Маржела Мартин
Марже́ла Ма́ртин (Martin Margiela) (род. 9.4.1957, Генк), бельгийский дизайнер одежды.
Учился на факультете моды в Королевской академии изящных искусств в Антверпене (1976–1980) одновременно с членами «Антверпенской шестёрки». Формально не входил в эту группу, хотя стилистически близок ей своим подходом: Маржела сочетал переосмысление классического кроя и форм с разрушением стереотипов восприятия как одежды, так и моды в целом.
После окончания Академии работал на бельгийского производителя верхней одежды Bartsons, затем переехал в Париж, где стал ассистентом Ж.-П. Готье (1984–1987). В 1988 г. вместе с Дж. Мейренс, владелицей модного магазина Crea, основал дом моды Maison Martin Margiela (с 2015 Maison Margiela).
В первой женской коллекции (весна/лето 1989), представленной в парижском театре «Кафе де ла Гар», Маржела разрушил все модные клише 1980-х гг.: вместо широких, массивных плеч – зауженная и приподнятая линия, восходящая к парижской моде 1900-х гг., вместо мини-юбок – длинные прямые юбки с глубокими разрезами или широкие брюки. Преобладали узкие, повторяющие естественные формы тела силуэты и сдержанные цвета (чёрный, белый, болотный или телесный). В этой коллекции впервые представлены сапоги-таби, дизайн которых вдохновлён японским аксессуаром – носками-таби с отдельно вывязанным большим пальцем. Сапоги-таби стали одним из самых узнаваемых и популярных товаров дома Маржела, и их версии регулярно появлялись в новых коллекциях. Во время показа лица многих моделей были закрыты вуалями, чтобы не отвлекать внимание от одежды, а в конце на поклон вышла вся команда, работавшая над коллекцией, среди которой почти затерялся её создатель. Подобная анонимизация стала отличительной чертой марки и самого дизайнера: бирка выглядела как простой белый прямоугольник (лишь с 1997 на нём появились цифры, обозначающие номера линий и коллекций), а сам Маржела избегал публичности: давал все интервью по факсу и отказывался от фотосессий.
Следующая коллекция (весна/лето 1990) стала основополагающей для дизайнера: он сознательно порвал с традициями модной индустрии, в том числе и в презентации коллекции: первым провёл показ вне центра Парижа, на детской площадке на окраине города, где грунтовая поверхность не позволяла моделям прибегать к «подиумному» шагу. В последующих коллекциях он порой совсем отказывался от моделей: на показе мужской коллекции прет-а-порте (весна/лето 1998) предметы одежды выносили на вешалках, а женскую коллекцию прет-а-порте (осень/зима 1998–1999) продемонстрировали на пластиковых манекенах, подвешенных на струнах.
С первых коллекций Маржела тяготел не только к разрушению стереотипных образов производства модной одежды, но самого понятия одежды: изнанка становится лицом – швы, вытачки и сама конструкция больше не скрываются внутри, а выходят на поверхность и формируют образ.
При создании одежды с самого начала Маржела активно использовал бытовые предметы. В коллекции весна/лето 1990 впервые были представлены топы из пластиковых пакетов и папье-маше, седельные сумки использовались вместо кринолина для придания пышности юбкам. В последующих коллекциях можно встретить кулон из пробки от шампанского (осень/зима 1999–2000), жилеты из игральных карт (весна/лето 2006) и фарфоровых тарелок (осень/зима 1989–1990), клейкую ленту (скотч) как пояс или способ крепления подошв сандалий к ногам (весна/лето 1996). Найденную на блошиных рынках и в магазинах секонд-хенд одежду Маржела перекраивал в новые модели: свитер из армейских носков (осень/зима 1991–1992, инструкция для самостоятельного пошива опубликована в журнале A Magazine Curated By в 2004), пальто из одеяла (осень/зима 1999–2000), жилет из перчаток (весна/лето 2001), куртка из кожи и журнальных страниц и пальто из париков (осень/зима 2008–2009), старые театральные костюмы как основа коллекции весна/лето 1993. Другим излюбленным приёмом стало создание своеобразной обманки, когда на белую ткань наносились изображения одежды, в том числе вечерних нарядов (весна/лето 1996; весна/лето 2009).
В ранний период подход Маржелы к крою и созданию новых форм в одежде часто и правомерно сравнивают со стилем Кавакубо Рэй и её модного дома Comme des Garçons, однако в отличие от своей японской коллеги он намного деликатнее преображал естественный силуэт одежды, не прибегая к визуальной деформации человеческой фигуры, ограничиваясь изменением кроя и привычных идей. Например, жакет имитирует портновский манекен (осень/зима 1997–1998), брюки превращаются в фартук (весна/лето 1999), а все предметы коллекции выполнены в размерах 74–78 (осень/зима 2000–2001).
Идеи дизайнера продолжались в сценариях и выборе мест проведения показов: в коллекции весна/лето 2006 платья и юбки на моделях переходили в рулоны ткани, а в качестве украшений использовались таявшие во время шоу подкрашенные кусочки льда.
В 1998 г. была запущена мужская линия одежды (ныне Line 10); существуют линии обуви и аксессуаров, парфюмерная линия Replica. В 2002 г. бо́льшая часть акций дома Maison Martin Margiela приобретена международной компанией OTB (ей также принадлежат бренды Diesel, Viktor&Rolf, Marni и др.).
В 1997–2003 гг. Маржела – креативный директор французского модного дома Hermès, где выпустил 12 коллекций, выполненных из роскошных тканей и отличающихся классической элегантностью и минимализмом, подчёркивающим элитарный статус марки. Бунтарский стиль Маржелы угадывался здесь в умении работать скорее с пропорциями, нежели с формами.
В 2006 г. в собственном доме моды Маржелой запущена линия от-кутюр Artisanal, модели которой шились из уникальных материалов, преимущественно вручную и всего в нескольких экземплярах.
В 2009 г. М. Маржела объявил о своём уходе из мира моды; выпуском коллекций занималась анонимная команда дизайнеров вплоть до 2014 г., когда пост креативного директора Maison Margiela занял Дж. Гальяно.
В 2012 г. совместно с компанией H&M разработана коллекция для массового производства с узнаваемыми асимметричными линиями кроя и неподшитыми срезами, но более традиционными силуэтами. В 2006 г. дом Maison Margiela принят в Синдикат высокой моды в качестве приглашённого участника, в 2012 г. получил статус постоянного.
Маржела работает и как художник (выставка «9/4/1615», 1997).
О дизайнере вышел фильм «Мартин Маржела: своими словами» («Martin Margiela: in his own words», 2019, режиссёр Р. Хольцемер).