#Микроэкономические моделиМикроэкономические моделиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМикроэкономические моделиМикроэкономические моделиНайденo 57 статейТерминыТермины Монопольная властьМонопо́льная власть, способность фирмы устанавливать и контролировать цену своей продукции, изменяя объём выпуска. Измеряется при помощи индекса Лернера, принимающего значения в интервале от нуля (ситуация совершенной конкуренции, когда рыночная цена товара равна предельным издержкам его производства) до единицы. Соответственно, значение индекса, близкое к единице, указывает на сильную монопольную власть в отрасли. Монопольная власть на рынке снижает эффективность распределения экономических ресурсов и общественное благосостояние.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Новейшая теория внешней торговлиНове́йшая тео́рия вне́шней торго́вли, одна из современных теорий международной торговли. Обосновывает источники возникновения внешней торговли и анализирует последствия участия в ней стран с товарными рынками, структура которых характеризуется монополистической конкуренцией; участниками рынка выступают гетерогенные фирмы (неоднородные по своим производственным возможностям и эффективности функционирования). Объясняет причины установления международной торговли с участием таких фирм, прямого иностранного инвестирования, а также возникновения и развития транснациональных корпораций, являющихся результатом подобных инвестиций.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Новая теория внешней торговлиНо́вая тео́рия вне́шней торго́вли, одна из современных теорий международной торговли. Обосновывает источники возникновения внешней торговли и анализирует последствия участия в ней стран с товарными рынками, структура которых характеризуется монополистической конкуренцией. Предполагает, что установление свободной внешней торговли на отраслевом рынке монополистической конкуренции приводит к снижению цены товара и средних издержек выпуска единицы продукции, увеличению числа фирм, представленных на рынке, и числа модификаций базового товара, доступных для потребителей.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Модель потребительского выбора (ординалистский подход)Моде́ль потреби́тельского вы́бора, формализованное описание задачи потребителя, заключающейся в оптимальном выборе набора благ, обладающего наибольшей общей полезностью при наличии ограничений в виде рыночных цен и дохода. Согласно ординалистской теории полезность блага зависит от соотношения с другими благами. Предполагается, что полезность потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно только ранжировать качественно, в определённом порядке (ординалистски) в соответствии с потребительскими предпочтениями. Анализ предпочтений осуществляется при помощи функции полезности, приписывающей каждому набору благ некое значение так, что чем «лучше» набор (чем большую полезность он приносит индивиду), тем больше это значение. Удобным инструментом анализа являются кривые безразличия.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Производственная функцияПроизво́дственная фу́нкция, функция, ставящая в соответствие заданным объёмам статей затрат (т. е. факторов производства) наибольший объём выпуска единственного продукта, который возможно произвести при этих факторах и заданной технологии. Представляет собой метод описания множества выполнимых производственных планов (вектор из объёмов затрат и выпуска) и технологии. Аргументами такой функции являются показатели объёма, количества, а не стоимостные величины. При этом затраты должны быть редкими (т. е. их запас можно исчерпать) и хотя бы теоретически – предметом управления. В зависимости от степени неизменности видов затрат различают краткосрочные (в которых часть факторов производства – параметры, а не переменные величины) и долгосрочные (все затраты являются переменными) производственные функции. Как правило, требуют, чтобы данная функция: 1) имела конечные неотрицательные значения; 2) достигала положительных значений только при условии, что как минимум один её аргумент положителен; 3) не убывала; 4) была вогнутой вниз и 5) являлась непрерывно дифференцируемой.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теория принятия решений в условиях риска (в экономике)Тео́рия приня́тия реше́ний в усло́виях ри́ска в экономике, теория, отражающая принципы принятия экономических решений в ситуациях с более чем одним исходом, наступающих с соответствующими вероятностями. Рациональный индивид, действующий в условиях риска, максимизирует функцию ожидаемой полезности. Конкретный результат выбора экономического субъекта зависит от его отношения к риску: склонный, несклонный или нейтральный. Показатели, описывающие отношение различных субъектов к риску и позволяющие его локально оценивать и сравнивать, называются мерами Эрроу – Пратта.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теорема КоузаТеоре́ма Ко́уза, вывод американского экономиста Р. Коуза, вошедший в новую институциональную экономическую теорию, согласно которому в условиях совершенной конкуренции при нулевых трансакционных издержках рынок решает проблему внешних эффектов. Теоретическое значение теоремы Коуза состоит в обосновании противоположного подходу А. С. Пигу взгляда на экстерналии. По Коузу, нет необходимости в государственном вмешательстве в поиск источника внешнего эффекта и в решение проблемы уравновешивания внешних частных и социальных предельных издержек и выгод путём введения налогов и субсидий. Для этого достаточно института частной собственности и отсутствия препятствий для обмена правами собственности.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Модель потребительского выбора (кардиналистский подход)Моде́ль потреби́тельского вы́бора (кардинали́стский подхо́д), модель, показывающая, как потребитель совершает оптимальный выбор благ с целью максимизации полезности. Кардиналистский подход к модели предполагает не только способность рационального субъекта определить, что один набор благ для него полезнее другого, но и указать, насколько полезнее. Основан на идее об измеримости полезности и предельной полезности и возможности выразить эти понятия в некоторых условных единицах. Кардиналистская модель является первой версией модели потребительского выбора, разработанной на основе созданной во 2-й половине 19 в. теории предельной полезности.Термины Бюджетное ограничение (в задаче потребителя)Бюдже́тное ограниче́ние, подмножество множества допустимых альтернативных комбинаций благ, которые потребитель может приобрести с учётом ограничений расходов его доходами и первоначальными запасами товаров. Графически бюджетное множество изображается в виде бюджетной линии – геометрического места точек, отображающих наборы экономических благ, покупка которых требует одинаковых расходов.Термины Излишек производителяИзли́шек производи́теля, измеренная в денежном выражении выгода, получаемая производителем благодаря тому, что цена на его товар выше той цены, по которой он готов поставлять этот товар на рынок. Величина этого излишка позволяет оценить влияние экономической политики (например, введения налогов или субсидий) на производителей, а также определить потенциальную выгоду для производителя от мер, направленных на расширение потребительского спроса на данном рынке. 12345