Трагедия (жанр)
Траге́дия (греч. τραγῳδία, буквально – козлиная песнь), драматургический жанр, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; противоположен комедии.
Трагедия изображает действительность наиболее заострённо, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; неслучайно большинство трагедий написано стихами. Исторически трагедия существовала в различных проявлениях, однако сама суть трагедии, как и эстетическая категория трагического, была задана европейским литературам древнегреческой трагедией и поэтикой.
Греческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, служила воспроизведением, сценическим разыгрыванием мифа; она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Совершенные образцы законченных, органичных произведений трагического искусства дали Эсхил, Софокл. Безусловной реальностью происходящего оно потрясает зрителя, вызывая в нём сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии посредством катарсиса. Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая трагедия не знала; оно начало разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. С этого времени трагедия стала жанром литературы. Его развитие неравномерно; новый расцвет наступил в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насытился изнутри конфликтами эпохи и нашёл для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Кризис и «распад времён» выразились в испанской трагедии от Лопе де Веги до П. Кальдерона де ла Барки и наиболее чётко – в английской трагедии, прежде всего в творчестве У. Шекспира. Формально далёкая от Античности, шекспировская трагедия изображает бесконечную реальность, глубокую кризисность человеческого мира. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного конфликта или характера, но обнимает собой всё, как и сама действительность; личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В Германии противоречия эпохи в крайнем обобщении предстали в трагедиях А. Грифиуса.
Во Франции в творчестве П. Корнеля и Ж. Расина возникли блестящие образцы трагедии классицизма, написанные «высоким стилем» с соблюдением принципов теории трёх единств.
Реальность Нового времени оказалась критической для трагедии: негероическая обыденность и разрушение литературных канонов привели к возникновению жанров, сохраняющих родство с трагедией, но принципиально иных, воплощающих трагизм повседневной жизни: мещанская драма, романтическая трагедия, мелодрама и др. Если на рубеже 18–19 вв. Ф. Шиллер создал трагедию, обновляя «классический» стиль, то в эпоху романтизма у В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова залогом субстанционального содержания в трагедии стал (в противоположность Античности) не мир, а индивид с его душой. Ф. Грильпарцер столкнул в своих трагедиях барочный, стройный образ мира с опустошённостью современности; К. Ф. Хеббель стремился возродить через трагедию героическую действительность.
В России реализм дал убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром трагедии сохранила историческая драма А. С. Пушкина и А. К. Толстого.
В конце 19 в. и в 20 в. появились многочисленные стилизации, возрождающие классическую трагедию и трагедию «высокого стиля»: Г. фон Гофмансталь, Вяч. И. Иванов, Г. Гауптман, Т. С. Элиот, П. Клодель, позднее – Ж.-П. Сартр, Ж. Ануй и др. Вопрос о возможности современной трагедии как драматургического жанра остаётся дискуссионным.