Суфийская литература
Суфи́йская литерату́ра, совокупность разноязычных религиозно-философских, агиографических и художественных произведений, выражающих и проповедующих идеи суфизма.
Развивалась с 10 в. преимущественно на арабском и персидском, позднее тюркских языках, а также на пушту, курдском, малайском и др. Распространение получили мистические комментарии к Корану, религиозно-философские и этические трактаты, словари символических терминов, жизнеописания суфийских шейхов. Суфийская литература представлена поэтическими произведениями – дидактическими поэмами (маснави), газелями, рубаи, касыдами и др., символизм которых часто был обусловлен двойным метафорическим переосмыслением: реальные образы первоначально воспринимались как метафоры абстрактных суфийских понятий (например, «возлюбленная» означала «бог»), которые затем вновь могли быть переосмыслены читателем как высокое поэтическое выражение реальных понятий возвышенной любви, дружбы и др.
Период наивысшего развития суфийской литературы пришёлся на 12–15 вв., в особенности в творчестве персоязычных поэтов: Санаи, Аттара, Фахр ад-Дина Ираки, Руми, Джами и др. В арабском мире широкую известность получила поэзия Ибн аль-Араби и Ибн аль-Фарида. Египетский поэт-суфий Ибн аль-Фарид оставил яркие описания мистического путешествия к Богу и экстатического опьянения, которые суфий-странник испытывает на пути к этой цели. Мистические идеи и переживания, свойственные суфизму, часто облекаются в поэтические образы, поэзия полна символов и аллегорий: эмоциональный подъём, вызванный ощущением близости с Богом, находит выражение в образах эротической страсти и даже вакхического опьянения. Эти две категории образов постоянно используются суфиями-поэтами и становятся неотъемлемой частью поэтического канона суфийской литературы. Восторженное воспевание суфиями красоты земной возлюбленной (или возлюбленного) и непреодолимого физического влечения к ней или к нему, а также использование образов вина и алкогольного опьянения (хамрийят) возмущало хранителей нравственности из числа мусульманских правоведов. Однако образы любви и опьянения являлись в Средние века частью поэтического канона суфийской литературы, поэтому повсеместное использование их суфиями было данью установившейся литературной традиции. Некоторые светские учёные и почитатели суфийской литературы изображают её как проявление свободомыслия в исламе.
С 16 в. и поныне распространена почти исключительно среди адептов суфизма в разных странах. В 18–19 вв. суфийская поэзия стала известна в Европе. Вплоть до наших дней суфийская литература оказывает влияние на литературу мусульманских стран.