Вишняков Иван Яковлевич
Вишняко́в Ива́н Я́ковлевич [1699, Москва – 8(19).8.1761, Санкт-Петербург], российский живописец, надворный советник (1752).
Сын мастера шатёрных дел (т. е. изготовителя военных палаток) Оружейной палаты. Был отправлен отцом в Петербург в 15 лет. В 1721 г. Вишняков значился в документах Адмиралтейств-коллегии как ученик «по лакирному делу», а в 1722 г. – как «живописный ученик». Первоначальные живописные навыки получил в команде иконописца Василия Грузинца, прошедшего выучку в мастерской Оружейной палаты.
В 1727 г. И. Я. Вишняков поступил на службу подмастерьем в Канцелярию от строений: учился у Л. Каравака, работал под началом Андрея Матвеева. В 1739 г. после смерти последнего получил звание мастера и возглавил «живописную команду» Канцелярии от строений. Оставался на этой должности до конца жизни.
Основной сферой деятельности Вишнякова и его команды было оформление монументальными росписями императорских резиденций и церквей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, починка и роспись триумфальных ворот, написание иконостасов. От этой деятельности мастера до наших дней ничего не сохранилось. О монументально-декоративных работах мастера известно благодаря документальным свидетельствам (см.: Успенский. 1913. С. 35–49). Наиболее значительные проекты команды Вишнякова: окончание работы, начатой Андреем Матвеевым, над иконостасом (1739–1741) церкви Симеона и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице, Санкт-Петербург), украшение Аничковских триумфальных ворот (1742–1744; позже в разные годы Вишняков занимался поновлением убранства этих ворот), руководство живописными работами в соборе Святых Петра и Павла в Петропавловской крепости (1741–1747), написание плафонов в Большом дворце (1745–1750) и церкви во имя апостолов Петра и Павла (1751) в Петергофе, украшение росписями Аничкова дворца («дома что у Аничкова мосту»), десюдепортами – нового Летнего дворца (1747–1748), написание плафонов для нового деревянного Зимнего дворца и икон для т. н. Большой придворной церкви во имя Рождества Христова в этом дворце (1755, 1757). В последние годы жизни Вишняков занят оформлением достраивающегося каменного Зимнего дворца: создал несколько десюдепортов и икон для Большой домовой церкви.
Исполнил иконы для иконостаса Андреевского собора в Киеве (1752–1753).
Создал ряд портретов. Долго единственными бесспорными его картинами считались портреты детей начальника Канцелярии от строений генерал-поручика В. В. Фермора – Сары Элеоноры (1749–1750?) и Вильгельма Георга (вторая половина 1750-х гг.; оба – Русский музей, Санкт-Петербург). В 1961 г. список эталонных работ Вишнякова пополнился отреставрированными парными портретами прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Н. И. Тишинина и его супруги К. Тишининой (оба – 1755, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) благодаря найденным на них надписям. Среди других сохранившихся произведений – парные портреты М. С. Яковлева (из рода Яковлевых) и его супруги С. С. Яковлевой, урождённой Зиминой (оба – после 1756, Эрмитаж, Санкт-Петербург), портреты инженера-подпоручика М. С. Бегичева (1757, Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва), князя Ф. Н. Голицына (из рода Голицыных) в детстве (1760, Третьяковская галерея, Москва).
Неоднократно писал портреты императрицы Елизаветы Петровны: для Аничковских триумфальных ворот, Канцелярии от строений (оба – 1742), строившегося Летнего дворца (1743), Штатс-конторы (1757; все не сохранились), а также по образцу Л. Каравака для Сената (1743, Третьяковская галерея).
И. Я. Вишнякову приписывается портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье (между 1740 и 1746, Русский музей): первоначально она была изображена со своим сыном, младенцем-императором Иваном VI Антоновичем, однако в правление императрицы Елизаветы Петровны его фигуру художник удалил с полотна (тогда же им был внесён и ряд мелких поправок).
Даже сравнительно небольшое число сохранившихся произведений Вишнякова позволяет оценить виртуозное владение техникой этого незаурядного русского мастера. Опыт работы в команде Василия Грузинца наложил отпечаток на его живописный почерк, который и в зрелый период сохранил в портретах склонность к монументальной выразительности и статичности образов, к более плоскостнóй по сравнению с лицом трактовкой доличного. Внутренняя близость образов Вишнякова к древнерусской живописи придаёт его работам национальный колорит. Однако определяющим фактором для сложения его манеры стало знакомство с приёмами современной западноевропейской живописи стиля рококо и успешное их освоение. Распластанные, почти лишённые объёма фигуры на его картинах сочетаются с максимально вещественно и достоверно переданной фактурой ткани дорогого платья и пластически выразительным, мягко вылепленным объёмом лица. Тщательно выверенные позы, лишённые всего случайного и мгновенного, всегда изящны и несколько манерны. В некоторых портретах Вишняков применял звучные локальные цвета, выдающие знакомство мастера с иконописными нормами (упомянутый портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье). Цветовое звучание других его произведений определяет тонкая градация близких по тону серебристых оттенков («Портрет Елизаветы Петровны», 1743, Третьяковская галерея), что свидетельствует об использовании художником рокайльных приёмов, заимствованных у Л. Каравака. Созвучны рокайлю мягкость и изящество жестов его женских моделей, изысканный узор платьев, общий лирический строй портретов.
Один из ведущих живописцев своей эпохи, И. Я. Вишняков стал переходной фигурой между мастерами первой половины 18 в., связанными многими приёмами с древнерусской традицией, и художниками второй половины столетия. Значителен вклад мастера в воспитание нового поколения художников; под его началом работали художники, испытавшие влияние его творческой манеры: А. П. Антропов, братья И. И. Бельский и А. И. Бельский, И. И. Фирсов.