#Фламандское искусство
Фламандское искусство
Тег

Фламандское искусство

Фламандское искусство
Найденo 9 статей
Церковь Святого Николая, Гент. 13 – начало 14 вв.
Страны мира. Искусство и архитектураСтраны мира. Искусство и архитектура
Бельгия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Бе́льгии, история художественной культуры Бельгии. На территории Бельгии сохранились немногочисленные памятники искусства древних римлян. Истоки богатых национальных художественных традиций восходят к зрелому Средневековью: здесь располагались крупнейшие европейские центры романского и готического искусства. Работавшие на территории современной Бельгии живописцы (Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший) сыграли определяющую роль в формировании Северного Возрождения. В 17 в. сложилась фламандская школа живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк), ярко выразившая черты европейского барокко. С 19 в. развивается собственно бельгийское искусство (классицизм, романтизм, реализм). Бельгия стала родиной модерна (В. Орта, Х. ван де Велде). В 20–21 вв. изобразительное искусство и архитектура Бельгии развиваются в русле общеевропейских и общемировых тенденций.
Живописцы
Рубенс Питер Пауль
Ру́бенс Пи́тер Па́уль (1577–1640), фламандский живописец, график, архитектор, коллекционер, дипломат. Один из крупнейших представителей барокко. Член гильдии Святого Луки (с 1598; 1633 – декан). Дворянин (1624). В 1600–1608 гг. в Италии на службе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи, в качестве художника, дипломата и знатока искусства. Жил в Риме (1601–1602, 1606–1608). С 1608 г. в Антверпене. 1610-е гг. – расцвет творчества: приобрёл и перестроил по собственному проекту дом (ныне Дом Рубенса), организовал крупную мастерскую (А. ван Дейк, Ф. Снейдерс и др.), получил привилегию (исключительное авторское право) на создание гравюр с собственных произведений. После создания алтарей «Воздвижение креста» (1609–1610) и «Снятие с креста» (1611–1614; оба – Собор Богоматери, Антверпен) как художник стал центральным представителем Контрреформации во Фландрии. Выполнял светские заказы («Конный портрет герцога Лермы», 1603, Прадо, Мадрид; «Цикл Марии Медичи», 1622–1625, Лувр, Париж). Обращался к мифологическим («Похищение дочерей Левкиппа», около 1618, Старая пинакотека, Мюнхен) и историческим сюжетам, охотничьим сценам («Пейзаж с охотой на кабана», около 1616–1618, Дрезденская картинная галерея), пейзажу («Пейзаж с возчиками камней», конец 1610-х гг. – около 1620, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения 1630-х гг. отличаются камерным, интимным характером («Шубка», 1636–1638, Музей истории искусств, Вена). Для творчества Рубенса характерны опора на античную и ренессансную культуру с внедрением в сюжеты новейших археологических и филологических открытий, стремление к синтезу искусств, использование сложных динамичных композиций и театрализованных светотеневых эффектов и др.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. Ок. 1630
Живописцы
Мастер женских полуфигур
Ма́стер же́нских полуфигу́р (Meester van de Vrouwelijke Halffiguren; Мастер полуфигур; Мастер Венского концерта, Meester van het Weense Concert), анонимный фламандский живописец, работавший в Антверпене между 1525–1530 и 1550–1560 гг. Условное имя мастера связано с характером композиции: среди приписываемых ему религиозных и светских произведений преобладают изображения идеализированных женских образов в поясном срезе в интерьере («Музыкантши», 1-я половина 16 в., замок Рорау, Нижняя Австрия и Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мария Магдалина, играющая на лютне», 1520–1530, Галерея Сабауда, Турин; «Мария Магдалина, играющая на клавикордах», Национальный музей, Познань). К наследию художника также причисляют ряд живописных алтарей с подробно и тонко написанными пейзажами и архитектурными перспективами («Ландшафт с руинами и Бегством в Египет», около 1550, Музей истории искусств, Вена; «Святой Христофор, несущий Младенца Христа», около 1540, Национальная галерея, Лондон). Стиль и композиционные построения работ мастера близки современным ему нидерландским художникам: А. Изенбранту, А. Бенсону, И. Патиниру. Некоторый схематизм и композиционные повторы, свидетельствующие о возможной зависимости произведений искусства от конъюнктуры художественного рынка, позволяют предположить, что атрибутируемая мастеру группа работ могла создаваться крупной мастерской.
Мастер женских полуфигур. Музыкантши. 1-я половина 16 в.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Кухонный натюрморт
Ку́хонный натюрмо́рт, разновидность голландского и фламандского натюрморта 17 в. На первом плане изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления пищи, а на дальнем – фигура кухарки и интерьерные элементы, придающие картине жанровый характер. Истоки этого типа натюрморта связаны с творчеством работавших в Антверпене в 16 в. художников П. Артсена и И. Бейкелара. Получил распространение в художественных школах Роттердама и Делфта. Его представители – Ф. ван Схотен, П. К. ван Рейк, К. Я. Делфф, В. Калф и другие мастера.
Флорис ван Схотен. Натюрморт с фруктами, овощами на фоне сцены «Христос в Эммаусе». 1630
Музеи, галереи
Дом Рубенса
Дом Ру́бенса (Rubenshuis), художественный и мемориальный муниципальный музей в Антверпене (Бельгия). Включает в себя дом с садом, приобретённые П. П. Рубенсом в 1610 г. Дом перестроен и расширен по его собственному проекту (1610–1616), основанному на изучении архитектуры итальянских палаццо. Результаты исследования легли в основу написанной Рубенсом книги «Генуэзские дворцы» («Palazzi di Genova», 1622). Художник жил в доме до своей смерти в 1640 г. Дом сохранился частично, воссоздан в 1937–1946 гг.; с 1946 г. музей. В коллекции – произведения Рубенса («Адам и Ева», около 1598–1600; «Автопортрет», между 1623 и 1630, и др.) и художников фламандской школы: А. ван Дейка, Я. Йорданса, Я. Брейгеля Старшего и др. С 8 января 2023 г. закрыт на реконструкцию (по данным начала 2024 работы частично завершатся в 2024, а полностью – в 2030).
Дом Рубенса, Антверпен. 1610–1616
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Рыбный натюрморт
Ры́бный натюрмо́рт, поджанр голландского и фламандского натюрморта 17 в.; разновидность кухонного натюрморта. Представляет собой изображения различных сортов рыбы и морепродуктов на кухне, в витрине лавки, на рынке, на берегу моря и т. д. Получил распространение в художественной школе Гааги, города, специализировавшегося на рыбном промысле. Крупными мастерами были Ф. Снейдерс во Фландрии, П. де Пюттер, П. ван Схайенборг, П. ван Норт, И. ван Дюйнен, В. Ормеа, Я. Гиллиг в Голландии.
Питер де Пюттер. Рыбный натюрморт. Ок. 1630–1659
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Цветочный натюрморт
Цвето́чный натюрмо́рт, поджанр натюрморта. Сформировался в конце 16 в. в искусстве Северного Возрождения и достиг расцвета в 17 – 1-й половине 18 вв., особенно в живописи Фландрии и Голландии (Я. Брейгель Старший, А. Босхарт Старший, Я. Д. де Хем, Р. Рюйш). Как правило, представлял собой составленный из многочисленных цветов букет в вазе. Входящие в букет цветы могли происходить из разных стран и цвести в разное время года. Хрупкость и быстротечность существования сорванных цветов, а также вводимые в композицию особые элементы (бабочки и другие насекомые, распятие, череп) наделяли натюрморт символикой ванитас. Цветочный натюрморт в эпоху барокко завоевал популярность по всей Европе; его мастерами выступали Г. Флегель в Германии, Х. де Арельяно, Д. В. Диас, П. де Кампробин, Х. де Эспиноса в Испании, Б. Бимби, П. П. Бонци в Италии, А. Бержон во Франции. Интерес к этому жанру сохранился и в 19–21 вв., но изображаемое преимущественно утратило символическое значение.
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с цветами в стеклянной вазе. 1650–1683
Скульпторы
Андре Боневё
Андре́ Боневё (около 1335 – около 1401/1403), французский и фламандский скульптор, живописец, миниатюрист, представитель интернациональной готики. Один из наиболее значимых мастеров франко-фламандского искусства 2-й половины 14 в. Работал при дворах Карла V, герцога Жана Беррийского, графа Людовика II Мальского. Автор надгробий Карла V в аббатстве Сен-Дени (1364–1366), Людовика II Мальского для погребальной часовни Святой Екатерины в церкви Богоматери в Кортрейке (после 1372), отдельных миниатюр «Псалтири Жана Беррийского» (около 1380–1385, Национальная библиотека, Париж), «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского» («Брюссельский часослов»; 1401–1403 или 1405–1410, Королевская библиотека Бельгии, Брюссель), предположительно – живописного портрета английского короля Ричарда II на троне (1390-е гг., дерево, масло, Вестминстерское аббатство, Лондон).
Андре Боневё. Царь Давид. Миниатюра из Псалтыри герцога Беррийского. Ок. 1380–1385
Живописцы
Снейдерс Франс
Сне́йдерс Франс (1579–1657), фламандский живописец и график, крупнейший мастер натюрморта и анималистической живописи эпохи барокко. Жил и работал в Антверпене. Член (с 1619), декан (1628) Братства романистов. Автор серии 4 «лавок», созданных для украшения особняка главного судебного исполнителя Брюсселя Ж. ван Оффема (совместно с пейзажистом Я. Вильденсом; «Овощная лавка», «Фруктовая лавка», «Рыбная лавка», «Лавка дичи», между 1618 и 1621, Эрмитаж, Санкт-Петербург), – первого во фламандском искусстве ансамбля натюрмортов, объединённых цельной общественно-политической программой. Обращался к охотничьим сюжетам («Охота на кабана с двумя охотниками», Уффици, Флоренция), к сценам из басен Эзопа («Лиса и цапли», около 1630–1640, Национальный музей, Стокгольм), к юмористическим иллюстрациям поведения животных («Птичий двор», 1630–1640, Прадо, Мадрид) и др. Сотрудничал с П. П. Рубенсом («Узнавание Филопемена», около 1609, Прадо), Я. Брейгелем Старшим, Я. Йордансом и другими фламандскими художниками, выполняя натюрморты в совместных произведениях.
Антонис ван Дейк. Портрет Франса Снейдерса. Ок. 1620