Юсуф Зейдан
Ю́су́ф Зейда́н, Юсуф Мухаммад Ахмад Зейдан (يوسف محمد أحمد زيدان) (род. 30.6.1958, Сохаг, мухафаза Гирга, ныне мухафаза Сохаг), египетский историк и писатель.
Из суннитской семьи. В раннем детстве по причине развода родителей переехал с дедом в Александрию.
Научная деятельность
В 1980 г. окончил магистратуру философского факультета Александрийского университета. В 1989 г. в Каирском университете защитил диссертацию о философии суфийского братства (тариката) кадирийя и его основателе Абд аль-Кадире аль-Джилани и посвятил им ряд трудов. Исследовал историю суфизма в работах: «Введение в суфизм» (المقدمة في التصوف, 1987), «Абд аль-Карим аль-Джили – философ от суфизма» (عبد الكريم الجيلي فيلسوف الصوفية, 1988), «Неизвестные поэты-суфии» (شعراء الصوفيىة المجهولين, 1991); анализировал произведения Ибн аль-Араби. Книга «Арабское богословие и корни религиозного насилия» (اللاهوت العربي وجذور العنف الديني, 2009) рассматривает причины насилия в иудаизме, христианстве и исламе.
В 1994 г. Юсуф Зейдан основал и возглавил Центр рукописей при Александрийской библиотеке; позднее покинул пост из-за конфликта с администрацией. Составил описания рукописей Александрийского университета (1994–1995, в 2 частях), просветителя Рифаа ат-Тахтави (1996–1998, в 3 частях), г. Шибин-эль-Ком (мухафаза Минуфия). Анализировал рукописи из истории средневековой арабской медицины, в частности Ибн ан-Нафиса.
Некоторые высказывания Юсуфа Зейдана подвергаются резкой критике со стороны религиозных и общественных деятелей. Так, он отрицает вознесение пророка Мухаммеда на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим около 619 г. (аль-Исра ва-ль-мирадж; см. [Бассам Рамадан. 2017]), негативно оценивает личность Салаха ад-Дина [Египетский романист ... 2017]. За утверждение, что упомянутая в Коране мечеть Аль-Акса находится не в Иерусалиме, а в Эт-Таифе (Саудовская Аравия), Зейдана обвиняли в поддержке сионизма [Джамаль. 2021].
Художественная проза
Юсуф Зейдан – автор исторических романов и произведений в жанре альтернативной истории. На первый план в них выходят религиозные поиски людей прошлого (реальных и вымышленных), а также дух изображаемой эпохи.
Роман «Азазель» (عزازيل, 2008; «Арабский Букер», 2009; британская премия «Ануби», 2012; премия журнала Banipal, 2013; по состоянию на 2023 переведён на 15 языков, в том числе русский, 2013) повествует о вымышленном коптском монахе 5 в. Гипе. На время его жизни приходятся христологические споры, связанные с противостоянием Кирилла Александрийского и Нестория (после 381 – около 451), архиепископа Константинопольского (428–431). Гипа странствует из Верхнего Египта в Александрию и Сирию, делая заметки о своём духовном пути и препятствиях на нём (смерть возлюбленной Гипатии и др.); текст романа представляет собой перевод с сирийского языка его записей. Произведение осудили представители Коптской церкви, в частности секретарь Священного Синода Александрийской церкви преподобный Паисий (1942–2018). Роман сравнивали с «Именем розы» («Il nome della rosa», 1980) У. Эко, однако он лишён приёмов постмодернизма и близок к средневековой коптской прозе (Салахова. 2020).
Исторический роман «Набатей» (النبطي, 2009; длинный список «Арабского Букера», 2012; переведён на многие языки) рассказывает о жизни египтян за 20 лет до завоевания Египта (639–642) Амром ибн аль-Асом. Христианка Мария выходит замуж за набатея и через беседы с братом мужа знакомится с философией и развитой культурой их народа.
Герой романа «Подменённый» (محال, 2012) – египтянин суданского происхождения Мухаммад, который работает в Луксоре туристическим гидом, мечтает о стабильности и семейном счастье. После встречи с Усамой бен Ладеном он попадает в страны Персидского залива, Узбекистан и Афганистан. В продолжении, романе «Гуантанамо» (جونتنامو, 2014), Мухаммада вследствие ошибки заключают в тюрьму в Гуантанамо. В романе «Нур» (نور, 2016) на первый план выходит возлюбленная Мухаммада. Из-за бедственного положения семьи она выходит замуж не по любви и воспитывает в браке дочь, рождённую от Мухаммада вскоре после его исчезновения. В конце романа герой возвращается из тюрьмы, сильно изменившись.
Роман «Фердакан: заточение великого шейха» (فردقان: اعتقال الشيخ الرئيس, 2019; короткий список «Арабского Букера», 2020) берёт за основу эпизод из жизни Ибн Сины, когда он был заключён в крепость в результате конфликта с эмиром Хамадана Самой ад-Даулой (годы правления 1021–1024). В повествование включены эпизоды юности Ибн Сины, в том числе любовного характера, и изложено его медицинское учение о взаимной зависимости физического и духовного здоровья. Немало внимания уделено темам созидательного женского начала и роли женщины в жизни мужчины; образу женщины в истории и современной культуре посвящён также дебютный роман писателя «Тень змеи» (ظل الأفعى, 2006).
Роман «Хаким: Безумие Ибн аль-Хейтама» (حاكم: جنون ابن الهيثم, 2021) освещает историю Египта при фатимидском халифе Абу Али Мансуре аль-Хакиме Биамрилле (годы правления 996–1021).
Юсуф Зейдан пишет статьи для ежедневной газеты «Аль-Масри аль-Яум» (المصري اليوم, «Египтянин сегодня») и др.
Его книги получили популярность в арабских странах и за рубежом. Критики отмечают выверенный стиль и глубокое философское содержание прозы Юсуфа Зейдана.
Премия Кувейтского института научного прогресса за работы по истории медицины (2006).