Таха Хусейн
Та́ха Хусе́йн, Таха Хусейн Али бен Саляма (طه حسين علي بن سلامة) (14.11.1889, деревня Килу близ Магаги, губернаторство Эль-Минья, Верхний Египет, ныне мухафаза Эль-Минья – 28.10.1973, Каир), египетский прозаик, литературовед и историк.
Седьмой из тринадцати детей в семье служащего компании, торговавшей сахаром. В раннем детстве ослеп в результате неправильного лечения офтальмии. В деревенской школе учил арабский язык, математику и Коран.
Образовательная и научная деятельность
С 1902 г. изучал традиционные исламские науки в Университете Аль-Азхар, за публичную критику которого ему отказали в выдаче диплома. В 1908 г. поступил в Университет Фуада I (ныне Каирский университет), где защитил докторскую диссертацию по творчеству Абу-ль-Ала аль-Маарри (1914). Продолжил образование в Университете Монпелье, затем в Сорбонне. Первый египтянин – лиценциат Сорбонны, тема диссертации «Аналитико-критическое исследование социальной философии Ибн Хальдуна» («Étude analytique et critique de la philosophie sociale d'Ibn Khaldoun», 1917). Среди учителей Тахи Хусейна: Э. Дюркгейм, И. Гвиди, египтолог Ахмад Кемаль-паша (1851–1923).
С 1919 г. профессор истории Античности в Каирском университете, с 1929 г. (по другим данным, с 1930, 1931) декан факультета арабского языка и литературы. В 1932 г. отстранён из-за отказа сотрудничать с правительством Исмаила Сидки-паши (1875–1950; премьер-министр Египта в 1930–1933), вернулся к работе в 1934 г. В 1943–1946 гг. ректор Александрийского университета. В 1950–1952 гг. министр просвещения; под его руководством разработана программа обязательного бесплатного среднего образования, необходимость которого он доказывал в книге «Будущее культуры Египта» (مستقبل الثقافة في مصر, 1938). С 1965 г. президент Академии арабского языка в Каире.
Таха Хусейн одним из первых среди египетских учёных применил исторический метод в литературоведении. В исследовании «О доисламской поэзии» (في الشعر الجاهلي, 1926) критически переосмыслил традиционную датировку памятников арабской литературы раннего Средневековья (к которым отнёс и Коран) и их подлинность. Писатель подверг сомнению догму о ниспослании Корана свыше, что спровоцировало протест религиозных деятелей и Саада Заглула, главы партии Вафд; против Тахи Хусейна было выдвинуто обвинение (оправдан в 1927).
Исследования истории раннего ислама и Халифата: «На полях жития» (على هامش السيرة, в 3 томах, 1933–1943) – биография пророка Мухаммеда, «Осман» (عثمان, 1947) – об Османе ибн Аффане, «Великая смута. Али и сыновья» (الفتنة الكبرى، على وبنوه, 1953) – об Али ибн Аби Талибе, «Два шейха» (الشيخان, 1960) – о халифах Абу Бакре и Омаре ибн аль-Хаттабе. В монографии «Зеркало ислама» (مرآة الإسلام, 1959) дана картина культурной, политической и религиозной жизни арабов периода Джахилии и проанализированы условия становления ислама.
В собраниях статей «Вожди мысли» (قادة الفكر, 1925), «Главы о литературе и критике» (فصول في الأدب والنقد, 1945) и др. наибольшее внимание уделено древнегреческим и римским мыслителям (Платон, Аристотель, Цицерон) и французским просветителям (Р. Декарт, Д. Дидро, Вольтер). Посвятил эссе Мольеру, А. Дюма-сыну, О. Конту, В. Гюго, М. Метерлинку, Стендалю, А. Жиду и др. Написал предисловия к арабским переводам произведений И. В. Гёте «Страдания юного Вертера» (1924) и «Фауст» (1929). Статья о повести «Крейцерова соната» (1891) Л. Н. Толстого вошла в сборник «Голос Парижа» (صوت باريس, 1924).
Политическая деятельность и журналистика
Наибольшее влияние на взгляды Тахи Хусейна оказал Мухаммад Абдо – шейх Аль-Азхара и либеральный реформатор, идеолог исламского модернизма. Писатель также поддерживал «фараонизм», последователи которого считали современный Египет преемником древнеегипетской культуры как части единой средиземноморской цивилизации. Сторонник европеизации Египта: выступал за обязательное изучение наследия Античности и использование достижений европейской науки, техники и общественной жизни. Либерал-конституционалист, с 1932 г. член партии Вафд. Поддержал Июльскую революцию 1952 г. и реформы правительства Гамаля Абдель Насера.
Редактор газет «Ас-Сияса» (السياسة, «Политика», 1923–1924) и «Аль-Иттихад» (الاتحاد, «Союз»). Публиковал социально-политические статьи в газетах «Аль-Джарида» (الجريدة, «Газета») и «Ас-Сакафа» (الثقافة, «Культура»). В 1934 г. основал газету «Аль-Вади» (الوادي, «Долина»), в 1945 г. – журнал «Аль-Катиб аль-Мисри» (الكاتب المصري, «Египетский писатель»).
Литературная деятельность
Основоположник критического реализма в египетской литературе. Главное произведение – автобиографическая повесть «Дни» (الأيام, в 3 частях, 1929, 1939 и 1972; русский перевод 1-й части И. Ю. Крачковского 1934, полный русский перевод 1989). В первой части описаны детство писателя и учёба в деревенской школе, передан дух народной религии, едва пересекающейся с официальным исламом. Во второй части, посвящённой Аль-Азхару, показано противоречие между уходящей в прошлое средневековой схоластикой и идеями реформаторов ислама. Третья часть содержит воспоминания о жизни в Латинском квартале Парижа и знакомстве с будущей женой Сюзанной Брессо (1895–1989), встречах с правителями Египта, улемами Аль-Азхара, египетскими и зарубежными учёными и государственными деятелями, о войнах и революциях 20 в.
В художественной прозе Тахи Хусейна показано разрушение патриархального уклада в египетских общественных институтах и семье. В романе «Зов горлицы» (دعاء الكروان, 1934; экранизация 1959, режиссёр Генри Баракат; русский перевод 1961) о двух сёстрах из провинции, устроившихся в городе служанками, поднимается тема прав женщин и «убийства чести». Сборник рассказов «Погибшая любовь» (الحب الضائع, 1937–1938) и повествующий о судьбе феллахов сборник «Мученики на земле» (المعذبون في الأرض, 1949) проникнуты пессимизмом, выражают протест против угнетения и призывают к социальной справедливости. Среди других произведений: повесть «Сны Шахерезады» (أحلام شهرزاد, 1943) по мотивам «Тысячи и одной ночи», роман-притча «Древо несчастья» (شجرة البؤس, 1944) о трёх поколениях одной семьи.
Сборники литературно-критических статей: «Беседы по средам» (حديث الأربعاء, в 3 томах, 1925–1953), «Беседы о поэзии и прозе» (من حديث الشعر والنثر, 1930–1939), «Из нашей современной литературы» (من أدبنا المعاصر, 1958).
Перевёл на арабский язык книгу «Афинская полития» Аристотеля (1921), трагедии Софокла [«Из греческой драматургии» (من الأدب التمثيلي اليوناني, 1939)] и Ж. Расина («Андромаха», 1935), повесть «Задиг, или Судьба» Вольтера (1947) и др.
Таха Хусейн – один из наиболее влиятельных египетских интеллектуалов 20 в. Его называют «старейшиной арабской литературы».
Награждён орденом Почётного легиона (1951), высшей наградой Египта «Ожерелье Нила» (1965). Государственная премия Египта (1959), премия «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки (1971), премия ООН в области защиты прав человека (1973). 14 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Почётный доктор Мадридского университета Комплутенсе, Университета Палермо, Лионского университета, Алжирского университета Бенюсефа Бенхедды и др.
Вилла писателя в Гизе в 1991 г. превращена в музей-квартиру. В 2013 г. в Старице (Тверская область) открыт памятник Тахе Хусейну.