Прокрастинация
Прокрастина́ция (англ. procrastination, от лат. procrastinatio – откладывание, затягивание), добровольное откладывание на более поздний срок выполнения значимых действий. Прокрастинация может проявляться в различных сферах жизни, сопровождается негативными переживаниями и влечёт за собой неблагоприятные последствия (Milgram. 1992).
Несмотря на многочисленные упоминания в ранних источниках (Steel. 2007), считается, что в научный контекст термин был введён в конце 1970-х гг. В частности, он используется в книгах А. Эллиса и У. Кнауса «Преодоление прокрастинации» («Overcoming procrastination», 1977), Дж. Бурка и Л. Юэн «Прокрастинация: что это такое и что с этим делать» («Procrastination: why you do it, what to do about it», 1983), подготовленных по результатам консультативной практики авторов. Первый исторический обзор проблемы откладывания дел на более поздний срок сделал Н. Милграм (Milgram. 1992), использовав более широкий термин – el retraso («задержка, промедление»). Позже обширный анализ накопленных эмпирических данных по прокрастинации предложил П. Стил (Steel. 2007). В настоящее время активно исследуются особенности прокрастинации в различных сферах жизни: в онлайн- и оффлайн-обучении (Jon-Chao Hong. 2021), на рабочем месте (Validation of the Procrastination... 2020), в сфере финансов (Gamst-Klaussen. 2019), в сфере здоровья (Sirois. 2021) и др. Выявляются экономические и культурные (Desheng Lu. 2022), средовые (Serrano Corkin. 2021), личностные (Self-efficacy ... 2018) и психофизиологические (Shunmin Zhang. 2019) факторы прокрастинации. Изучается эффективность различных мер, направленных на преодоление откладывания дел на более поздний срок (Eerde. 2018). Разрабатывается концепция ситуативной и диспозиционной прокрастинации (Feyzi Behnagh. 2022).
Существует несколько подходов, объясняющих природу прокрастинации. Первыми предположениями были гипотезы о том, что в основе прокрастинации лежит страх неудачи или отказа (Burka. 1983), нежелание выполнять сложные или неприятные задачи (Sabini. 1982) и даже саботаж как способ достижения справедливого отношения (Lay. 1986). Позже была предложена теория временно́й мотивации (temporal motivation theory), согласно которой мотивация к выполнению того или иного действия повышается, если есть уверенность в получении желаемого результата, и снижается, если желаемый результат в значительной степени отложен во времени (Steel. 2007). Кроме того, в формировании прокрастинации подтверждается ведущая роль недостаточно сформированных навыков саморегуляции (Self-efficacy for self-regulation. 2018).
Тщательно продуманная шутка исследователей, а именно ссылка в работе У. Кнауса (Knaus. 1979) на книгу П. Рингенбаха (P. Ringenbach) «Прокрастинация сквозь века: окончательная история» («Procrastination through the ages: A definitive history»), которая, по данным М. Эйткен (Aitken. 1982), никогда не была опубликована, отражает содержание феномена. В частности, при прокрастинации всегда имеет место откладывание запланированных задач, имеющих сроки выполнения. Причины такого откладывания не внешние (изменение договорённостей, непредвиденные события и др.), как бывает при гибком планировании, которое учитывает изменение различных условий деятельности для достижения намеченной цели. Это всегда сознательное, хоть и иррациональное, решение прокрастинатора. В отличие от лени прокрастинация сопровождается негативными эмоциональными переживаниями – высоким уровнем тревоги, стыда и вины (Feyzi Behnagh. 2022). На основании наблюдений за динамикой подобных негативных переживаний у прокрастинирующих подростков Н. А. Шуховой была предложена модель «цикла промедления», отражающая динамику эмоциональных состояний и мыслей человека, откладывающего выполнение задуманного (Шухова. 1996). Цикл включает в себя несколько фаз, которые проходит прокрастинатор, откладывая выполнение задачи; каждый этап описывает постепенный рост внутреннего напряжения до момента разрядки – либо до момента мобилизации ресурсов и выполнения задачи, либо до принятия решения об отказе от задуманного. Негативные последствия отличают прокрастинацию от некоторых внешне схожих феноменов, например от творческого процесса или откладывания выполнения задачи (инкубации) как условия инсайта. Предпринимались поиски позитивных аспектов прокрастинации; так, предполагалось, что откладывание выполнения задачи может способствовать последующей мобилизации ресурсов в условиях сжатых сроков (Angela Hsin Chun Chu. 2005). Однако позже была принята точка зрения, согласно которой подобное поведение представляет собой скорее индивидуальный стиль деятельности и его нельзя в строгом смысле слова назвать прокрастинацией (Steel. 2010).
Существует несколько классификаций видов прокрастинации. Одну из первых предложили Н. Милграм с коллегами (Milgram. 1993). Она включала ежедневную (бытовую), невротическую, компульсивную, академическую прокрастинацию и прокрастинацию принятия решений. Поскольку в этой классификации виды прокрастинации могли пересекаться (например, академическая и невротическая), она была пересмотрена и вместо неё предложено разделение на прокрастинацию действий и решений (Milgram. 2000). В зависимости от стратегий поведения прокрастинаторов были выделены «искатели острых ощущений», нерешительные и избегающие прокрастинаторы (Ferrari. 1992), однако эта классификация была отвергнута, поскольку в последующих исследованиях выделить подобные типы не удалось. Существуют попытки разделить прокрастинаторов на пассивных, которым мешает приступить к действию высокий уровень тревоги, и активных, которые эффективно решают задачу в условиях дедлайна (Angela Hsin Chun Chu. 2005).
Установлено, что прокрастинация связана с низкими уровнями психологического благополучия, саморегуляции, самооценки и успешности (Balkis. 2016), учебной и профессиональной мотивации (Rebetez. 2015), а также с перфекционизмом (Martinčeková. 2020), феноменом самозванца (The Relationship between ... 2021), импульсивностью (Shunmin Zhang. 2019) и профессиональным выгоранием (Hall. 2019).
Возрастной пик проявлений прокрастинации приходится на юношеский возраст, впоследствии они значительно снижаются (Desheng Lu. 2022). Данные о половых различиях неоднозначны.
Уровень прокрастинации выше в странах, которые относятся скорее к коллективистским, чем индивидуалистическим (Cross-cultural ... 1998). При этом офисные сотрудники прокрастинируют больше, чем рабочие, врачи и юристы (Hammer. 2002), а уровень высшего образования в целом связан с более низким уровнем прокрастинации (Harriott. 1996).
Для диагностики уровня прокрастинации разработано несколько опросников, три из которых переведены и адаптированы для использования в русскоязычных исследованиях: Шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale, GPS) К. Лея (Lay. 1986) в адаптации О. С. Виндекер и М. В. Останиной (2014), Шкала общей прокрастинации Б. Такмана (Tuckman General Procrastination Scale, TGPS) (Tuckman. 1991; Барабанщикова. 2016), Шкала оценки академической прокрастинации (Procrastination Assessment Scale for Students, PASS) Л. Соломон и Э. Ротблум (Solomon. 1987) в адаптации М. В. Зверевой (2018).