Назаренко Татьяна Григорьевна
Назаре́нко Татья́на Григо́рьевна (род. 24.6.1944, Москва), российский живописец, народный художник РФ (2014), действительный член Российской академии художеств (2001).
Училась в Московском художественном институте (1962–1968) у Д. Д. Жилинского, А. М. Грицая, С. Н. Шильникова. Работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г. М. Коржева (1968–1972). Искусство Т. Г. Назаренко формировалось под воздействием общественно-политических перемен в стране в конце 1950–1960-х гг. Самобытность её творчества уже проявилась в работах, созданных во время поездки в Среднюю Азию (1965–1967; «Узбекская свадьба» и др.). Назаренко испытала влияние наивного искусства («Продавщица цветов», 1970; «Новогоднее гуляние», 1973), творчества М. З. Шагала («Вечер в Тарусе», 1973), мастеров Северного Возрождения (в том числе П. Брейгеля Старшего – «Проводы зимы», 1973).
В картинах Назаренко на историческую тему всегда важен личный взгляд на событие: «Казнь народовольцев» (1969–1972, Третьяковская галерея) – одна из ранних программных работ, написанная в строго реалистической манере; «Декабристы. Восстание Черниговского полка» (1978, ГТГ), диптих «Пугачёв» (1980). Социально-политические события 1980–1990-х гг. нашли отражение в четырёхчастной композиции «Безумный мир» (1992) и в полотне «Замена витрины» (1995). Особенный интерес для художницы представляет передача собственного чувства времени и метафизики бытия [«Пасхальная ночь» (1989), триптихи «Памятник истории» и «Время» (оба 1992), восьмичастное «Заклинание» (1995–2002), «Московский вечер. 25 лет спустя» (2004)].
Групповые портреты Т. Г. Назаренко нередко театрализованы («Карнавал», 1979; диптих «Танец», 1980); в некоторых картинах звучат темы одиночества и ностальгии («Встреча Нового года», 1976; «Воспоминания», 1982; «Зрители», 1988; пейзажи, портреты). Назаренко часто обращается к метафоре и аллегории (серия литографий «Люди – звери», 1995); в серии натюрмортов с маленькими обнажёнными фигурками людей (1990-е гг.) звучит тема потерянности в мире вещей («Новые вещи», 1995). Среди основных полотен также: триптих «Мастерская» (1983), «Домашний концерт» (1986), серии «Татьянин день» (1992–1993) и «Я сам обманываться рад…» (2002), пятичастная композиция «Семейство» (2004).
Приём гротеска используется и в инсталляциях (работах на фанере) «Переход» (1995–1996; 80 работ-«обманок»), «Мой Париж» (1997; 50 вырезанных в натуральную величину фигур). С 2000-х гг. также создаёт фигуры людей на деревянной основе с использованием монтажной пены («Инвалид», 2006).
Преподаёт в Московском художественном институте (профессор с 1999).
Государственная премия РФ (1993).