Орта Виктор
Орта́ Викто́р, Виктор Петрус Орта (Victor Petrus Horta) (6.1.1861, Гент – 8.9.1947, Брюссель), бельгийский архитектор, дизайнер и педагог.
В 1874–1877 гг. учился в Академии художеств в Генте. С 1878 г. работал в мастерской декоратора Ж. Дюбюиссона в Париже, в 1880 г. вернулся в Бельгию; в 1881–1884 гг. учился в Королевской академии художеств в Брюсселе. С 1884 г. там же работал в архитектурном бюро А. Бала; под его руководством участвовал в проектировании комплекса королевских оранжерей в Лакене, близ Брюсселя, где освоил приёмы работы с металлостеклянными конструкциями. Первой самостоятельной постройкой Орта стал «Храм человеческих страстей» (проект, 1890; строительство в 1891–1897; перестроен автором в 1909–1910) в брюссельском Парке 50-летия – павильон в классицистических формах для постоянного экспонирования одноимённого рельефа Ж. Ламбо.
В 1890 г. Орта открыл собственное бюро в Брюсселе. С этого момента начинается зрелый период его творчества, связанный с ар нуво – франко-бельгийской версией стиля модерн, одним из основоположников которого стал Орта; его творческое кредо сформировалось под влиянием символизма, идей Э. Виолле-ле-Дюка, движения «Искусства и ремёсла» и др. Орта возвёл революционный в архитектурном отношении отель Тассель (1892–1893), считающийся первой постройкой модерна в Европе: его свободный план из различных по форме и величине помещений организован вокруг металлической лестницы, а пластика внутреннего убранства основана на свободно изгибающихся линиях – стилизованных флоральных мотивах, причём в качестве декоративных элементов выступают детали конструкции. Эта постройка стала первой в серии брюссельских особняков, где воплотились эстетические принципы нового стиля: отели Венсенжер (1894–1897), Сольве (1894–1903; ныне музей), ван Этвелде (1895–1897; западное крыло, 1889–1900; восточное крыло, 1900–1901), собственный дом-студия (1898–1901, ныне Музей Орта) и др. Также он проектировал общественные здания, наиболее известное – Народный дом (1895–1899, не сохранился), штаб-квартира Бельгийской рабочей партии, где Орта обнажил металлический каркас, почти не используя облицовку фасада; зал для собраний в мансарде здания – с нервюрным перекрытием, демонстрировавшим единство конструктивной и эстетической функции металлоконструкций. Новаторство творчества Орта 1890-х гг. заключалось как в отказе от эклектики и прямого подражания стилям прошлого, так и в создании формального репертуара, основанного на оригинальных пластических решениях модерна, отвечавших возможностям современных материалов и технологий их обработки, чему примером служит введённая им в стилистику модерна гибкая, упругая линия, названная его именем («линия Орта», или «удар бича»). Работал также как дизайнер, создавая для своих построек (в первую очередь особняков) фурнитуру, мебель, предметы быта.
После 1903 г. Орта отошёл от принципов модерна, тяготея к неоклассицизму; мастер остался безучастным к идеям архитектурного модернизма, развивавшегося после Первой мировой войны 1914–1918 гг. Поздние произведения Орта – преимущественно крупные общественные сооружения: универмаг Grand Bazar Anspach во Франкфурте-на-Майне (1903, не сохранился), Дворец изящных искусств (1922–1928) и Центральный вокзал (в русле ар деко; проект 1910–1936; строительство с 1937; в 1946–1952 шло под руководством архитектора М. Брюнфо) в Брюсселе, Музей изящных искусств в Турне (1928) и др.
Председатель международного жюри крупномасштабного конкурса (1925–1927) на проект здания штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве.
Преподавал в Свободном университете Брюсселя (1892–1911; профессор факультета прикладных наук), Королевской академии художеств в Брюсселе (с 1912; в 1913–1916 директор; с 1925 директор секции изобразительных искусств), Высшем институте изобразительных искусств в Антверпене (при Королевской академии художеств; с 1919). Его последователями были Х. ван де Велде, П. Анкар и Э. Гимар.
Раннее творчество Орта оказало влияние на российских архитекторов рубежа 19–20 вв., в частности на Л. Н. Кекушева.
Ряд построек Орта (отели Тассель, Сольве, ван Этвелде и собственный дом-студия в Брюсселе) включены в список Всемирного наследия.
В 1932 г. король Бельгии Альберт I присвоил Орта титул барона.