Демельмейстер Анн
Демельме́йстер Анн (Анн Демёлеместер, нидерл. Ann Demeulemeester) (род. 29.12.1959, Варегем, близ Кортрейка, провинция Западная Фландрия), бельгийский дизайнер одежды.
Училась на факультете моды в Королевской академии изящных искусств в Антверпене (1978–1981). В 1985 г. вместе с мужем, фотографом Патриком Робином (род. 1957), основала холдинговую компанию BVBA 32, в которую вошёл её одноимённый лейбл – Ann Demeulemeester и марка дизайнера Х. Акермана. В 1987 г. вместе с бывшими соучениками по академии показала в Лондоне дебютную осенне-зимнюю коллекцию Light в рамках Лондонской недели моды, во время которой молодых дизайнеров назвали «Антверпенской шестёркой» (кроме Демельмейстер, в неё вошли Д. ван Нотен, Д. Биккембергс, В. ван Бейрендонк, Д. ван Сане и М. Йи). Коллекцию составила сдержанная и мрачная, в духе субкультуры готов, одежда прет-а-порте: акцент сделан на пропорциях и крое, в которых прослеживается влияние японских дизайнеров-новаторов (Ямамото Ёдзи, Кавакубо Рэй).
Первую «сольную» коллекцию Демельмейстер показала в 1992 г. на Парижской неделе моды. Оперирующая эстетикой панка и рок-музыки коллекция в тёмных тонах, в которую вошли чёрное платье с украшенной перьями серебряной цепью и брюки, подвязанные грубой верёвкой, с топом из перьев, отражала «деструктивную сторону моды» (Horyn C. Fashion. 1992). Коллекции Демельмейстер решены преимущественно в аскетичной чёрно-белой палитре, её стиль – вытянутые силуэты, многослойность, мешковатые формы, выражающие эстетику деконструктивизма. Она комбинирует струящиеся драпировки, придающие одежде неоромантический дух, и точный, угловатый крой, который она дополняет многочисленными ремешками и завязками. Музой и клиенткой Демельмейстер, воплощающей подобный образ на границе повседневной небрежности, бунтарства и андерграунда, стала американская певица Патти Смит.
В 1999 г. в Антверпене открылся первый магазин марки.
В 1996 г. появилась первая мужская коллекция, и на протяжении нескольких следующих сезонов мужские и женские модели демонстрировались вместе. В 2005 г. прошёл первый отдельный показ мужской коллекции весна/лето 2006, темой которой стала «поэтическая анархия» (удлинённые рубашки и куртки, растянутые кофты и свободные костюмы). В каждой коллекции Демельмейстер сохраняла узнаваемое сочетание сдержанной андрогинности, «графичных» силуэтов, асимметричных пропорций и необычных деталей, как, например, рукава без рубашек во вдохновлённой дадаизмом мужской коллекции весна/лето 2008. Дизайнер использовала различные материалы – от традиционных хлопка и кожи до холстов для живописи маслом и парашютного нейлона; сочетала контрастные текстуры – потёртый деним или замшу, полированную кожу, креп, бархат, парчу. Один из излюбленных приёмов – драпирование (асимметрично спадающие с плеч белые сорочки и широкие, сидящие на бёдрах брюки в коллекции весна/лето 1997, платья-туники со спирально ложащимися вокруг тела широкими складками в коллекции весна/лето 2000).
Сотрудничала с художниками и музыкантами (канадский художник и музыкант Р. Грэм, коллекция весна/лето 1993; Патти Смит и американский художник Дж. Дайн, коллекция весна/лето 2000; американский фотограф С. Кляйн, коллекция весна/лето 2004), находила идеи в современном искусстве: принты из женской коллекции весна/лето 2006 отсылают к работам Дж. Поллока. В 2001 г. по приглашению священника церкви Святого Андрея Антверпенского создала одеяние для статуи Пречистой Девы – белое платье с пайетками.
В 2008 г. Демельмейстер выпустила юбилейную коллекцию Collection Blanche, в которую вошли знаковые вещи прошлых лет; создала ювелирные украшения вместе с бельгийским ювелирным брендом Trau Bros.
В 2013 г. покинула собственную марку; её преемником был французский модельер С. Мёнье, пока в 2020 г. модный дом не был приобретён основателем итальянских компаний Antonioli и New Guards Group К. Антониоли. После ухода из мира моды Демельмейстер занялась созданием предметов интерьера. В 2019 г. компания Serax выпустила её первую коллекцию посуды, в которую вошли столовые приборы, стаканы и тарелки, а также коллекцию светильников.
Премия «За вклад в культуру и искусство» (1996); награда за жизненный вклад премии дизайна имени Х. ван де Велде (2021; обе – Бельгия).