Владимирская икона Божией Матери
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из величайших святынь России. История её почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни. В сказании 15 в. «Владимирская» была соотнесена с главной чудотворной иконой Константинополя – Богоматери Одигитрии (иконографического типа Одигитрия). Из истории константинопольского образа было заимствовано предание о написании иконы апостолом и евангелистом Лукой.
История иконы
Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что она была создана в Византии, в Константинополе, выдающимся, но неизвестным ныне византийским художником в 1-й трети 12 в. (до 1130). «Владимирская» – древнейшая на Руси чудотворная икона, сохранившая в оригинале композицию и лики, с полученным ещё в середине 12 в. современным наименованием, с многочисленными историческими свидетельствами и сказаниями.
Первое упоминание об иконе относится к летописной статье 1155 г., рассказывающей о князе Андрее Юрьевиче (Боголюбском), ушедшем из своего удельного киевского Вышгорода на княжение в Ростово-Суздальскую землю и взявшем с собой принесённую из Царьграда икону Богородицы как святую покровительницу [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 2. Санкт-Петербург, 1843. Стб. 482; Т. 1. Стб. 346; Т. 38. Ленинград, 1989. Стб. 128]. Вероятно, эта икона была привезена греком, митрополитом Михаилом I(II), прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 г., как дар киевскому князю Мстиславу Владимировичу (Великому). Святыня князя Андрея вначале находилась в его резиденции в Боголюбове, а после сооружения в 1158–1160 гг. в его новой столице – Владимире – Успенского собора стала главной иконой этого храма; здесь она получила наименование «Владимирская». В 1163–1164 гг. клириками Успенского собора, пришедшими с князем Андреем из Вышгорода, было составлено первое сказание – «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы». Оно состоит из описания 10 чудес, совершившихся благодаря молитвенному обращению к иконе на пути князя Андрея из Киевского княжества в Северо-Восточную Русь, а затем во Владимире и других городах, где жили знакомые князю люди. В 1185 г. Успенский собор выгорел (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 392), но о повреждении святыни упоминаний нет. В феврале 1238 г. татары хана Батыя содрали с иконы богатейший золотой оклад (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 463). Пострадавшую святыню поновили и вновь украсили.
Новый период в истории иконы связан с Москвой, ставшей в конце 14 в. преемницей Владимира. В 1395 г. на Москву двинулся среднеазиатский правитель Тимур (в русских источниках – Темир-Аксак). Согласно «Сказанию о чудесном спасении Москвы заступничеством Богоматери» («Повести о Темир-Аксаке») 15 в., великий князь Василий I Дмитриевич послал во Владимир за святыней; 26 августа, в день её принесения в Москву, Тимур повернул свои войска и ушёл в степи (Повесть о Темир-Аксаке. 1981. С. 230–243, 563–565; Гребенюк. 1997. С. 162–179; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. Москва, 2001. С. 78–90, 128–132). Икону оставили в Москве, но неоднократно «отпускали» во Владимир. Первое её временное возвращение произошло до 1408 г.: в том году она находилась в Успенском соборе Владимира (ПСРЛ. Т. 18. С. 157). Здесь в 1410 г. воины татарского царевича Талыча «ограбили» её драгоценный оклад (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 186; ПСРЛ. Т. 25. С. 240; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 533), после чего икону принесли в Москву. В летописных записях о нашествиях монголо-татар в 1451 г. (царевич Мазовша) и в 1459 г. (Сеид-Ахмед) об иконе сообщений нет – вероятно, она находилась тогда во Владимире. В 1471 г. святыня была в Москве: перед ней молился великий князь московский Иван III Васильевич, собираясь в поход на Новгород (ПСРЛ. Т. 25. С. 287). Окончательное перенесение иконы из Владимира в Москву произошло в 1480 г.: она была «постановлена» в новом Успенском соборе.
В 16 в. об иконе и о чудесной помощи Богородицы от этого образа было создано несколько сказаний: повесть «О иконе Пречистыа Володимерскиа» – о её поновлении и украшении в 1514 г. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2.); цикл сказаний о новейших чудесах иконы (о нашествии Мухаммед-Гирея I в 1521 г., о московских пожарах 1547 г., о церковном воре-каменесечце, задумавшем «ограбить» святыню), составленных между 1547 г. и 1563 г. современником из окружения митрополита Макария (Зимин. 1958. С. 198–204; Жарков. 1962. С. 223–226); обширная «Повесть на Сретение чудотворного образа», написанная в 1550-е – начале 1560-х гг. при участии московских митрополитов Макария и Афанасия, вошедшая в «Книгу степенную царского родословия» («Степенная книга»), Лицевой летописный свод и другие летописи.
В 16–17 вв. икона постоянно находилась в Московском Кремле. Как главная святыня, она участвовала в избрании митрополитов и патриархов Московских и всея Руси: запечатанные имена избираемых (жребии) полагались на пелену в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу. Все русские цари и митрополиты, испрашивая молитвенной помощи у Богородицы, обращались к этой святыне. Иван IV Васильевич (Грозный), составляя духовное завещание (1572–1578), назвал Владимирскую икону «державы Руския заступление» (Духовное завещание царя Иоанна Васильевича // Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Санкт-Петербург, 1846. Т. 1. С. 378; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Москва, 1950. № 104. С. 432). У этого древнего образа венчались на царство русские самодержцы.
В 12–14 вв. икона являлась святыней князей и великих князей владимирских, жителей этого княжества. После первого принесения иконы в Москву и спасения города от Тимура в 1395 г. она стала владимиро-московской святыней. В 15 в. в память о чудесном событии было установлено первое празднество, отмечаемое 26 августа (8 сентября). Второй праздник установили в честь окончательного перенесения иконы в Москву 23 июня (6 июля) в 1480 г., связав его также с победой над ханом Ахмедом в результате Стояния на Угре 1480 г. Третий праздник – 21 мая (3 июня) – первоначально был посвящён памяти о поновлении иконы в 1514 г.; позднее его соотнесли с избавлением от нашествия Мухаммед-Гирея I в 1521 г. Четвёртым праздником – 15 сентября – отмечали проводы в 1520 г. во Владимир поновлённых в Москве владимирских икон (он был установлен, вероятно, также в 16 в.; в 1679 его упразднили). Празднования сопровождались Большим крестным ходом в московский Сретенский мужской монастырь, основанный на месте встречи иконы в 1395 г.; чин хождения окончательно сформировался в начале 17 в. В ход брали святыню и другие древние иконы, участвовали царь и патриарх. В плохую погоду высшие власти не ходили, вместо святыни носили её список; такой крестный ход назывался Малым. В Отечественную войну 1812 г. крестный ход со святыней совершили в праздник Сретения Владимирской иконы, совпавший с днём Бородинского сражения 1812 г., и 1 декабря в ознаменование победы ходили вокруг стен Китай-города. 26 мая (7 июня) 1883 г., в день освящения храма Христа Спасителя, древнюю «Владимирскую» принесли крестным ходом к новому храму.
В декабре 1918 г. икона была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апреле 1919 г. В 1920 г. она была показана на Второй реставрационной выставке, открывшейся 1 мая в здании Вхутемас. Демонстрация всенародно чтимой иконы как произведения искусства вызвала осуждение со стороны многих людей (Кызласова. Из научного наследия А. И. Анисимова. 2006). Верующие приходили поклониться святыне; здесь перед ней совершили последний молебен с акафистом (Кызласова. Из истории исследования. 2006. С. 566–567). В 1920 г. икону передали в Исторический музей, в 1930 г. она поступила в Третьяковскую галерею. Почитание иконы возобновилось в 1990-е гг. 2 октября 1993 г. её точный список был поставлен в Богоявленском патриаршем соборе для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г., в 600-летие Сретения иконы, список принесли в Успенский собор Московского Кремля, совершили крестный ход в Сретенский монастырь. С 1999 г. святыня находится в церкви во имя Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Украшение и поновление иконы
Украшение иконы золотыми окладами и подвесными пеленами с драгоценными камнями и жемчугом являлось одним из главных видов её почитания. Первый золотой оклад был сделан по заказу князя Андрея Боголюбского во Владимире. Вероятно, именно тогда поля иконы были увеличены для этого массивного драгоценного убора, весившего 4200–4800 г. После его утраты в 1238 г. князем Ярославом Всеволодовичем был сделан новый золотой оклад. В благодарность за чудесное спасение Москвы в 1395 г. драгоценное убранство иконы было обновлено и дополнено. После его «ограбления», в 1410 г., икону принесли в Москву и по заказу митрополита Фотия изготовили золотой сканый оклад с чеканными сюжетами праздников на полях. Старый, попорченный золотой оклад, с композицией «Деисус» на верхнем поле, вновь обновили и перенесли на икону-список. На голове Богоматери на иконе находилась золотая зубчатая корона с венцом, созданная в 12–15 вв. В 16–17 вв. она была украшена драгоценными камнями и соединена с массивной чеканной золотой ризой, сделанной в 1656–1657 гг. по указу патриарха Никона мастером Петром Ивановым; тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата-ожерелье и чепец Богоматери.
Во владимирском Успенском соборе икона помещалась в киоте, так же она стояла и в Москве. В 1514 г. повелением князя Василия III Ивановича был сделан новый, серебряный с золотом киот с выгравированной на нём вкладной надписью. По заказу князя Василия и его супруги, Соломонии Юрьевны, одновременно с киотом была сделана пелена с крестом из золотых дробниц, в 1680 г. её перешили. В 17 в. y иконы имелось несколько пелён; они ветшали, и их часто переделывали. Сохранились две самые роскошные. Пелена с Голгофским крестом, выполненная из дорогой золотной ткани, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и другими драгоценными камнями, являлась главной; её носили в Больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Согласно вкладной надписи, она была сделана повелением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и их детей на помин родителей царицы, умерших в 1669 г. На второй пелене, 1639 г., шёлком шита Владимирская икона, изображённая в золотом окладе митрополита Фотия. Всё драгоценное убранство и пелены святыни ныне находятся в Оружейной палате Музеев Московского Кремля.
В течение веков икона неоднократно поновлялась – покрывалась новыми слоями краски, что происходило после её повреждений. Первые частичные прописи появились в 13 в. Возможно, икону поновили в 1395 г. Вскоре после 1410 г. она была полностью переписана. Вторая капитальная чинка была выполнена в 1514 г., вероятно московским митрополитом Варлаамом. В 1567 г. святыню поновлял московский митрополит Афанасий. При научной реставрации 1918 – начала 1919 гг. на лицевой стороне иконы была открыта первоначальная живопись, полностью сохранившаяся на ликах Богоматери и Младенца, а также частично на Его волосах над лбом, на правой руке и на кисти левой, в нескольких небольших фрагментах – на одеждах и на золотом фоне. Выявились разновременные записи, совпавшие с периодами поновлений, известных из исторических источников. После раскрытия иконы из-под записей она стала изучаться как произведение искусства.
Икона двусторонняя, на лицевой и оборотной сторонах – глубокие ковчеги с крутой лузгой. Поля иконы надставлены с четырёх сторон: первоначальный размер с узкими полями 78 × 55 см, с надставленными полями – 104 × 69 см. При технико-технологическом исследовании иконы в 2010-е гг. и интерпретации полученных результатов Д. Н. Суховерковым стало известно, что изначально на оборотной стороне находилось изображение святителя, вероятно Николая Мирликийского. В период реставрации иконы в 1410-е гг. сильно попорченный образ святителя был заменён изображением Престола с орудиями Страстей Христовых.
Иконография и художественные особенности
На лицевой стороне иконы – образ Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, сидящим на Её правой руке (слева от зрителя), прильнувшим ликом к материнской щеке и обнимающим Мать за шею правой рукой, а левой касающимся Её груди. Главная отличительная особенность Владимирской иконы (и всех её списков) – повёрнутая подошвой к зрителю стопа левой ноги Младенца. Длинное одеяние, хитон, закрывает ноги Иисуса до ступней. Голова Богоматери склонена, левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Эти особенности, присущие композиции 12 в., сохранялись при всех поновлениях иконы. «Владимирская» принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» (Ласкающая, Елеуса, Гликофилуса), но представляет своеобразный, творчески решённый вариант, не имеющий прямых аналогий. Существует мнение, что она является списком чудотворной иконы из Влахернского монастыря в Константинополе. Однако все известные изображения этого образа существенно отличаются от Владимирской иконы, их объединяет лишь один, общий для всех вариантов иконографии «Умиления», признак – прильнувшие друг к другу лики Богоматери и Младенца.
Живопись иконы, оставаясь в рамках художественного стиля столичного византийского искусства конца 11 – начала 12 вв., не имеет близких аналогий. Его отличительная особенность – восходящее к эллинистической традиции противопоставление светлого, «живоподобного» лика Младенца Христа более тёмному, бесплотно-духовному лику Богородицы. Привезённая на Русь икона принадлежит к произведениям византийской живописи высочайшего качества, к духовно-художественным шедеврам, сохраняющим классическую красоту образов и наполненным христианской духовностью.
Списки иконы
Создание списков святыни – широко распространённый вид её почитания, начавшийся после принесения иконы в Москву в 1395 г. В вышгородский и владимирский периоды списков не было. Первый сохранившийся образ, повторяющий иконографию «Владимирской», – небольшая икона-пядница, написанная для Благовещенского собора Московского Кремля и ныне там находящаяся. Она была выполнена в конце 14 – начале 15 вв., возможно, приезжим византийским иконописцем; её отличие от древней святыни – отсутствие изображения левой, обнимающей руки Младенца и более низкое расположение простёртой руки Богоматери. Вероятно, этот образ является списком большой несохранившейся иконы, созданной в Москве вскоре после 1395 г. и воспроизводящей композицию древней святыни не совсем точно по причине находящегося на ней оклада с драгоценными привесками, закрывающими изображение. Об этом свидетельствуют ещё три аналогичные иконы-пядницы 1-й трети 15 в.: из Русского музея, Сергиево-Посадского и Исторического музеев.
В 1410-е гг. при капитальной реставрации святыни для Успенских соборов Владимира и Москвы были выполнены два списка в размер оригинала. Они являлись иконами-наместницами – заменяли древнюю икону в периоды её отсутствия в соборе. Их иконография точно следует оригиналу, но левая рука Богоматери, как на иконах-пядницах, немного опущена. Возможно, такое расположение руки Богоматери появилось уже на древней иконе в один из предшествующих периодов её поновления. Икона для Владимира была написана, по всей вероятности, Андреем Рублёвым, почиталась как чудотворная; ныне хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. На московский список был перенесён обновлённый золотой оклад святыни – с Деисусом на верхнем поле; икона находится в Успенском соборе Кремля, оклад – в Оружейной палате. В 1514 г., при втором полном поновлении иконы, был сделан список в размер, точно повторяющий её композицию, – на полях красками воспроизведены сюжеты праздников, имеющиеся на золотом окладе святыни. Эта икона стала новой наместницей; ныне она стоит в киоте 19 в. в Успенском соборе Кремля, на месте древней святыни.
В 16–17 вв., когда древняя «Владимирская» стала всероссийской святыней, было создано множество крупных списков для храмов и монастырей, а также небольших икон-пядниц по заказам частных лиц для вкладов в обители и для домашних молелен. Они повторяли особенности иконографии как древней иконы (рука Богоматери поднята к рукаву Младенца), так и её списков начала 15 в. (рука немного опущена). Многие из этих списков стали местно прославленными святынями, почитались как чудотворные. Наиболее известные иконы – из Софийского собора в Великом Новгороде (1552 или 1561) и из Иосифо-Волоколамского мужского монастыря (чудотворная «Волоколамская»), созданная по заказу опричника Г. Л. Скуратова-Бельского в 1572 г.; на обеих иконах красками воспроизведены драгоценная корона, венец и чепец Богоматери, находившиеся на древней святыне; первая икона хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике, вторая – в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве.
В 16–17 вв. на полях больших списков, по примеру иконы 1514 г., воспроизводились сюжеты праздников (икона 1549 из церкви Владимирской иконы Божией Матери в Вологде, Вологодский государственный музей-заповедник) или образы святых (из церкви Богоявления в Ростовском уезде, середина 16 в., Государственный музей-заповедник «Ростовский музей»), сюжеты жития Иоакима и Анны (из церкви Вознесения в Пскове, 2-я половина 16 в., Псковский музей-заповедник), сюжеты Акафиста Богородице (из Суздальского Евфимиева в честь Преображения Господня мужского монастыря, последняя треть 16 в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник).
В конце 16 в. появились иконы с сюжетами «Сказания о чудесах Владимирской иконы», композиции которых либо восходили к иллюстрациям сказания в Лицевом летописном своде 1570-х гг., либо создавались самими иконописцами. Самая ранняя икона была выполнена царским изографом Истомой Савиным в 1580-е гг. для церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле-городке в Пермской земле по заказу Н. Г. Строганова (из рода Строгановых) в память о победе в 1581 г. над сибирскими татарами (Пермская художественная галерея).
Образы Богоматери Владимирской также сохранились в миниатюрах рукописей и в настенных росписях. Впервые, вероятно, он был написан после пожара 1547 г. над южным порталом Успенского собора Московского Кремля; в течение веков многократно переписывался. Во 2-й половине 16 в. – в цикле росписей церкви Троицы в Больших Вязёмах близ Москвы. В начале – 1-й половине 18 в. сюжеты сказаний о Владимирской иконе стали излюбленной темой росписей ярославских церквей.