Аля аль-Асуани
Аля́ аль-Асуа́ни (Ала аль-Асвани, علاء الأسواني) (род. 26 или 27.5.1957, Каир), египетский писатель, журналист.
Отец – адвокат и писатель Аббас аль-Асуани (عباس الأسواني), автор романа «Высокие стены» (الأسوار العالية ,1972; Государственная премия Египта в области литературы, 1972). Мать – из аристократической семьи, члены которой занимали высокие правительственные посты до Египетской революции 1952 г. В 1980 г. окончил Каирский университет по специальности врач-стоматолог, затем магистратуру Иллинойского университета (Чикаго, 1985), после чего вернулся в Каир, занимался врачебной практикой в собственной стоматологической клинике в престижном каирском районе Гарден-Сити. Работу стоматолога совмещал с писательством, мечтая пойти по стопам отца.
Первую книгу – повесть «Записки Исама Абд аль-Ати» (اوراق عصام عبد العاطي ,1989) – выпустил самиздатом (тираж 300 экземпляров), поскольку издатели сочли её слишком провокационной. Повесть написана от лица египтянина, увлечённо изучающего философию, но не способного на элементарное человеческое общение; презрение к собственной семье и всему египетскому народу, которые он выплёскивает на страницы записок, приводят его к добровольной изоляции, а затем к сумасшествию. Вслед за «Записками» Аля аль-Асуани опубликовал два сборника рассказов: «Тот, кто приблизился и увидел» (الذي اقترب ورأى ,1989) и «Общество ожидающих вождя» (جمعية منتظري الزعيم, 1998), которые отличаются критическим взглядом на современный Египет.
На протяжении всей писательской карьеры Аля аль-Асуани не оставлял медицину; работа врачом была одним из основных источников идей и сюжетов. Так, основным местом действия первого романа – «Дом Якобяна» (عمارة يعقوبيان ,2002; Премия Башрахила по литературе Саудовской Аравии, 2005; Премия Гринцане Кавур в области переводной литературы, 2007) – стало здание в центре Каира, возведённое в 1930-х гг. на деньги миллионера и мецената Х. Якобяна: в нём располагалась собственная стоматологическая клиника аль-Асуани. Роман, написанный в духе реализма, повествует о нескольких жителях дома: сыне привратника Тахе, богатом наследнике Заки-бее, преуспевающем и беспринципном бизнесмене хаджи Аззаме и др. Истории персонажей развиваются независимо друг от друга, но их судьбы иногда пересекаются. Монтажная композиция романа подчёркивает контраст между представителями разных слоёв общества: роскошные квартиры старой аристократии, нуворишей, высших чиновников и крохотные комнаты на крыше, в которых живут работающие неподалёку бедняки. Автор проводит мысль о том, что в современном Египте никто, кроме аморальных людей, не может реализовать себя и быть счастливым. Так, Аззам, который в прошлом торговал людьми, превратился в богатого и уважаемого кандидата в депутаты. В то же время честные люди становятся жертвами обмана, насилия и домогательств или подпадают под влияние экстремистов и террористических организаций. По словам критиков, издание романа возвестило о возврате египетской литературы к реализму и постепенном отходе от «нового письма» (فحماوى ص. "الرواية وعلاء الأسواني"، الهلال، أغسطس\آب 2006، ص. 26-33). По роману «Дом Якобяна» снят одноимённый фильм (2006, режиссёр Марван Хамед), который попал в программу Берлинского кинофестиваля (2006), а также одноимённый телесериал (2007, режиссёр Ахмад Сакр). Роман переведён более чем на 35 языков.
После громкого успеха романа Аля аль-Асуани опубликовал сборник «Дружественный огонь» (نيران صديقة ,2004), куда вошли старые рассказы из первых двух сборников писателя и «Записки Исама Абд аль-Ати».
В романе «Чикаго» (شيكاجو ,2007) писатель прибегает к тому же типу композиции, что и в «Доме Якобяна». Действие разворачивается в Чикаго на кафедре гистологии Иллинойсского университета. Главные герои – эмигранты из Египта: американизировавшийся профессор Рафаат Сабит, который ненавидит всё египетское; студент магистратуры, патриот и ссыльный политический активист Наги; способная аспирантка из провинции Шайма Мухаммади; знаменитый хирург-копт Карам Дос и др. Линии персонажей развиваются параллельно друг другу, их связывает лишь трагическая эмигрантская судьба: никто не нашёл места на родине, но и не прижился в чужой стране. В романе раскрываются разнонаправленные настроения и проблемы египетского общества: репрессии, положение и права женщин, вопрос сосуществования западной и восточной культур и др.
Действие романа «Автомобильный клуб» (نادي السيارات ,2013) происходит в 1940-х гг., когда в Египте появились автомобили. Контраст между жизнью членов клуба и персонала, который их обслуживает помогает писателю осветить социальные проблемы Египта.
Аля аль-Асуани – активный участник общественной и политической жизни страны. В 2004 г. – один из основателей оппозиционного политического движения левой направленности «Кифая» («Хватит»). Участвовал в митингах и дебатах; дебаты между ним и временно исполняющим обязанности премьер-министра Египта стали причиной отставки последнего в 2011 г. (Steavenson W. Writing the revolution: Egypt’s leading novelist surveys the Arab uprising» // The New Yorker. 16.01.2012). Горячо приветствовал подъём демократического движения в Египте (сборники статей «Почему египтяне не бунтуют?», لماذا لا يثور المصريون؟, 2010, и «Заслуживаем ли мы демократию?», هل نستحق الديموقراطية؟ ,2010) и революцию 2011 г., опыт активного участия в ней описал, например, в статье «Пять сценок из революции» в газете «Аль-Масри аль-Яум» (الأسواني ع., "خمسة مواقف من الثورة"، المصري اليوم، 15.3.2011). Вскоре после революции он говорил, однако, о двойственном характере её последствий (сборник статей «Пошла ли египетская революция по ложному пути?», هل أخطأت الثورة المصرية؟ ,2012; перевод на итальянский «La rivoluzione egizian», 2012, Литературная премия Тициано Терцани, 2012), выступал с критикой избранного президента Мухаммада Мурси («Как мы создаём диктатора», كيف نصنع الديكتاتور؟, 2014) и сменившего его ас-Сиси, осуждая установившийся при нём авторитарный политический режим. В романе «Республика, как будто» (جمهورية كأن, 2018) описал, каким образом Революция 25 января 2011 г. повлияла на жизни египтян разных социальных слоёв (шейх Шамель, генерал-майор ’Альвани и др.) и показал крах их иллюзий (роман запрещён к публикации в Египте).
Вёл колонки в газетах: с 2004 г. в الشعب («аш-Шааб», «Народ»), العربي («аль-Араби», «Араб»), الدستور («ад-Дустур», «Конституция»), в 2009–2010 гг. в الشروق («аш-Шурук», «Восход»), в 2011–2014 гг. в المصري اليوم («аль-Масри аль-Яум», «Египтянин сегодня»); в 2016–2020 гг. в египетском издании немецкой газеты Deutsche Welle («Немецкая волна»; материалы признаны экстремистскими и запрещены к распространению на территории РФ).
Приглашённый профессор Бард-колледжа (Нью-Йорк, 2017), Дартмутского колледжа (Нью-Гемпшир, 2019). Активный участник пресс-конференций и пользователь социальных сетей Twitter, YouTube и Facebook (деятельность на территории РФ запрещена в связи с осуществлением экстремистской деятельности).
Кавалер французского ордена Искусств и литературы (2016).
Премия Blue Metropolis в области арабского романа (2011), Премия Иллинойсского университета (2010), французская Литературная премия Жака Одиберти (2019), немецкая премия Иоганна Филиппа Пальма в области свободы слова (2012).
В 2011 г. американский журнал Foreign Policy назвал аль-Асуани самым влиятельным мыслителем в мире.