Шубин Федот Иванович
Шу́бин Федо́т Ива́нович [урождённый Федот Иванович Шубный (Шубной)] [17(28).5.1740, деревня Течковская (Тючковская) Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии, ныне сельское поселение Холмогорское Архангельской области – по уточнённым данным, 14(26).5.1805, Санкт-Петербург], крупнейший российский скульптор 18 в., педагог, академик (1774), профессор (1794) Императорской Академии художеств, коллежский советник (1803). Прославился главным образом как мастер портретного бюста; автор рельефов, круглой монументально-декоративной скульптуры. Представитель классицизма.
Сын лично свободного крестьянина – помора, мастера резьбы по кости И. А. Шубного. Исключён указом императрицы Екатерины II от 22 января (2 февраля) 1776 г. из подушного оклада с зачётом в рекруты, т. е. был освобождён от уплаты подушной подати. Потомственный дворянин (с 1781).
В 1759 г. пришёл в Санкт-Петербург «с обозами», зарабатывал резьбой по кости. В 1761 г. принят на службу в число придворных истопников.
В августе/сентябре 1761 г. по рекомендации главного директора И. И. Шувалова принят в Академию художеств при Московском университете (с 1763 – Императорская Академия художеств), которую окончил 1767 г. Записан в число учеников Академии под фамилией Шубин. Зачислен в скульптурный класс к Н.-Ф. Жилле, который прививал своим ученикам вкус к античной пластике и идеализированной натуре. Первая известная работа – янтарная камея с портретом Екатерины II (1763, Музей истории искусств, Вена). Удостоен малой серебряной медали [30 июня (11 июля) 1763] за рисунок с натуры «групп в труднейшей позитуре» (см. Исаков. 1938. С. 17); 25 июня (6 июля) 1765 г. получил большую серебряную медаль. За программную работу «Убиение Аскольда и Дира – князей Киевских» (местонахождение неизвестно) Шубину вручили большую золотую медаль и «аттестат со шпагою», что ознаменовало получение личного дворянства (1766).
В 1767–1770 гг. – пенсионер Академии художеств в Париже: стажировался в мастерской Ж.-Б. Пигаля, посещал натурный класс Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, познакомился с техникой художественного литья. Система обучения сводилась к работе с натурой, созданию эскизов и барельефов с эстампов старых мастеров, в частности Н. Пуссена и Рафаэля, а также копированию слепков с античной скульптуры. В Париже Шубин попал в художественную среду, где процветал культ Античности и с каждым годом укреплял свои позиции классицизм. Мастер воспринял не только свойственные произведениям Пигаля строгость формы и простоту композиции, но и остроту индивидуальной характеристики его портретных бюстов. Не прошёл он и мимо наставлений Д. Дидро, который советовал «следовать во всём законам природы» (Дидро. 1989. С. 208). В 1770 г. он выполнил круглую скульптуру «Любовь греческая» в образе спящего пастуха (за неё в 1773 собранием Академии художеств определён в число назначенных академиков), а также голову Авраама (местонахождение обеих скульптур неизвестно). Одно из наиболее ранних его сохранившихся произведений – мраморный медальон с портретом неизвестной (1770, Русский музей, Санкт-Петербург); в его напоминающей камею профильной композиции чувствуется влияние античности.
С конца 1770 по 1772 гг. жил в Риме, где ещё глубже погрузился в изучение античной пластики. В 1771 г. создал лаконичные по композиции, сдержанные по характеру мраморные барельефные портреты братьев графов А. Г. Орлова (с 1775 – А. Г. Орлова-Чесменского; не сохранился) и Ф. Г. Орлова (Русский музей), а также И. И. Шувалова (Третьяковская галерея, Москва). Тогда же выполнил по заказу Шувалова бюсты его племянника Ф. Н. Голицына (из рода Голицыных; Третьяковская галерея) и императрицы Екатерины II [до 1917 находился в усадьбе Петровское Московского уезда Московской губернии (ныне в селе Петрово-Дальнее городского округа Красногорск Московской области), с 1964 – в Музее Виктории и Альберта, Лондон].
В ноябре 1772 г. вернулся в Париж, где исполнил бюсты Н. А. Демидова (из рода Демидовых) и его жены А. Е. Демидовой (оба – в Третьяковской галерее), в их лице обрёл своих первых покровителей. Динамичные, свободные развороты фигур в пространстве, подчёркнутая натуралистичность трактовки моделей, экспрессивные складки свободно обволакивающих фигуры драпировок указывают на знакомство Шубина с барочной пластикой Дж. Л. Бернини, не оставившей его равнодушной. С декабря 1772 по март 1773 гг. путешествовал с Н. А. Демидовым по Европе, в том числе посетил Болонью (где получил диплом почётного академика Клементинской Академии наук и изящных искусств), Париж и Лондон.
В 1773 г. вернулся в Санкт-Петербург. Сразу по приезде создал мраморный бюст вице-канцлера князя А. М. Голицына (1773, Третьяковская галерея), который, согласно воспоминаниям вдовы Шубина, был удостоен похвал Э. М. Фальконе, членов Академии художеств и Екатерины II: императрица наградила мастера золотой табакеркой и заказала ему свой бюст из мрамора (по-видимому, не сохранился; см. Исаков. 1938. С. 119), за который Шубин в 1774 г. был избран академиком по баллотировке.
В 1774–1775 гг. для оформления Чесменского дворца выполнил 58 мраморных медальонов с ретроспективными портретами русских и российских правителей от князя Рюрика до императрицы Елизаветы Петровны (Оружейная палата Московского Кремля). В 1774–1783 гг. участвовал во главе команды скульпторов в декоративном оформлении Мраморного дворца; всего Шубиным и его мастерской было выполнено не менее 44 произведений. Среди них непосредственно самому Шубину, как считается, принадлежат две из четырёх аллегорических фигур на Парадной лестнице, изображающих время суток – «Полдень» и «Вечер» («Ночь» и «Утро», по атрибуции А. Е. Ухналёва, – работы неизвестного мастера); рельефы, посвящённые великодушным действиям А. Г. Орлова-Чесменского («Освобождение пленных женщин» и «Освобождение пленных турок»); «Великодушие Сципиона Африканского», «Великодушие Павла Эмилия» и «Амуры с военными трофеями» (все – Русский музей); статуи весталок (Музей-заповедник «Царское Село»; автор первой монографии о Шубине С. К. Исаков считал, что подлинные, принадлежавшие резцу Шубина «Весталки» утрачены: Исаков. 1938. С 139); рельефный портрет А. Ринальди; 14 круглых барельефов с сюжетами «Жертвоприношений» (см. Исаков. 1938. С. 138–139), отличающихся характерными для классицизма простотой и ясностью композиций.
По приглашению А. Ринальди принял участие в украшении Исаакиевского собора, создав 16 барельефов. Для Троицкого собора Александро-Невского монастыря (с 1797 Александро-Невская лавра), возведение которого курировал митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), предлагал исполнить 20 статуй святых над колоннами в основании свода, две фигуры Веры и Надежды, шесть барельефов, стилистически согласующихся с классицистическим стилем собора (начало работы – 1786). В идее размещения статуй святых по краю потолка и их общем построении ощущается влияние росписи верхней части стен Сикстинской капеллы Микеланджело. Документально подтверждается желание Шубина получить заказ на оформление скульптурного убранства собора, однако низкое качество его исполнения позволило С. К. Исакову предположить, что участие мастера ограничилось составлением рисунков и эскизов (Исаков. 1938. С. 150, 152).
Ф. И. Шубин много работал по частным заказам: стать модным художником ему помогли как внимание Екатерины II [26 сентября (7 октября) 1783 государыня стала восприемницей дочери Шубина Елизаветы], так и его связи, в том числе через родственников жены, с обеспеченными и аристократическими слоями. Среди заказчиков скульптора – крупные военные и государственные деятели [портреты супруги графа П. И. Панина графини М. Р. Паниной (середина 1770-х гг., ныне в Третьяковской галерее) и графа П. А. Румянцева-Задунайского (1778, ныне в Русском музее)] и богатые предприниматели (бюст И. С. Барышникова, 1778, в Третьяковской галерее). Иногда Шубин портретировал целые семьи: так, братья графы З. Г. Чернышёв и И. Г. Чернышёв заказали ему свои бюсты (1774 и около 1776 соответственно, ныне в Третьяковской галерее), бюсты покойных отца графа Г. П. Чернышёва (1778, ныне в Историческом музее, Москва) и брата графа П. Г. Чернышёва (1779, Третьяковская галерея); граф П. Б. Шереметев – бюсты покойных дочери А. П. Шереметевой (1782), отца генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева (1783) и супруги В. А. Шереметевой (1784), а также свой (1783) (все четыре – в Музее-усадьбе «Кусково»); генерал-майор И. И. Михельсон – свой и супруги Ш. И. Михельсон (оба – 1785, ныне в Русском музее).
Некоторых высокопоставленных вельмож Шубин портретировал неоднократно. Например, кроме пяти бюстов братьев Орловых, выполненных для украшения Орловского зала Мраморного дворца (все – Третьяковская галерея), мастер создал мраморный бюст Г. Г. Орлова (1774) и А. Г. Орлова-Чесменского (1770-е гг., оба – Русский музей). Много раз моделью Шубина становилась Екатерина II: сохранились её бюсты в мраморе (авторское повторение выполненного во время пенсионерской поездки бюста 1771, 1770-е гг., Третьяковская галерея; 1783, 1791) и бронзе (1789), барельеф (1783, все – Русский музей). В 1789–1790 гг. по заказу князя Священной Римской империи Г. А. Потёмкина-Таврического Шубин исполнил статую в рост «Екатерина II – Законодательница» для Таврического дворца (Русский музей). Многие бюсты Шубина имеют авторские повторения в различных материалах – гипсе, мраморе, бронзе: портрет Павла I (мрамор, Русский музей) имеет повторения в бронзе (все три – 1800; Русский музей, Третьяковская галерея). Особое место в творчестве Шубина занимает бюст его земляка М. В. Ломоносова (не позднее 1793, Русский музей). Все работы мастера отличаются деликатной и тщательной проработкой материала в лицах, углублённой портретной характеристикой, стремлением раскрыть многогранность душевного мира модели, для чего мастер нередко отказывался от точного воспроизведения одежды, отвлекающей внимание от индивидуальности человека, и заменял мундир свободными антикизированными драпировками.
По подсчётам С. К. Исакова, к 1790 г. скульптор успел выполнить около 190 работ. Расцвет творчества Шубина, приходящийся на 1770–1780-е гг., сменился спадом интереса к его творчеству к началу 1790-х гг. Среди поздних скульптурных работ мастера – два портрета князя Г. А. Потёмкина-Таврического (1791, выполнены по заказу Екатерины II; Русский музей и музей-заповедник «Царское Село»), графа П. А. Зубова (1795), графа А. А. Безбородко (мрамор, около 1798, оба – Русский музей). Создал статую Пандоры для Большого каскада в Петергофе (золочёная бронза, 1801). Написал автопортрет (около 1794, Русский музей).
В 1790 г. при поддержке Г. А. Потёмкина-Таврического подал прошение И. И. Бецкому с просьбой о причислении к штату Академии художеств, что позволило бы Шубину получать жалование (отложена Советом Академии на неопределённый срок). В 1781 г. принят профессором скульптуры в создававшийся Потёмкиным-Таврическим Екатеринославский университет. В октябре 1794 г. избран профессором скульптуры Академии. В 1803 г. назначен адъюнкт-профессором скульптуры, с того же года преподавал в скульптурном классе Академии художеств.
Был женат с 6(17) ноября 1774 г. на Вере Филипповне, урождённой Кокориновой, сестре архитектора А. Ф. Кокоринова и дочери комиссара Академии художеств Ф. Г. Кокоринова. Благодаря женитьбе стал свойственником архитектора И. Е. Старова (один из свидетелей венчания Шубина), Павла Г. Демидова и его брата Петра Г. Демидова, что, очевидно, способствовало расширению круга заказчиков Шубина.
Скончался от туберкулёза. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге; в 1931 г. прах Шубина перенесён на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.
Имя Шубина носят улицы в Архангельске и Холмогорах, а также алмаз, добытый в 2020 г. в Мезенском районе Архангельской области (масса 186,54 кар).