#Искусство и архитектура Бельгии
Искусство и архитектура Бельгии
Тег

Искусство и архитектура Бельгии

Искусство и архитектура Бельгии
Найденo 19 статей
Живописцы
Мор Антонис
Мор Анто́нис (между 1516 и 1520 – около 1576), нидерландский живописец. Автор монументальных парадных портретов, а также религиозных и мифологических композиций. С 1547 г. состоял в гильдии живописцев Антверпена. Работал в Испании и Португалии (1550–1553; 1559–1561), Англии (1554–1555); состоял на службе у кардинала А. П. де Гранвелы (его портрет – 1549, Музей истории искусств, Вена), династии Габсбургов (в том числе императоров Карла V и Филиппа II). Среди произведений: портрет принца Вильгельма I Оранского (1555, замок Вильгельмсхёэ, Кассель), «Филипп II при Сен-Кантене» (1557, Эскориал).
Антонис Мор. Автопортрет. 1558
Страны мира. Искусство и архитектура
Бельгия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Бе́льгии, история художественной культуры Бельгии. На территории Бельгии сохранились немногочисленные памятники искусства древних римлян. Истоки богатых национальных художественных традиций восходят к зрелому Средневековью: здесь располагались крупнейшие европейские центры романского и готического искусства. Работавшие на территории современной Бельгии живописцы (Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший) сыграли определяющую роль в формировании Северного Возрождения. В 17 в. сложилась фламандская школа живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк), ярко выразившая черты европейского барокко. С 19 в. развивается собственно бельгийское искусство (классицизм, романтизм, реализм). Бельгия стала родиной модерна (В. Орта, Х. ван де Велде). В 20–21 вв. изобразительное искусство и архитектура Бельгии развиваются в русле общеевропейских и общемировых тенденций.
Церковь Святого Николая, Гент. 13 – начало 14 вв.
Живописцы
Рубенс Питер Пауль
Ру́бенс Пи́тер Па́уль (1577–1640), фламандский живописец, график, архитектор, коллекционер, дипломат. Один из крупнейших представителей барокко. Член гильдии Святого Луки (с 1598; 1633 – декан). Дворянин (1624). В 1600–1608 гг. в Италии на службе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи, в качестве художника, дипломата и знатока искусства. Жил в Риме (1601–1602, 1606–1608). С 1608 г. в Антверпене. 1610-е гг. – расцвет творчества: приобрёл и перестроил по собственному проекту дом (ныне Дом Рубенса), организовал крупную мастерскую (А. ван Дейк, Ф. Снейдерс и др.), получил привилегию (исключительное авторское право) на создание гравюр с собственных произведений. После создания алтарей «Воздвижение креста» (1609–1610) и «Снятие с креста» (1611–1614; оба – Собор Богоматери, Антверпен) как художник стал центральным представителем Контрреформации во Фландрии. Выполнял светские заказы («Конный портрет герцога Лермы», 1603, Прадо, Мадрид; «Цикл Марии Медичи», 1622–1625, Лувр, Париж). Обращался к мифологическим («Похищение дочерей Левкиппа», около 1618, Старая пинакотека, Мюнхен) и историческим сюжетам, охотничьим сценам («Пейзаж с охотой на кабана», около 1616–1618, Дрезденская картинная галерея), пейзажу («Пейзаж с возчиками камней», конец 1610-х гг. – около 1620, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения 1630-х гг. отличаются камерным, интимным характером («Шубка», 1636–1638, Музей истории искусств, Вена). Для творчества Рубенса характерны опора на античную и ренессансную культуру с внедрением в сюжеты новейших археологических и филологических открытий, стремление к синтезу искусств, использование сложных динамичных композиций и театрализованных светотеневых эффектов и др.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. Ок. 1630
Скульпторы
Коллен Альберик
Колле́н Альбери́к (Альберик Коллин, Albéric Collin) (6.4.1886, Антверпен – 14.9.1962, по другим данным, 27.2.1962, там же), бельгийский скульптор. Учился в Королевской академии художеств в Антверпене. Работал в анималистическом жанре. Среди произведений – крупномасштабная скульптурная группа из железобетона «Африканский слон» (животное изображено с наездниками на спине): создана для павильона Бельгийского Конго на Всемирной выставке 1935 г. в Брюсселе (ныне находится в парке «Тервюрен» у Королевского музея Центральной Африки близ Брюсселя). За статую «Сила» награждён золотой медалью в категории «Скульптура» конкурса искусств Игр VII Олимпиады в Антверпене (1920). Участник Венецианской биеннале (1932, 1938).
Альберик Коллен. Скульптурная группа «Африканский слон» в парке Тервюрен у Королевского музея Центральной Африки близ Брюсселя. 1935
Архитекторы, градостроители
Путтеманс Робер
Путтема́нс Робе́р (Robert Puttemans) (22.7.1902, Брюссель – 24.10.1978, Лан, округ Нивель), бельгийский архитектор, представитель модернизма. Окончил Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе (1922) и Специальную школу общественных работ в Париже (1927). Испытал влияние Ле Корбюзье. Приобрёл известность благодаря новаторскому проекту собственного дома в г. Юкль под Брюсселем (реализован в 1929). Участвовал в проектировании павильонов для Всемирных выставок в Брюсселе (1935 и 1958) и Париже (1937). Среди других построек – южное крыло Музея искусства и истории в Брюсселе (1956–1958, совместно с Ш. Малькозом). Сын – П. Путтеманс.
Искусство
Архитекторы, градостроители
Путтеманс Пьер
Путтема́нс Пьер (Pierre Puttemans) (20.2.1933, Юкль близ Брюсселя – 16.8.2013, Брюссель), бельгийский архитектор, историк архитектуры, поэт. Сын архитектора Р. Путтеманса. Окончил факультеты архитектуры (1956) и градостроительства (1959) Национальной высшей школы визуальных искусств Ла-Камбр (ENSAV) в Брюсселе. Сооснователь архитектурного бюро Urbat (1958–1998), в его рамках реализовал ряд проектов общественных зданий, в том числе культурного центра с библиотекой «Во-Аль» в Нивеле (Waux-Hall) в русле постмодернизма (1981). Один из авторов проектов реконструкции оперного театра «Ла Монне» (1985) и драматического театра «Пош» (1997–1998; оба – в Брюсселе). Занимался охраной памятников архитектуры. Автор монографий о бельгийской архитектуре 20 в., а также поэтических сборников в русле постсюрреализма. Роман «Созвездие пса» («La constellation du chien», 1990). Жена – Ж. Арпман (с 1963).
Искусство
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Симонс Раф
Си́монс Раф (род. 1968), бельгийский дизайнер одежды. В 1995 г. основал собственную марку Raf Simons, в 1997 г. дебютировал на парижской неделе моды мужской коллекцией осень/зима 1997–1998. Креативный директор модных домов Jil Sander (2005–2012), Dior (2012–2015), Calvin Klein (2016–2018), Prada (с 2020). Главные источники вдохновения – музыкальный андерграунд, современное искусство, уличный стиль и молодёжные субкультуры.
Раф Симонс с присуждённой ему наградой на церемонии вручения The Fashion Awards в Лондоне. 2017
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Кухонный натюрморт
Ку́хонный натюрмо́рт, разновидность голландского и фламандского натюрморта 17 в. На первом плане изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления пищи, а на дальнем – фигура кухарки и интерьерные элементы, придающие картине жанровый характер. Истоки этого типа натюрморта связаны с творчеством работавших в Антверпене в 16 в. художников П. Артсена и И. Бейкелара. Получил распространение в художественных школах Роттердама и Делфта. Его представители – Ф. ван Схотен, П. К. ван Рейк, К. Я. Делфф, В. Калф и другие мастера.
Флорис ван Схотен. Натюрморт с фруктами, овощами на фоне сцены «Христос в Эммаусе». 1630
1
2