Боровиковский Владимир Лукич
Боровико́вский Влади́мир Луки́ч [24.7(4.8).1757, Миргород, Полтавская губерния, Российская империя, ныне Полтавская область, Украина – 6(18).4.1825, Санкт-Петербург; похоронен на Смоленском православном кладбище; в 1931 останки перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры], российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. Из малороссийских казаков – представителей казацкой старши́ны. Отец – значковый товарищ, иконописец Лука Иванович Боровик (1720–1775).
Биография и годы становления
В 1774–1782 гг. служил в Миргородском казачьем полку, из-за расформирования полка ушёл в отставку в чине войскового товарища (в 1787, находясь в отставке, произведён в чин поручика). После службы писал портреты и образа для местных храмов. Немногочисленные сохранившиеся от раннего периода работы («Царь Давид», 1785, Русский музей, Санкт-Петербург; далее ГРМ) выполнены под влиянием живописи украинского барокко. По заказу своего друга, писателя В. В. Капниста, принял участие в оформлении интерьеров путевого императорского дворца в Кременчуге (1787), где останавливалась Екатерина II по пути в Крым, оставившая лестные отзывы о работах Боровиковского.
В 1788 г. приехал в Санкт-Петербург, где поселился у архитектора Н. А. Львова, покровительствовавшего Боровиковскому, помогавшего ему в получении заказов и оказавшего воздействие на становление его манеры. При содействии Львова в начале 1790-х гг. художник получил заказ на 37 икон для иконостаса (сохранилась одна – «Притча о мудрых и неразумных девах», 1790–1792, Тверская областная картинная галерея), построенного по проекту архитектора нового собора (1785–1789) Борисоглебского монастыря в Торжке. В 1793–1794 гг. создал восемь образов маслом на меди (из них сохранились четыре работы в Могилёвском областном краеведческом музее имени Е. Р. Романова) для собора Святого Иосифа Обручника в Могилёве (1780–1798, архитектор Н. А. Львов, снесён в 1938). Благодаря Львову сблизился с кругом важнейших деятелей русской культуры 2-й половины 18 в., куда входили В. В. Капнист, Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, А. Н. Оленин, Д. С. Бортнянский и др.
Масон, с 1802 г. входил в ложу Умирающего сфинкса (исключён не позднее 1820).
В первые годы пребывания в Санкт-Петербурге Боровиковский изучал коллекцию Эрмитажа, в том числе оказавшие воздействие на его творчество произведения западноевропейского искусства. В силу возраста (31 год) не смог стать учеником ИАХ, но брал уроки у Левицкого, а также у И.-Б. Лампи Старшего (1792 – 1794 или 1797), от которого позаимствовал в дальнейшем характерный для его работ интерес к пластике, объёмности форм и приём смягчения контуров.
Боровиковский-портретист
С 1790-х гг. портретный жанр занял основное место в творчестве Боровиковского. Уже в ранних картинах – изображении О. К. Филипповой (1790, ГРМ), «Семейном портрете» (эскиз, 1-я половина 1790-х гг., Третьяковская галерея, Москва; далее ГТГ) – живописец продемонстрировал свою приверженность к камерным, интимным образам в духе сентиментализма, разрабатывая их в противовес доминировавшему в классицизме официальному парадному портрету. В картинах художник стремился подчеркнуть непринуждённость, естественность чувств модели, связь человека и природы.
В полнофигурном «Портрете императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне)» (1794, ГТГ; звание назначенного в академики ИАХ) художник отказался от официальной версии парадного портрета, обратившись к типу портрета-прогулки, где императрица представлена как размышляющий правитель-философ и, одновременно, как созерцательница, получающая эстетическое наслаждение от окружающего пейзажа. Поздняя реплика – «Императрица Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с обелиском "Румянцева победам" на фоне)» (конец 1800-х – начало 1810-х гг., ГРМ). За портрет великого князя Константина Павловича (1795, Государственный музей-заповедник «Павловск») удостоен звания академика.
Вершина портретного творчества Боровиковского приходится на конец 1790-х – начало 1800-х гг., когда были выполнены его лучшие камерные образы, среди которых выделяются изображения Е. Н. Арсеньевой (середина 1790-х гг., ГРМ), М. И. Лопухиной (из рода Лопухиных, 1797), Е. Г. Темкиной (1798), Е. А. Нарышкиной (1799, все – ГТГ) и др. Тонкая живописная гамма женских портретов, построенная на плавных переходах пастельных тонов, гармонирует с желанием передать рафинированный душевный склад и эмоциональную чувствительность моделей, помещённых в пейзажное окружение. Пейзажный фон нередко сопровождает и мужские портреты, придавая образу лирический характер (Д. П. Трощинского, между 1796 и 1799, ГРМ; графа П. А. Толстого, 1799, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; неизвестного в лиловом кафтане, 2-я половина 1790-х гг., Национальный музей «Киевская картинная галерея»).
Боровиковский умел сочетать поэтичность образов с их жизненной достоверностью. Из всех современных ему русских художников он наиболее последовательно раскрыл тему нежной дружбы и тесных семейных уз, часто обращаясь к такой сложной разновидности жанра, как двойной и тройной портрет: «Лизынька и Дашинька» (1794), портреты сестёр княжон А. Н. и В. Г. Гагариных (1802, оба – ГТГ), княжон Е. А. и А. А. Куракиных (1802, Лувр, Париж), графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой (1803), Е. П. Балашовой с детьми (около 1811, оба – ГРМ).
Имел опыт создания репрезентативных изображений (портреты Павла I, 1800, ГРМ; князя А. Б. Куракина, 1801–1802). Под влиянием сентиментальных устремлений эпохи в образе Д. А. Державиной (1813, оба – ГТГ) попытался переосмыслить концепцию традиционного парадного портрета, добавив пейзажный фон и изображение усадебного дома.
Значимое место в творчестве Боровиковского занимают миниатюрные портреты, выполненные не только в традиционной для его современников технике акварелью и гуашью на кости (барона А. И. Васильева, ГТГ; великой княгини Анны Фёдоровны, Эрмитаж; оба – около 1800), но и маслом на металле (архитектора А. А. Менеласа, начало 1790-х гг., Государственный музей-заповедник «Царское Село»).
В 1810-х гг. портретная концепция Боровиковского изменилась, в манере исполнения и образном содержании появились черты рационализма, свойственные ампиру. Фигуры, и прежде отличавшиеся пластической выразительностью, приобрели почти скульптурную осязаемость, мягкий тональный колорит, создававший впечатление атмосферной дымки, сменил жёсткий упругий контур фигур, ограничивающий локальные звучные участки краски: портреты княгини М. И. Долгорукой, князя А. А. Долгорукого (оба – 1811, ГТГ), Р. А. Кошелева (1819, ГРМ), Е. В. Родзянко (1821, Национальный художественный музей Республики Беларусь).
Отдельная глава творчества мастера – образы деятелей русской церкви (портреты Михаила Десницкого, 1803; католикоса Грузии Антония, 1811, оба – ГТГ), для которых мастер избирал схему поясного изображения, наделял моделей благословляющим или молитвенным жестом, уделял большое внимание деталям облачения.
Религиозная живопись
Исполнил шесть икон для Царских врат главного иконостаса и четыре большие иконы для боковых приделов Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810): медальоны с изображением Богоматери и архангела Гавриила, четыре фигуры Евангелистов, святая Екатерина (все – ГРМ); святая Елена, святой Константин, преподобные Феодосий и Антоний Печерские (не сохранились). Тонкая и виртуозная манера исполнения позволяет их считать лучшими примерами религиозной живописи Боровиковского. Художник повторял образа Казанского собора по заказу разных церквей (ГТГ).
В отличие от икон Казанского собора, где мастер во многом отталкивался от образцов западноевропейской религиозной живописи, в иконостасе Покровской церкви в селе Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне деревня Погарского района Брянской области) (1814–1815) Боровиковский выступил как новатор, используя оригинальную, необычную иконографию, которую он варьировал в своих поздних работах. Сохранилось три из 26 образов (все – ГТГ; Богоматерь и др.). Последними крупными работами Боровиковского для церковных интерьеров стали пять икон для церкви Святого Архистратига Михаила в Михайловском дворце (ныне ГРМ) (1823) и иконостас для церкви Живоначальной Троицы Смоленского кладбища в Петербурге (1824–1825), выполненный в дар на средства самого художника (шесть из восьми икон не были закончены; все – ГРМ).
В конце жизни увлекался религиозно-мистическими учениями, входил в «Духовный союз» Е. Ф. Татариновой (с мая 1819). Многие работы последних лет жизни художника выполнены по заказу основательницы этой секты («Исцеление И. А. Гулимовой», 1821, ГРМ; «Бог-Отец, созерцающий мёртвого Христа», начало 1820-х гг., ГТГ; «Христос, благословляющий коленопреклонённого мужчину», 1824, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).
Значение творчества Боровиковского и наследие
Являясь одной из ключевых фигур в искусстве 18 в., в выработанной им портретной концепции Боровиковский наиболее полно выразил мечту о гармоничном естественном существовании личности, созвучную эстетическим идеалам сентиментализма. О признании его таланта и популярности его творчества у современников свидетельствует широкий круг его заказчиков, куда входили и императорская семья, и представители придворной аристократии. Искренняя вера в Бога, знание текстов Священного Писания помогли мастеру снискать славу одного из лучших представителей религиозной живописи. Музейное значение его икон было осознано ещё в 19 в.
Среди учеников – А. Г. Венецианов и И. В. Бугаевский-Благодарный.