينب, 1913 или 1914; многочисленные переиздания, в том числе 2012), главная героиня которого представляет собой образец «естественного человека». Хотя произведение Хейкаля нередко называют первым арабским романом, оно отражает итоги нескольких десятилетий формирования жанра.
Литература 1910-х – первой половины 1930-х гг.
Первая четверть 20 в. ознаменовалась появлением нового литературного движения, представители которого получили название мугаддидов (араб. المجددون – «обновители»). Его создатели – Саляма Муса (1887–1958), Таха Хусейн и Аббас Махмуд аль-Аккад – призывали к обновлению литературного языка, считая, что ради этого необходимо отказаться от подражания как традиционным арабским, так и европейским образцам. После Первой мировой войны 1914–1918 гг. возникло движение за египтизацию (тамсир, تمصير), вдохновлённое образом египтян как преемников цивилизации фараонов. Идейные основы движения соединили в себе элементы просветительства и национализма: считая феллаха выразителем национальных черт, мугаддиды, однако, не поддерживали религиозность египетского крестьянства, отдавали предпочтение светскому пути развития и даже критиковали отдельные аспекты религии. Подчёркивая лучшие черты национального характера, они призывали египтян объединиться в борьбе с британской оккупацией.
В произведениях мугаддидов Мухаммада и Махмуда Теймуров, Мустафы Лутфи аль-Манфалути впервые в египетской литературе сформировался жанр рассказа. Их творчество, испытавшее заметное влияние французской и русской литературы, посвящено социальным проблемам и анализу психологии героев, проникнуто гуманистическим пафосом и вниманием к внутреннему миру простого человека. Аль-Манфалути считается создателем нового литературного стиля – прозрачного и эмоционально насыщенного, отражающего авторское «я» (сборник рассказов «Слёзы», العبرات, 1915). Первым из египетских писателей обратившись к жанру эссе, он соединил элементы художественной литературы и публицистики (сборник «Взгляды», النظرات, включает в себя статьи, публиковавшиеся в прессе с 1907).
В романах и повестях начала 20 в., уже в значительно меньшей степени ориентированных на подражание европейским образцам, происходило углубление социального анализа, проявлялись черты реализма. Наиболее полное воплощение идеология мугаддидов получила в романе Тауфика аль-Хакима «Возвращение духа» (عودة الروح, 1933), который посвящён событиям египетских восстаний 1919 г. и отражает пробуждение национального самосознания. Несмотря на преимущественно реалистическую направленность романа, Тауфик аль-Хаким идеализировал феллахов как истинных носителей египетской культуры и духа. Автобиографическая реалистическая повесть «Дни» (الايام, 1-я часть – 1929, 2-я часть – 1939, 3-я часть – 1972) Тахи Хусейна сочетает элементы философских размышлений, психологизма и юмора.
В 1-й четверти 20 в. сформировалось несколько разновидностей драматических жанров. Ибрагим Рамзи (1884–1949) и Фарах Антун создавали исторические драмы, где в контексте истории представлены современные проблемы Египта. В пьесах «Султан Салах ад-Дин и Иерусалимское королевство» (السلطان صلاح الدين و مملكة اورشليم, 1914) и «Египет новый и Египет старый» (مصر الجديدة ومصر القديمة, 1913) Антун показал, что Египет способен обновиться, сохранить культурные ценности и достичь независимости. Рамзи написал первую в Египте социальную комедию на разговорном языке «Войти в баню – совсем не то, что выйти» (دخول الحمام مش ذي خروجه, 1915). В жанре комедии работал Амин ас-Сидки (1890–1944), чьи персонажи Кишкиш-бей – деревенский староста, который приезжает в Каир, и Усама Абд аль-Басит – предприимчивый и изобретательный плут – фигурировали в ряде пьес и снискали большую популярность у публики. Параллельно развивался музыкальный театр, пьесы для которого писали Закарийя Ахмад (1896–1961) и Сайид Дарвиш (1892–1923). Во многом благодаря деятельности Юсуфа Вахби (1898–1982) значительно возрос престиж театра: были установлены регулярные репетиции и точное время начала спектакля, большее внимание уделялось декорациям. Одновременно рецензии на драматические постановки начали печататься в прессе, появились специализированные театральные журналы (первый из них – «Представление», التمثيل, издавался с 1924), что стало проявлением возросшего интереса к драматургии. Создавалось всё больше пьес на актуальную проблематику: так, дебютная пьеса Тауфика аль-Хакима «Незваный гость» (الضيف الثقيل, 1918) была запрещена цензурой, т. к. содержала критику британской оккупации. К 1930-м гг. в египетской литературе сложились основные драматические жанры, однако произведения ещё не воспринимались независимо от театральной сцены.
В поэзии 1-й четверти 20 в. господствующим направлением был романтизм. Его основоположник Халиль Мутран уделял внимание тончайшим душевным переживаниям, одним из первых в арабской поэзии использовал лирически окрашенный пейзаж для передачи эмоций. Поэзия Мутрана была новаторской и с точки зрения формы: он стал давать стихотворениям названия, впервые в египетской поэзии выдвинул требование тематического единства и композиционной целостности произведения. Не отказываясь полностью от традиции, он нередко использовал строфические формы (в отличие от классической поэзии, основанной на бейте) и анжамбманы. Последователями Мутрана были поэты группы «Аполлон», образовавшейся вокруг одноимённого каирского журнала (أبولّو, издавался в 1932–1934). Члены этой группы – издатель журнала Ахмад Заки Абу Шади (1892–1955), Ибрагим Наги (1898–1953), Али Махмуд Таха (1902–1949) – придавали особое значение выражению личных переживаний, развивали любовную лирику, вводили необычные образы в описание природы (например, Абу Шади сравнивал звёзды с отверстиями в облаках, скрывающими западню). Они использовали гибкие песенные размеры, стремясь сделать поэтический язык более естественным и лиричным. Творчество Халиля Мутрана также оказало большое влияние на поэтов группы «Диван» (الديوان), среди которых Абд ар-Рахман Шукри (1886–1958), Ибрагим Абд аль-Кадир аль-Мазини, Аббас Махмуд аль-Аккад. Одновременно с развитием романтизма возникла поэзия на египетском диалекте арабского языка, представленная творчеством Мухаммада Байрама ат-Туниси. Его стихотворения отличались сатирической направленностью и острой критикой консерватизма, за что автор был выслан из Египта. Ат-Туниси широко использовал строфические формы и стилизацию под макамы. Таким образом, в первой четверти 20 в. египетская поэзия переживала период активного обновления.
Египетская литература второй половины 1930-х – 1940-х гг.
Во второй четверти 20 в., разочаровавшись в прежних идеалах, мугаддиды отказались от идеализации феллахов и осознали невозможность развития Египта по европейскому пути. В повести «Записки провинциального следователя» (يوميّات نائب في الأرياف, 1937) Тауфика аль-Хакима крестьяне изображены тёмной массой, которой чужды идеалы интеллигенции. Иной точки зрения придерживался Таха Хусейн: в сборнике рассказов «Мученики земли» (المعذبون في الأرض, 1948) он показал, что, несмотря на трудную жизнь, феллахи способны стать основой всеобщего национально-освободительного движения и тем самым оправдать надежды, которые связывали с ними мугаддиды. Одновременно развивалась городская проблематика: в социально-бытовых романах «Хан аль-Халили» (خان الخليلي, 1946), «Переулок аль-Мидакк» (زقاق المدق, 1947) и других Нагиб Махфуз показал жизнь Каира в период между двумя мировыми войнами, стремясь как можно точнее передать атмосферу времени.
Существенные изменения претерпела египетская драматургия: начиная с 1930-х гг. пьесы стали восприниматься как тексты для чтения, а не только для постановки. Этот процесс был во многом связан с творчеством Тауфика аль-Хакима, создателя арабского интеллектуального театра. В пьесах «Спящие в пещере» (أهل الكهف, 1933; дебютная постановка в первом египетском государственном театре, 1935, режиссёр Заки Тулаймат), «Шехерезада» (شهرزاد, 1934), «Пигмалион» (بجماليون, 1942) драматург использовал арабские и европейские мифологические сюжеты для выражения философских идей; в образах героев на первый план выходит символическая значимость, а не их психологическая достоверность.
В поэзии 1940-х гг. на смену романтизму пришли новые направления – сюрреализм, символизм. В Александрии литераторы и художники во главе с Джорджем Хенейном (1914–1973) создали «Ассоциацию искусств и свободы» (1938 или 1939 – 1948), которая занималась переводом современной европейской поэзии, изданием журналов и организацией выставок изобразительного искусства. Несмотря на то что движение не было масштабным и ориентировалось преимущественно на европейскую культуру, благодаря ему стали возможны окончательный отказ от традиционных поэтических форм и создание новой стилистики.
Египетская литература периода зрелого реализма (1950-е гг.)
Развитие литературы Египта в 1950-е гг. во многом определил т. н. спор молодых и старых, затронувший как прозу, так и поэзию. Поводом для его начала послужила статья «Образ литературы и её материал» (صورة الأدب ومادته, 1954) Тахи Хусейна, активное участие в споре принимали «молодые» литературные критики Махмуд Амин аль-Алим (1922–2009) и Абд аль-Азим Анис (1923–2009). В рамках полемики обсуждались проблемы формы и содержания, отношения литературы к действительности, ангажированности литературного творчества. В то время как писатели поколения мугаддидов утверждали, что значение литературы не ограничивается её социальной функцией, писатели молодого поколения воспринимали литературу в первую очередь как отражение общественно-политических событий. В конечном счёте возобладала точка зрения «молодых» – сторонников ангажированности литературы, что привело к усилению реалистических тенденций в поэзии и прозе.
«Новые реалисты», начавшие творческий путь в качестве новеллистов, – Нуман Ашур (1918–1987), Юсуф ас-Сибаи, Лутфи аль-Хули (1928–1999), Мустафа Махмуд (1921–2009) – считали, что литература должна не только отражать проблемы народа, но и способствовать их решению (как правило, писатели этого поколения принимали активное участие в политической жизни страны). Реалистический характер носило и раннее творчество Юсуфа Идриса, который в своих рассказах (дебютный сборник «Самые дешёвые ночи», أرخص ليالي, 1954) стремился показать драматизм повседневной жизни и влияние социальных условий на поступки людей. Его произведения отличались психологизмом и лёгким стилем с элементами разговорного языка; заметное влияние на характер отражения действительности у Юсуфа Идриса оказали рассказы А. П. Чехова. Меньшее внимание социальной проблематике уделял Ихсан Абд аль-Куддус; тем не менее большую популярность приобрели его сентиментальные рассказы, нередко написанные от лица женских персонажей (сборник «Продавец любви», بائع الحب, 1949, и др.).
В романе также происходило углубление реалистических тенденций. Проблемам деревни посвящён роман «Земля» (الأرض, 1954) Абд ар-Рахмана аш-Шаркави (1920–1987) о крестьянских выступлениях 1930-х гг.; для романа характерны индивидуализированные образы, внимание к причинам поступков персонажей. В повести «Грех» (الحرام, 1959) Юсуф Идрис показал жизнь деревни после Второй мировой войны 1939–1945 гг. и раскрыл внутренний мир простого человека. К концу 1950-х гг. писатели уделяли всё больше внимания анализу психологии человека, в то время как социальная проблематика отошла на второй план. Так, роман Идриса «Белая» (البيضاء, 1959) посвящён интеллигенту, чьи моральные и политические принципы вступают в конфликт с эгоистическими стремлениями. Похожим образом развивалось и творчество Нагиба Махфуза: по сравнению с романами 1940-х гг. больший психологизм отличает его «Каирскую трилогию» – романы «Байн аль-Касрайн» (بين القصرين, 1956), «Каср аш-Шаук» (قصر الشوق, 1957) и «Ас-Суккарийя» (السكرية, 1957), где жизнь трёх поколений каирской семьи показана в контексте 1-й и 2-й мировых войн, египетской революции 1919 г. и др. Философский роман «Предания нашей улицы» (اولاد حارتنا, начало публикации в 1959, был осуждён улемами Аль-Азхара как противоречащий исламу; опубликован полностью в 1962 в Бейруте) ознаменовал собой отход от реалистической традиции: выполненный в стиле средневекового народного романа, он в аллегорической форме представил историю религии и науки как череду попыток достичь социальной справедливости.
1950-е гг. представляли собой новый этап в развитии египетской поэзии, как с формальной, так и с содержательной стороны. В стихотворениях Салаха Абд ас-Сабура, Ахмада Хигази (род. 1935), Абд ар-Рахмана аш-Шаркави преобладали политические и гражданские мотивы. Основными формами новой поэзии стали свободный стих и стихотворение в прозе. Трансформировалась и метрическая система – двухчастный бейт сменился единой строкой без цезуры. Одновременно развивалась и поэзия на египетском диалекте, представленная творчеством Салаха Джахина, Фуада Хаддада (1927–1985) и Ахмада Фуада Нигма (1929–2013). Для их творчества характерны острая общественно-политическая направленность, обращение к египетскому фольклорному наследию, использование как арабских, так и европейских поэтических форм.
Драматургия 1950-х гг. ориентирована в первую очередь на отражение социальных проблем и анализ психологии персонажей: в пьесах Нумана Ашура «Люди внизу» (الناس اللي تحت, 1960) и «Люди наверху» (الناس اللى فوق, 1969), созданных под сильным влиянием драматургии М. Горького, показаны проблемы и внутренний мир представителей низших и высших слоёв общества. Нуман Ашур первым из египетских драматургов ввёл запрет на изменение авторского текста при постановке; эта мера способствовала дальнейшему развитию драматургии как рода литературы, менее зависимого от сцены.
Египетская литература 1960-х гг.: зарождение модернизма
В 1960-е гг. на место реализма пришла эстетика индивидуального ви́дения и сюрреалистическая образность. Проза Ибрагима Аслана (1935–2012), Гамаля аль-Гитани, Бахи Тахера, Абд аль-Хакима Касима (1934–1990) проникнута чувством абсурдности существования, потерянности и одиночества. Новеллисты этого периода соединяли элементы традиционной арабской прозы и европейского модернизма, использовали разорванную композицию как средство отражения мировосприятия. В 1968 г., откликаясь на события Шестидневной войны 1967 г., близкие к авангардизму новеллисты создали журнал Gallery ‘68 (1968–1971, главный редактор – Эдвар аль-Харрат), где публиковали рассказы, не принятые другими изданиями. В произведениях крупной формы также наблюдался отказ от строго реалистических тенденций. В романах «Вор и собаки» (اللص والكلاب, 1961), «Путь» (الطريق, 1964), «Болтовня на Ниле» (ثرثرة فوق النيل, 1966), «Пансионат “Мирамар”» (ميرامار, 1967) Нагиба Махфуза заметно влияние литературы экзистенциализма и сценарного искусства (монтажная композиция, лаконичный язык); писатель показал одиночество человека на фоне исторических событий – смены политического курса после египетской революции 1952 г., Шестидневной войны и пр.
В 1960-е гг. продолжала развиваться общественно-политическая поэзия на египетском диалекте. Одновременно проявилась характерная для египетской литературы этого периода склонность к сюрреализму и мистицизму: Салах Абд ас-Сабур обратился к философской поэзии, представив художественное творчество в перспективе суфизма, Амаль Дункуль (1940–1983) использовал в стихах мифологические мотивы и образы-символы из европейской (Спартак) и арабской коранической (Ной, Нух, араб. نوح) традиций.
1960-е гг. считаются эпохой расцвета египетского театра, когда возникновение новых направлений сочеталось с переосмыслением традиции. Возрос интерес к психологической проблематике и к приёмам театра абсурда: аллегорический характер носят пьесы «Взбирающийся на дерево» (يا طالع الشجرة, 1962) Тауфика аль-Хакима, «Багдадский цирюльник» (حلاق بغداد, 1964) Альфреда Фарага, «Земная комедия» (المهزلة الارضية, 1966) Юсуфа Идриса, «Лестничная клетка» (سكة السلامة, 1967) Саад ад-Дина аль-Вахбы (1925–1997). К возрождению традиций народного театра призывали Юсуф Идрис в статье «Путь к созданию египетского театра» (نحو مسرح مصري, 1964) и Тауфик аль-Хаким в статье «Наша театральная форма» (قالبنا المسرحي, 1967). Они отмечали художественные возможности народных рассказчиков, которые обладали искусством импровизации, а также активного вовлечения зрителей в действие. В пьесе Юсуфа Идриса «Фарфуры» (الفرافير, 1964) действуют персонажи народного театра, однако конфликт предполагает метафорическую интерпретацию; сюжеты и приёмы традиционного египетского театра также активно использовали Салах Абд ас-Сабур, Альфред Фараг, Махмуд Дийяб (1932–1983).
Современная египетская литература: с 1970-х гг.
Египетская проза последней трети 20 в. сочетает в себе элементы психологизма, фольклорной образности, документальности и сатиры. Эксперименты с формой и создание оригинального авторского стиля стали основным способом выражения творческой индивидуальности: так, Юсуф аль-Куайид в романах «Это происходит в Египте в наши дни» (حدث في مصر الآن, 1977) и др. использовал техники потока сознания, документального романа, смены точек зрения, романа-монолога. Писатели затрагивали актуальные проблемы, такие как войны на Ближнем Востоке (в особенности арабо-израильские войны), трудовая миграция, межконфессиональные отношения. Гамаль аль-Гитани в романе «Аз-Зейни Баракят» (الزيني بركات, 1974) представил свой взгляд на современную проблему авторитарной власти в форме исторического детектива. Роман-антиутопия «Комитет» (اللجنة, 1981) Саналлаха Ибрахима, а также новеллистика Мухаммада аль-Махзанги (род. 1950), Махмуда аль-Вардани (род. 1950), Ибрагима Абд аль-Магида (род. 1946) явились откликом на события, связанные с приходом к власти Анвара Садата и изменением положения Египта на международной арене (заключение мирного договора с Израилем, 1979). На рубеже 20–21 вв. жанр сверхкороткого рассказа стал основным в творчестве Нагиба Махфуза, который от этической проблематики перешёл к описанию сновидений («Сны периода исцеления», أحلام فترة النقاهة, 2006). В русле постмодернизма складывалась проза представителей движения «нового письма».
Наиболее активно в первой четверти 21 в. развивается жанр романа. Значительно расширяется читательская аудитория, ряд арабских авторов получают признание во всём мире. Социальным вопросам (жизнь маргинальных слоёв общества и др.) посвящены романы «Верблюжьи слёзы» (دموع الإبل, 2012) Мухаммада Ибрагима Таха (род. 1963) и «Время удивиться» (فاصل للدهشة, 2002) Мухаммада аль-Фахрани (род. 1975). Особую популярность приобрёл роман «Дом Якобяна» (عمارة يعقوبيان, 2002) Аля аль-Асуани; герои – обитатели одного дома, которые представляют разные слои египетского общества. Вопросы культурного наследия Египта освещаются в произведениях Мухаммада Рафи (род. 1972). Многие авторы затрагивают тему эмиграции, через неё раскрывая и внутренние проблемы Египта: романы «Амриканли» (امريكانلي, 2003) Саналлаха Ибрагима, «Чикаго» (شيكاجو, 2007) Аля аль-Асуани, «Бруклин хайтс» (بروكلين هايتس, 2010) Мираль ат-Тахави. В творчестве египетских романистов начала 21 в. представлены разные жанры: социально-политический триллер («Утопия» Ахмада Халеда Тауфика, يوتوبيا, 2008), роман-эпопея («Подглядывание» Саналлаха Ибрагима, التلصص, 2009), антиутопия («Очередь» Басмы Абд аль-Азиз, الطابور, 2013), исторический роман («Азазель» Юсуфа Зейдана, عزازيل, 2008). Роман «Оазис заката» (واحة الغروب, 2008) Бахи Тахера основан на смене точек зрения. Пользуются популярностью сборники мистических и фантастических рассказов Ахмада Халеда Тауфика. Для египетской прозы начала 21 в. характерны отдельные черты постмодернизма, такие как интертекстуальность, ирония, игровое начало.
В поэзии конца 20 – начала 21 вв. представлено творчество авторов, заявивших о себе ещё в 1950-е гг., таких как Ахмад аль-Хигази; одновременно появляются новые имена – Фатхи Абд ас-Сами (род. 1963), Самих Махджуб. Они выражают свой отклик на исторические события в аллегорических образах, тем самым противопоставляя себя как реалистам, так и романтикам. Поэты начала 21 в. используют новаторские приёмы гипертекста и интертекста; их творчество отличается подчёркнутой авторской индивидуальностью, многообразием идейных течений и художественных направлений.
Драматургия трансформируется в контексте растущей популярности телевидения: театр как культурное явление отходит на второй план, но связь между кинематографом и драматургией способствует более активному развитию последней. Ряд авторов, в том числе Мухаммад Абу аль-Аля ас-Салямуни (род. 1941) и Усама Анвар Аккаша (1941–2010), работают одновременно в жанре пьесы и киносценария. Египетскую драматургию начала 21 в. отличает разнообразие сюжетов и жанров. Юсри аль-Гинди (1942–2022) черпает вдохновение из арабского фольклорного наследия («Антара», عنترة, 1977, об Антаре ибн Шаддаде) и священной истории («Что произошло с иудеем, вынужденным скитаться до Второго пришествия», ما حدث لليهودي التائه عن المسيح المنتظر, 1987). В отличие от него, Мухаммад Салмави (род. 1945) ориентируется преимущественно на европейский экспериментальный театр. Многие произведения посвящены проблемам современности: Мухаммад Субхи (род. 1948) в пьесе «Разочарование» (خيبتنا, 2004) показал взаимосвязь между геополитикой, генной инженерией и инструментами тотального контроля. Популярна социальная проблематика – в драме «Я тебя не слышу» (انا مش سامعك, 2013) Аймана ан-Нимра раскрыты проблемы глухих детей. Не теряют актуальности пьесы на исторические сюжеты – «Переправа и победа» (عبور وانتصار, 2017) Мухаммада аль-Хули (род. 1938). Активно развивается и жанр комедии. Драматурги используют различные формы; так, пьеса «Бахийя и пять египетских лиц» (بهية وخمسة وجوه مصرية, 2013) Кармы Сами написана в жанре монодрамы.
В Египте вручается премия Нагиба Махфуза по литературе, среди лауреатов: Юсуф Идрис (1997), Ахлям Мустаганами (1998), Мираль ат-Тахави (2010). Международной премии за арабскую литературу («Арабский Букер») удостоены египетские писатели Баха Тахер (2008), Юсуф Зейдан (2009). На 2022 г. Нагиб Махфуз – единственный арабоязычный лауреат Нобелевской премии по литературе (1988).