Мухаммад Хусейн Хейкаль
Муха́ммад Хусе́йн Хе́йкаль (Мухаммед Хусайн Хайкал; محمد حسين هيكل) (20.8.1888, Эль-Мансура – 8.12.1956, Каир), египетский писатель, государственный и политический деятель.
Из семьи крупных землевладельцев Кафр-Ганнама (провинция Дакахлия). Учился в хедивской средней школе в Каире, затем в Высшей школе права (окончил в 1909). Защитил докторскую диссертацию по политической экономии «Государственный долг Египта» в Сорбонне (1912).
В 1912–1919 гг. работал адвокатом в Эль-Мансуре. Писал статьи в газеты «Аль-Джарида» (الجريدة, «Газета»), «Аль-Ахрам», «Хизб аль-Умма» (حزب الأمة, «Партия уммы»). С 1922 г. один из лидеров Партии либералов-конституционалистов, в 1943–1952 гг. её глава. С 1926 г. редактировал партийную газету «Ас-Сийяса аль-усбуийя» (السياسة الأسبوعية, «Еженедельная политика»), которая освещала также и литературу: в ней публиковались египетские писатели Таха Хусейн, Тауфик Дийяб (1886–1963), Мухаммад Абдалла Аннан (1896–1986).
Участвовал в разработке конституции Египта 1923 г. в составе т. н. Комитета тридцати. Министр образования в 1938–1939, 1940–1942, 1944–1945 гг.: провёл ряд реформ, направленных на децентрализацию обучения и национальную ориентацию учебных программ. Член Академии арабского языка в Каире и комитета, разработавшего Словарь лексем Корана (1953–1970). Неоднократно возглавлял египетские делегации в Организации Объединённых Наций, участвовал в подписании устава Лиги арабских государств (1945).
В раннем творчестве Хейкаль выражал приверженность европейским либеральным ценностям и свободам (увлекался идеями французских просветителей), внёс вклад в становление национального самосознания египтян. Роман «Зейнаб, или Картины сельской жизни и нравов Египта» [زينب: مناظر وأخلاق ريفية, 1913 (по другим сведениям, 1914), под псевдонимом Египетский крестьянин; рус. пер. 1973] признан первым арабским романом европейского типа. Произведение написано в русле реализма с элементами сентиментализма, посвящено жизни феллахов и их борьбе за права; значительное место занимает любовная линия. Прослеживается влияние Ж.-Ж. Руссо (в частности, в противопоставлении общества и природы). Роман положил начало крупной прозаической форме в арабской литературе Новейшего времени: за Хейкалем последовали Таха Хусейн, Тауфик аль-Хаким, Аббас Махмуд аль-Аккад, Ибрахим Абд аль-Кадир аль-Мазини, позднее Нагиб Махфуз. «Зейнаб» также первое арабское прозаическое произведение, в котором диалоги героев введены не на литературном арабском языке, а на египетском диалекте. По мотивам романа сняты одноимённые фильмы: немой (первая кинолента, в производстве которой участвовали только египтяне), звуковой (1930, 1952; режиссёр Мухаммад Карим), а также сериал (1985; режиссёр Нур ад-Дамардаш).
С 1930-х гг. наибольшее влияние на взгляды Хейкаля оказывали мыслитель, идеолог египетского секуляризма и либерализма Ахмад Лутфи ас-Сейид (1872–1963), религиозный деятель и лидер исламского модернизма Мухаммад Абдо, философ и борец за права женщин Касим Амин (1863–1908).
Хейкаль написал биографии важнейших фигур ислама: «Жизнь Мухаммеда» (حياة محمد, 1935) о пророке Мухаммеде; биографии первых («праведных») халифов: «Жизнеописание Абу Бакра» (أبو بكر الصديق, 1942) об Абу Бакре, «Жизнеописание Омара» (عمر الفاروق, 1944–1945) об Омаре ибн аль-Хаттабе, «Жизнеописание Османа» (عثمان بن عفان, опубликовано в 1968) об Османе ибн Аффане. Писатель впервые в арабской литературе внёс в жанр сиры художественные приёмы, которые приблизили его к беллетристике. Росту популярности жанра способствовал и введённый Хейкалем философско-идеологический анализ: книгу «Жизнь Мухаммеда» завершают статьи-исследования, в которых критикуются европейская цивилизация и востоковедение. Документальная книга-путешествие (рихля) «В доме Откровения» (في منزل الوحي, 1937) описывает места Хиджаза, в которых бывал Мухаммед.
В романе «Так она создана» (هكذا خلقت, 1955), посвящённом проблеме семейного и правового положения египетской женщины, высокая духовность Востока противопоставлена западному материализму. Автор собрания писем «На досуге» (في أوقات الفراغ, 1925) и заметок «Десять дней в Судане» (عشرة أيام في السودان, 1927), а также философских, исторических и литературоведческих работ: «Исламская империя и святые места» (الإمراطورية الإسلامية والأماكن المقدسة, 1961), «Вера, знание и философия» (الإيمان والمعرفة والفلسفة, 1964), «Восток и Запад» (شرق وغرب, 1994) в жанре рихля, очерков о писателях «Египетские и европейские переводы» (تراجم مصرية وغربية, 1929), сборника литературно-критических статей «Революция в литературе» (ثورة الأدب, 1950).
Дневники «Воспоминания о египетской политике» (مذكرات في السياسة المصرية) – важный источник по истории Египта 20 в. Первая часть (1951) охватывает период с начала политической деятельности Хейкаля в 1912 г. до подписания англо-египетского договора 1936 г., 2-я (1953) и 3-я (1978) части – события до Египетской революции 1952 г.