Бельгия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Бе́льгии, история художественной культуры Бельгии.
Искусство до 1000 г.
На территории Бельгии сохранились немногочисленные памятники искусства кельтов и древних римлян (остатки галло-римских поселений, загородных вилл, погребальные курганы, а также части городской стены в г. Тонгерен, построенной при императоре Траяне, 2 в.).
После падения Римской империи, в эпоху великого переселения народов, опыт каменного строительства на территории Бельгии был утрачен. Возрождение каменной архитектуры началось в период расцвета империи Каролингов. Центрическая дворцовая императорская капелла (Палатинская капелла) в Ахене вызвала здесь ряд подражаний (часовня Сен-Жан в Льеже, около 998), однако большинство средних и крупных церквей, которые были заложены в этот период, получили базиликальный план.
Романская и готическая эпохи
Истоки богатых национальных художественных традиций Бельгии восходят к зрелому Средневековью. Значительными центрами художественной культуры были крупные торгово-промышленные города и монастыри, где в 11 – начале 13 вв. в русле романского стиля велось активное строительство.
В Бельгии доминировали два культурных региона. На граничащей с немецкими землями (Рейнской областью) территории сложилась маасская школа [мёзенская, мозанская, или школа Мааса и Рейна; в долине реки Маас (Мёз)] романского искусства, опиравшаяся на практику архитектуры и ремесла эпохи Каролингов. Особенность церковных построек школы – массивный, практически лишённый окон западный фасад (вестверк) с двумя фланкирующими его башнями (церковь Сен-Дени в Льеже, 990; вестверк, около 1100), в ряде случаев два трансепта (церковь Святой Гертруды в Нивеле, 992–1046; западный фасад, 1160–1170-е гг.), ярко выраженный вертикализм, отсутствие башен средокрестия; в интерьере – плоское деревянное перекрытие, чередование опор (столбы и лёгкие колонны). Важнейшие постройки – церкви Святого Варфоломея в Льеже (1040/1050 – 1182), Святого Серватия в Маастрихте (около 1000 – 1198/1200) и другие базилики. В рамках маасской школы получили развитие искусства обработки металла («Льежская купель» Ренье де Юи, 1107 или 1111 – 1118, церковь Святого Варфоломея, Льеж) и эмали, резьба по камню, иллюминирование рукописей.
Вторая область – бассейн реки Шельда, входивший в состав французской епархии с центром в г. Реймс. Отличительная особенность религиозной архитектуры региона – акцент на центральной оси базилики (западный фасад, средокрестие), где ставилась высокая и массивная башня (церковь Сен-Кантен в Турне, конец 12 – начало 13 вв.). Плоское деревянное перекрытие и чередование опор здесь также сохранялось в романскую эпоху.
Пример светской романской архитектуры – замок-донжон графов Фландрских в Генте (Гравенстен; около 867, перестроен в 1180), включивший в себя дом графа (13 в.).
В 13–14 вв. Бельгия стала одним из европейских центров готического искусства, достигшего высокого расцвета в церковном зодчестве. Образцы – базиликальные и зальные соборы в Генте (церковь Святого Николая, 13 – начало 14 в.; собор Святого Бавона, романская крипта 12 в., собор 14–16 вв.), Брюсселе (собор Святых Михаила и Гудулы, 1226–1485), Антверпене (Нотр-Дам, 1352–1616), Мехелене (собор Святого Румбольда, 1200–1520), сложенные из камня и кирпича, с квадратными многоярусными башнями, мощными столбами, завершёнными лиственными объёмными «брабантскими» капителями. Кафедральный собор Нотр-Дам в Турне [романские неф (1140 и 1171) и трансепт с пятью башнями (1199–1255), готический хор (1243–1255); завершён в 1700; перестраивался в 16–19 вв.; входит в список Всемирного наследия], оказал влияние на архитектуру французских готических соборов в области Иль-де-Франс.
Светская архитектура готики представлена башнями-бефруа – символами процветания городов и их независимости (вечевая башня-звонница Белфорт в Генте, 1313–1380, по проекту Я. ван Халста, реконструкции 1771, 1851, между 1911 и 1913; в составе международного объекта Всемирного наследия «Колокольни Бельгии и Франции»), коммерческими постройками (суконные ряды в Ипре, 13 в., и Брюгге, 1248–1364), городскими укреплениями (крепостные стены городов, Брюссельские ворота в Мехелене, 13 в.). Высокого художественного уровня достигли готическая скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, книжная миниатюра.
С объединением на рубеже 14–15 вв. Южных и Северных Нидерландов под властью Бургундии сформировалась нидерландская школа, в которой искусство Южных Нидерландов (современная территория Бельгии) играло ведущую роль. В 15 – 1-й трети 16 вв. здесь расцвела светская по духу архитектура поздней – пламенеющей – готики: ратуши с обширными окнами, галереями, ажурными башнями и обильным резным декором (в Брюсселе, 1401–1455; Генте, 1321–1881; Лёвене, 1439–1469).
Искусство Возрождения
В 15 в. на территории современной Бельгии сложились главные центры ранней нидерландской живописи (т. н. фламандские примитивы), знаменующей начальный этап Северного Возрождения. Его основоположниками стали Я. ван Эйк и Р. Кампен; в скульптуре – К. Слютер. Среди крупнейших представителей – Рогир ван дер Вейден, Д. Баутс, П. Кристус, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. Для искусства мастеров этого круга характерны интерес к натурным наблюдениям, детально точной передаче окружающего мира с использованием световоздушной перспективы, иллюзионизм – в том числе в связи с открытием технических возможностей масляной живописи; связанная с богословской символикой сложная иконография («скрытый символизм»; см. в статье Э. Панофский). Наряду с живописными алтарями и религиозными сюжетами зарождались светские жанры (портрет, аллегорическая и мифологическая картины).
В 16 в. ренессансные формы возобладали в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В архитектуре одним из ранних примеров нового стиля стал дворец Маргариты Австрийской в Мехелене («Двор Савуа»; ныне здание суда; 1507–1527). Центральный образец – Ратуша в Антверпене (1561–1565, архитектор К. Флорис). Важнейшую роль в распространении концепций ренессансного зодчества в Бельгии играли архитектурные трактаты (П. Кука ван Альста, К. Флориса, Х. Фредемана де Фриса).
В живописи доминировало итальянизирующее направление – романизм (Я. Госсарт, Б. ван Орлей, Л. Ломбард, Ф. Флорис), ориентированное преимущественно на достижения художников римской школы 16 в. Самобытным стало искусство крупнейшего мастера 16 в. П. Брейгеля Старшего, опиравшегося на национальные традиции, обратившегося к новым жанрам (пейзаж, аллегорические сцены с сюжетами из жизни крестьян) и оказавшего значительное воздействие на художников 17 в. Развитие светских жанров и морально-аллегорических фабул в изобразительном искусстве связано и с воздействием Реформации.
Искусство эпохи барокко и классицизма
После поражения Нидерландской революции в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, называемую «фламандской» (применительно к 17–18 вв.). В искусстве фламандского барокко 17 в. парадность и декоративная пышность сочетались со старыми нидерландскими традициями и народными реалистическими тенденциями. Зодчеству 17 в. присущи торжественность, праздничная живописность, обилие сочного пластического декора. Итальянские влияния ощутимы в архитектуре Дома Рубенса (по проекту художника) в Антверпене и в некоторых церковных постройках (церковь Святого Михаила в Лёвене, 1650–1671), французские – в фортификационных и гражданских (Дома гильдий в Брюсселе, конец 17 – начало 18 вв.) постройках южных городов.
Во фламандской живописи 17 в. определяющую роль играл П. П. Рубенс, в чьих произведениях бурная динамика сочетается с полнокровной жизненностью образов. Среди его учеников и последователей – А. ван Дейк, мастер аристократических портретов; Я. Йорданс, подчёркнуто грубоватые образы которого почерпнуты из крестьянской и бюргерской среды; мастер анималистического жанра и натюрморта Ф. Снейдерс и другие художники. Фламандский реализм представлен сценами крестьянского быта и пейзажной живописью (А. Брауэр, Д. Тенирс Младший, Я. Сиберехтс, Я. Брейгель Старший, Й. де Момпер и др.). Последователями Караваджо были А. Янсенс, Т. Ромбаутс и др. (см. Караваджизм). В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген) проявлялись черты жизнелюбивого реализма (детские фигурки Ж. Дюкенуа и Ф. Дюкенуа, рельефы Л. Файдхербе). Фламандские картины виртуозно воспроизводились в многочисленных резцовых гравюрах, офортах и ксилографиях, на шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге. Широкой известностью пользовались плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.
В 18 в. во фламандское барокко стали проникать влияния классицизма [архитекторы Я. П. Баурсхейдт, Л.-Б. Девез, К. Фиско (площадь Сен-Мишель в Брюсселе, ныне Площадь Мучеников; 1774–1776); скульпторы Л. Дельво, Ж.-Л. Годшарль и др.]. Продолжала развиваться живопись фламандской школы, где сильны были традиции мастерской П. П. Рубенса (П.-Й. Верхаген); свежую струю внесли жанровые сцены и фабричные интерьеры Л. Дефранса.
Искусство 19 – начала 20 вв.
В 1-й трети 19 в. формировалось собственно бельгийское искусство – классицистические постройки Л. Руландта (Дворец правосудия в Генте, 1836–1846), исторические полотна и портреты Ф.-Ж. Навеза.
Буржуазная революция 1830 г. способствовала быстрому превращению Бельгии в развитую промышленную страну, испытывавшую острые социальные противоречия. Рядом с импозантными центрами городов и парадными зданиями в духе эклектики (архитекторы Ж.-П. Клёйсенар, Ж. Пуларт и др.) вырастали районы трущоб. Бельгийский романтизм (исторические композиции живописцев Г. Вапперса, Л. Галле и скульптора Г. Гефса, фантастические аллегории А. Ж. Вирца, стилизованные бытовые сцены X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) постепенно выродился в салонный академизм. Но бельгийские романтики предопределили отчасти и бурное развитие реализма во 2-й половине 19 в. (сцены крестьянского и городского быта Ш. де Гру, А. де Бракелера, пейзажи Л. Дюбуа). Скульптура и живопись К. Менье посвящены жизни бельгийских рабочих и крестьян.
В конце 19 в. Бельгия стала родиной стиля модерн (ар нуво) в архитектуре. Теоретиком нового стиля был Х. ван де Велде, практиком – В. Орта (городские дома, сочетающие жилые и представительские функции, – отель Тассель, 1892–1893; отель Сольве, 1894–1903; отель ван Этвелде, 1895–1901; дом-мастерская В. Орта, 1898–1901, с 1969 – Музей Орта; все – в Брюсселе, в списке Всемирного наследия); в движении принимали участие архитекторы и дизайнеры мебели Г. Серрюрье-Бови и П. Анкар. Основные черты нового архитектурного направления – отказ от ордерной структуры, асимметрия планов и объёмов, использование новых материалов и конструкций, сопоставление различных цветов и фактур, стремление к синтезу искусств.
Живопись и скульптуру последней четверти 19 – начала 20 вв. характеризовали разнообразные тенденции. Традиции реализма сочетаются с импрессионистической мимолётностью наблюдений у Э. Клауса и Т. ван Рейсселберге, влияния французского фовизма доминируют в работах А. Эвенепула, ирония и элементы социальной сатиры формируют смысловое поле композиций Ж. де Брёйкера, мистической символикой и нотами пессимизма проникнуто искусство Э. Ларманса, Ф. Ропса и особенно мастеров латемской школы (В. де Саделер, Г. ван де Вустейне), возглавлявшейся скульптором Ж. Минне. Экспрессия, «взрывной» колорит, гротеск и фантазия свойственны самобытным произведениям Дж. Энсора, оказавшим существенное влияние на европейский, в том числе и русский, экспрессионизм.
Архитектура 20–21 вв.
После Первой мировой войны в бельгийской архитектуре стиль модерн уступил место ар деко (Дворец изящных искусств, архитектор В. Орта, 1923–1929; Дворец де ла Фоль Шансон, архитектор А. Куртенс, 1928; оба – в Брюсселе); продолжали строиться здания в русле эклектики («стиль изящных искусств» – бозар; многоквартирные дома архитектора А. Верле в Брюсселе, 1927–1930). Третье направление в строительстве межвоенного периода – модернизм, родоначальником которого в Бельгии считается А. Помпе. Потребность в восстановлении городов после Первой мировой войны, создание Национального общества жилищного строительства и дешёвого жилья (Société nationale des logements et des habitations à bon marché, SNLHBM; октябрь 1919), недостаток финансирования привели к необходимости разработки типовых сооружений и стандартизированных проектов жилых посёлков на окраинах городов (архитекторы X. Хосте, Л. ван дер Свалмен, В. Буржуа, Э. ван Авербеке); лучшими из реализованных стали районы «Маленькая Россия» в Зелзате (1921–1923, архитектор Х. Хосте), «Современный город» в Брюсселе (1922–1925, архитектор В. Буржуа). Дороговизна земельных участков в городах, а также проведение в Брюсселе третьего Международного конгресса современной архитектуры (1930), где Ле Корбюзье представил свой проект «лучезарного города», стимулировали интерес к многоэтажному строительству. Первый высотный дом в Бельгии – «Торенгебау» (ныне «Буренторен», «Фермерская башня») в Антверпене (1930–1931, архитектор Э. ван Авербеке и др.). Среди общественных зданий модернизма – Дом радио (ныне «Флаже»; 1935–1938, архитектор Ж. Дьонгр) в Брюсселе.
Во 2-й трети 20 в. в бельгийском зодчестве распространился неоклассицизм, получивший особое развитие в Брюсселе (стадион «Сентенер», ныне Стадион имени короля Бодуэна, 1929–1930, архитектор Й. ван Нек; новое здание Северного вокзала, 1952, архитекторы Ж. и П. Сентенуа), где возведение новых зданий, связанное с прокладкой железной дороги Север – Юг через центр города (1911–1952), и проведение новых бульваров приводили к разрушению старых кварталов.
После Второй мировой войны важным событием стала Всемирная выставка 1958 г. в Брюсселе (Экспо-1958), давшая одну из главных достопримечательностей Бельгии – сооружение «Атомиум» (А. Ватеркейн, А. и Ж. Полак), представляющее собой многократно увеличенную ячейку кристаллической решётки железа. Тогда же началась капитальная реконструкция Брюсселя (прежде всего Северного квартала). Образование новых кварталов, восстановление разрушенной во время войны жилой застройки часто приводили к уничтожению исторической. Это, как и возведение модернистских небоскрёбов, вскоре обвинённых в «безликости» (башни Всемирного торгового центра, 1972, снесены в 2019–2021; «Ботаническая башня», 1963, по проекту А. Монтуа; башня «Маду», или «Маду Плаза», 1963–1965, по проекту Р. Гоффо; отель Hilton, 1967, архитекторы А. Монтуа, Э. Гран; башня «Астро», 1976, архитектор А. де Донкер и др.), при отсутствии чёткого плана развития города породили явление, получившее название «брюсселизация» (хаотическая и небрежная реконструкция, подразумевающая внедрение современных зданий в историческую застройку). Самобытные мастера позднего модернизма – Л. Стинен, П. де Мейер, Ж. Бен.
Параллельно в бельгийской архитектуре развивался брутализм (1960-е –1970-е гг.), обозначивший себя преимущественно в строительстве общественных зданий (часовня Нотр-Дам-де-Керселаре в Ауденарде, 1961, архитектор Ю. Лампенс; Библиотека и Площадь наук в Лувен-ла-Нёв, 1969–1975, архитектор А. Жакмен).
Пионером постмодернизма, сформировавшегося ко 2-й половине 1970-х гг., стало архитектурное бюро Atelier d'architecture de Genval (основатель А. Жакмен) (многоквартирный дом на улице Бель-Вю, 1977–1978; штаб-квартира Французского сообщества в Бельгии, 1986–1992; здание «Сапфир», 1999–2003; все – в Брюсселе). Благоприятным фактором развития контекстуальной архитектуры в бельгийской столице стало стремление вернуть красоту городу после реконструкций 1960-х гг., прежде всего связанное с работами по обновлению фасадов небоскрёбов (например, реконструкция фасада башни «Астро», где облицовка медного цвета была заменена синим стеклянным фасадом, 2014–2016, архитектурные бюро: бельгийское – Altiplan и испанское – Estudio Lamela). Перестройка Северного квартала сделала возможным строительство здесь комплекса штаб-квартиры Европейского парламента (1987–2008, архитектурное бюро Atelier Espace Léopold & Michel Boucquillon).
В конце 1980-х – 1990-х гг. наметилась тенденция обращения к историзму и сочетанию различных стилей в русле постмодернизма – Коммунальная площадь в Одергеме (1993–1994, архитектурное бюро assar) имеет неоклассическую направленность, Дом Герлинга (1988, архитектор Р. Стапельс) решён с оглядкой на стиль Венского сецессиона, отель Radisson SAS (1997, архитектор М. Ясперс) – на ар деко. Среди образцов бельгийского неомодернизма 1-й четверти 21 в. – Nivelinvest в Лувен-ла-Нёв (2011, архитектурное бюро DDV), работы бюро XDGA, Office Kersten Geers David Van Severen, l'Escaut, 51N4E, Buro II & Archi+I.
Изобразительное искусство и фотография 20–21 вв.
Бельгийское изобразительное искусство начала 20 в., развиваясь в рамках общеевропейского модернизма, испытало влияние импрессионизма, символизма и экспрессионизма соседних стран. Деятельность второго поколения мастеров латемской школы (1905–1910) (Ф. ван ден Берге, Л. и Г. де Смет, К. Пермеке) сделала г. Синт-Мартенс-Латем, давший название возникшей здесь художественной колонии, одним из значительных художественных центров Бельгии; однако расцвет творчества этих мастеров пришёлся на 1920-е гг. Экспрессионизм в Бельгии имел свои особенности, его важнейшая черта – обращение к крестьянской, сельской тематике. Так, переосмысление национальных демократических традиций выразилось в суровой драматической экспрессии картин К. Пермеке. Среди представителей экспрессионизма в графике – Ж. де Брёйкер, Ф. Мазерель. Официальная дата возникновения фовизма (т. н. брабантский фовизм) – 1912 г. – ознаменована участием художников Р. Ваутерса, Л. Тевене, Ф. Схиррена, Ж. Брюсселманса, А. Олеффе, В. Перельса и других в выставке в галерее Жоржа Жиру в Брюсселе. Идеи раннего абстракционизма не нашли широкого распространения в Бельгии.
Центр сюрреализма – Брюссель (Р. Магрит, П. Дельво, фотограф М. Мариэн); своеобразие его бельгийского течения в том, что художники концентрировались не на использовании подсознания и приёмов автоматизма, а на проблемах презентации концептуального мышления. В 1930-е гг., когда экономический кризис обрушил арт-рынок, в художественной сфере возобладала умеренная форма экспрессионизма (А. ван Дейк, А. Даснуа, А.-В. Вольвенс).
После Второй мировой войны художественные союзы «Молодая бельгийская живопись» (1945–1948; П. Алешинский, Г. Бертран, А. Бонне, Л. Пейре, М. Мендельсон), «Группа революционных сюрреалистов» (1946; вошла в состав международного информалистского объединения «Кобра», 1948–1951; К. Дортремонт, Ж. Нуаре, П. Бюри), «Абстрактное искусство» (1952, Я. Саверей и др.), «Формы» (1956, Дж. Далахаут), «Группа-58» (G-58; 1958–1962, П. ван Хуйдонк, Б. де Леу, В. Леблан) инициировали распространение различных тенденций абстрактного искусства (геометрическая абстракция, лирическая абстракция). С 1960-х гг. искусство Бельгии приобрело интернациональный характер; в 1960-х – 1980-х гг. возникли течения в русле постмодернизма: поп-арт (Р. Равел, Э. Элиас, Р. де Кезер), концептуализм (М. Бротарс, Л. Дюжури, скульптор Дж. Гейс). Развивался видеоарт (Л. Дюжури) и др.
Конец 20 – 1-я четверть 21 вв. отмечены полистилизмом и сосуществованием многочисленных форм постмодернистского искусства. Среди современных тенденций – обращение к приёмам сюрреализма (визуальные метафоры Я. Фабра; привлечение языка мастеров барокко в картинах М. Борреманса; технические и фактурные эксперименты фотографа Д. Брекмана), концептуализма (поиски на границе между вымыслом и реальностью в рисунках, скульптурах, киноработах и инсталляциях Р. ван де Велде; изучение интерпретационного и эмоционального начал в картинах В. Свеннена; неожиданные трансформации в объектах М. Франсуа; исследование структуры в фотографиях объектов искусства К. Мартина; игра с китчем в проектах В. Дельвуа), футуризма (коллажи и работы в области видеоарта А.-М. ван Керкховен), к инженерной практике (летающие объекты А. ван Хервегена, использующего псевдоним Панамаренко), к проблемам современного общества (Б. де Брёйкере, Э. Декинд, Л. Тёйманс, Д. Кларбаут, А. В. Янсенс, О. Нканга).
Среди фотографов 20–21 вв. – М. Мариэн, Д. Кларбаут, Д. Брекман, Ж.-Д. Бертон, Ш. Абрамов, М.-Ф. Плиссар, К. де Кейзер, Дж. Дес.
Дизайн
Исторически бельгийский дизайн тесно переплетён с общеевропейским. В эпоху модерна в сфере дизайна интерьеров и предметов обстановки важную роль играли Г. Серрюрье-Бови, П. Анкар, Х. ван де Велде, Ф. Вольфер, Ж. Хобе, Ф. Брэнгвин. В межвоенный период коммерчески ориентированные художники ар деко сосуществовали с мастерами, работавшими в русле модернизма (В. и П. Буржуа, М.-Л. Бонье и др.), определяющее значение для распространения которого имел Х. ван де Велде. Последний основал Национальную высшую школу декоративных искусств на территории бывшего аббатства Ла-Камбр (1926; ныне в черте Брюсселя), где творчески перерабатывались идеи веймарского Баухауса, и курировал участие Бельгии во Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939).
Возросшая в послевоенный период политическая роль Брюсселя, ставшего столицей Евросоюза, и прошедшая здесь Всемирная выставка (1958) стали стимулом для развития средового и промышленного дизайна, дали возможность представить международной публике национальную продукцию, использовать новые технологии и материалы. Как платформа для продвижения и продажи объектов современного бельгийского дизайна посредством постоянных и временных экспозиций, конкурсов и рекламных туров был организован Брюссельский центр дизайна (1964–1985). Среди дизайнеров интерьера – П. де Брёйне, М. ван Саверен, А. Веррокен, Ж. Ваббес, К. Ласт, Д. Винантс, концерн Quinze & Milan Designers; в числе промышленных дизайнеров – Агила (Я. Гиленс), Ф. Нерман.
В конце 20 – начале 21 вв. значительную роль в сфере дизайна одежды играли члены «Антверпенской шестёрки», использующие принципы деконструктивизма (А. Демельмейстер, Д. ван Нотен, Д. Биккембергс, В. ван Бейрендонк, Д. ван Сане, М. Йи), а также М. Маржела, К. ван Аш, В. Симонс, Х. Акерман.
В сферу графического дизайна во 2-й половине 20 – 21 вв. существенный вклад внесли Ф. Боден, М. Верстокт, Л. де Рук (разработал логотип для Экспо-58), С. Алуф-Берто (студия S+S Alouf Design), Э. Брехт, Г. Алстенс (работает под псевдонимом GAL), Э. Меулен и др.