Строфа
Строфа́ (греч. στροφή, буквально – поворот), в стихосложении – группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся.
В античной поэзии строфа организовывалась преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева строфа, сапфическая строфа), в новоевропейской – упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями (см. Клаузула) и рифмами. Длина строфы обычно достаточно невелика: 2–16 стихов, редко – больше; внутри строфы могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (например, три 4-стишия и двустишие в онегинской строфе), а иногда, наоборот, строфы объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (запев и припев в строфической песне; строфа, антистрофа и эпод в античной хоровой лирике).
Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому обычно строфа тяготеет к синтаксической законченности, начальная часть строфы приобретает повышающуюся интонационную антикаденцию, а конечная – понижающуюся каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang). Построение строфы стремится к различным формам симметрического параллелизма. Конец строфы часто отмечается облегчением ритма: укороченным стихом, укороченным (мужским) окончанием, неполноударными строками.
Некоторые виды строфы, будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют связь с ними и в дальнейшем употреблении: так, двустишия элегического дистиха служат знаком традиции античной поэзии, двустишия александрийского стиха и 10-стишия одических строф – классицизма, 3-стишия терцин – «Божественной комедии» Данте, 4-стишия 4–3–4–3-стопного ямба – германских баллад, 8-стишия октав – Возрождения. Такие «твёрдые» строфы смыкаются с т. н. твёрдыми формами, в которых заданы не только строфика, но и объём стихотворения. Строфически организованные тексты противопоставляются астрофическим, в которых группировка строк определяется не формальными признаками, а только синтаксисом и смыслом (например, «Илиада» или русские былины). Между строфическими и астрофическими текстами возможны промежуточные формы [например тексты со строфами непостоянной длины («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, где «строфоиды» состоят из неопределённого количества строк с дактилическим окончанием, замыкаемых строкой с мужским окончанием) или непостоянной рифмовки («Во глубине сибирских руд...» А. С. Пушкина, где «вольные стансы» представляют собой 4-стишия, но с различным порядком рифм)].