Боровиковский Владимир Лукич
Боровико́вский Влади́мир Луки́ч [24.7(4.8).1757, Миргород, Полтавская губерния, Российская империя, ныне Полтавская область, Украина – 6(18).4.1825, Санкт-Петербург; похоронен на Смоленском православном кладбище; в 1931 останки перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры], российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. Из малороссийских казаков – представителей казацкой старши́ны. Отец – значковый товарищ, иконописец Лука Иванович Боровик (1720–1775).
Биография и годы становления
В 1774–1782 гг. служил в Миргородском казачьем полку, из-за расформирования полка ушёл в отставку в чине войскового товарища (в 1787, находясь в отставке, произведён в чин поручика). После службы Владимир Боровиковский. Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. 1790.писал портреты и образа для местных храмов. Немногочисленные сохранившиеся от раннего периода работы («Царь Давид», 1785, Русский музей, Санкт-Петербург; далее ГРМ) выполнены под влиянием живописи украинского барокко. По заказу своего друга, писателя В. В. Капниста, принял участие в оформлении интерьеров путевого императорского дворца в Кременчуге (1787), где останавливалась Екатерина II по пути в Крым, оставившая лестные отзывы о работах Боровиковского.
В 1788 г. приехал в Санкт-Петербург, где поселился у архитектора Н. А. Львова, покровительствовавшего Боровиковскому, помогавшего ему в получении заказов и оказавшего воздействие на становление его манеры. При содействии Львова в начале 1790-х гг. художник получил заказ на 37 икон для иконостаса (сохранилась одна – «Притча о мудрых и неразумных девах», 1790–1792, Тверская областная картинная галерея), построенного по проекту архитектора нового собора (1785–1789) Борисоглебского монастыря в Торжке. В 1793–1794 гг. сВладимир Боровиковский. Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой. Середина 1790-х гг.оздал восемь образов маслом на меди (из них сохранились четыре работы в Могилёвском областном краеведческом музее имени Е. Р. Романова) для собора Святого Иосифа Обручника в Могилёве (1780–1798, архитектор Н. А. Львов, снесён в 1938). Благодаря Львову сблизился с кругом важнейших деятелей русской культуры 2-й половины 18 в., куда входили В. В. Капнист, Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, А. Н. Оленин, Д. С. Бортнянский и др.
Масон, с 1802 г. входил в ложу Умирающего сфинкса (исключён не позднее 1820).
В первые годы пребывания в Санкт-Петербурге Боровиковский изучал коллекцию Эрмитажа, в том числе оказавшие воздействие на его творчество произведения западноевропейского искусства. В силу возраста (31 год) не смог стать учеником ИАХ, но брал уроки у Левицкого, а также у И.-Б. Лампи Старшего (1792 – 1794 или 1797), от которого позаимствовал в дальнейшем характерный для его работ интерес к пластике, объёмности форм и приём смягчения контуров.
Боровиковский-портретист
С 1790-х гг. портретный жанр занял основное место в творчестве Боровиковского. Уже в ранних картинах – изображении О. К. Филипповой (1790, ГРМ), «Семейном портрете»Владимир Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794. (эскиз, 1-я половина 1790-х гг., Третьяковская галерея, Москва; далее ГТГ) – живописец продемонстрировал свою приверженность к камерным, интимным образам в духе сентиментализма, разрабатывая их в противовес доминировавшему в классицизме официальному парадному портрету. В картинах художник стремился подчеркнуть непринуждённость, естественность чувств модели, связь человека и природы.
В полнофигурном «Портрете императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)» (1794, ГТГ; звание назначенного в академики ИАХ) художник отказался от официальной версии парадного портрета, обратившись к типу портрета-прогулки, где императрица представлена Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797.как размышляющий правитель-философ и, одновременно, как созерцательница, получающая эстетическое наслаждение от окружающего пейзажа. Поздняя реплика – «Императрица Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с обелиском "Румянцева победам" на фоне)» (конец 1800-х – начало 1810-х гг., ГРМ). За портрет великого князя Константина Павловича (1795, Государственный музей-заповедник «Павловск») удостоен звания академика.
Вершина портретного творчества Боровиковского приходится на конец 1790-х – начало 1800-х гг., когда были выполнены его лучшие камерные образы, среди которых выделяются изображения Е. Н. Арсеньевой (середина 1790-х гг., ГРМ), М. И. Лопухиной (из рода Лопухиных, 1797), Е. Г. Темкиной (1798), Е. А. Нарышкиной (1799, все – ГТГ) и др. Тонкая живописная гамма женских портретов, построенная на плавных переходах пастельных тонов, гармонирует с желанием передать рафинированный душевный склад и эмоциональную чувствительность моделей, помещённых в пейзажное окружение. Пейзажный фон нередко сопровождает и мужские портреты, придавая образу лирический характер (Д. П. Трощинского, между 1796 и 1799, ГРМ; графа П. А. Толстого, 1799, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; неизвестного в лиловом кафтане, 2-я половина 1790-х гг., Национальный музей «Киевская картинная галерея»).
Боровиковский умел сочетать поэтичность образов с их жизненной достоверностью. Из всех современных ему русских художников он наиболее последовательно раскрыл тему нежной дружбы и тесных семейных уз, часто обращаясь к такой сложной разновидности жанра, как двойной и тройной портрет: «Лизынька и Дашинька» (1794), портреты сестёр княжон А. Н. и В. Г. Гагариных (1802, оба – ГТГ), княжон Е. А. и А. А. Куракиных (1802, Лувр, Париж), графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой (1803), Е. П. Балашовой с детьми (около 1811, оба – ГРМ).
Имел опыт создания репрезентативных изображений (портреты Павла I, 1800, ГРМ; князя А. Б. Куракина, 1801–1802). Под влиянием сентиментальных устремлений эпохи в образе Д. А. Державиной (1813, оба – ГТГ) попытался переосмыслить концепцию традиционного парадного портрета, добавив пейзажный фон и изображение усадебного дома.
Значимое место в творчестве Боровиковского занимают миниатюрные портреты, выполненные не только в традиционной для его современников технике акварелью и гуашью на кости (барона А. И. Васильева, ГТГ; великой княгини Анны Фёдоровны, Эрмитаж; оба – около 1800), но и маслом на металле (архитектора А. А. Менеласа, начало 1790-х гг., Государственный музей-заповедник «Царское Село»).
В 1810-х гг. портретная концепция Боровиковского изменилась, в манере исполнения и образном содержании появились черты рационализма, свойственные ампиру. Фигуры, и прежде отличавшиеся пластической выразительностью, приобрели почти скульптурную осязаемость, мягкий тональный колорит, создававший впечатление атмосферной дымки, сменил жёсткий упругий контур фигур, ограничивающий локальные звучные участки краски: портреты княгини М. И. Долгорукой, князя А. А. Долгорукого (оба – 1811, ГТГ), Р. А. Кошелева (1819, ГРМ), Е. В. Родзянко (1821, Национальный художественный музей Республики Беларусь).
Отдельная глава творчества мастера – образы деятелей русской церкви (портреты Михаила Десницкого, 1803; католикоса Грузии Антония, 1811, оба – ГТГ), для которых мастер избирал схему поясного изображения, наделял моделей благословляющим или молитвенным жестом, уделял большое внимание деталям облачения.
Религиозная живопись
Владимир Боровиковский. Богоматерь. 1814–1815.Исполнил шесть икон для Царских врат главного иконостаса и четыре большие иконы для боковых приделов Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810): медальоны с изображением Богоматери и архангела Гавриила, четыре фигуры Евангелистов, святая Екатерина (все – ГРМ); святая Елена, святой Константин, преподобные Феодосий и Антоний Печерские (не сохранились). Тонкая и виртуозная манера исполнения позволяет их считать лучшими примерами религиозной живописи Боровиковского. Художник повторял образа Казанского собора по заказу разных церквей (ГТГ).
В отличие от икон Казанского собора, где мастер во многом отталкивался от образцов западноевропейской религиозной живописи, в иконостасе Покровской церкви в селе Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне деревня Погарского района Брянской области) (1814–1815) Боровиковский выступил как новатор, используя оригинальную, необычную иконографию, которую он варьировал в своих поздних работах. Сохранилось три из 26 образов (все – ГТГ; Богоматерь и др.). Последними крупными работами Боровиковского для церковных интерьеров Владимир Боровиковский. Бог-отец, созерцающий мёртвого Христа. Начало 1820-х гг.стали пять икон для церкви Святого Архистратига Михаила в Михайловском дворце (ныне ГРМ) (1823) и иконостас для церкви Живоначальной Троицы Смоленского кладбища в Петербурге (1824–1825), выполненный в дар на средства самого художника (шесть из восьми икон не были закончены; все – ГРМ).
В конце жизни увлекался религиозно-мистическими учениями, входил в «Духовный союз» Е. Ф. Татариновой (с мая 1819). Многие работы последних лет жизни художника выполнены по заказу основательницы этой секты («Исцеление И. А. Гулимовой», 1821, ГРМ; «Бог-Отец, созерцающий мёртвого Христа», начало 1820-х гг., ГТГ; «Христос, благословляющий коленопреклонённого мужчину», 1824, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).
Значение творчества Боровиковского и наследие
Являясь одной из ключевых фигур в искусстве 18 в., в выработанной им портретной концепции Боровиковский наиболее полно выразил мечту о гармоничном естественном существовании личности, созвучную эстетическим идеалам сентиментализма. О признании его таланта и популярности его творчества у современников свидетельствует широкий круг его заказчиков, куда входили и императорская семья, и представители придворной аристократии. Искренняя вера в Бога, знание текстов Священного Писания помогли мастеру снискать славу одного из лучших представителей религиозной живописи. Музейное значение его икон было осознано ещё в 19 в.
Среди учеников – А. Г. Венецианов и И. В. Бугаевский-Благодарный.