#Микроэкономические модели
Микроэкономические модели
Тег

Микроэкономические модели

Микроэкономические модели
Найденo 54 статьи
Экономика
Научные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели
Модель потребительского выбора (ординалистский подход)
Моде́ль потреби́тельского вы́бора, формализованное описание задачи потребителя, заключающейся в оптимальном выборе набора благ, обладающего наибольшей общей полезностью при наличии ограничений в виде рыночных цен и дохода. Согласно ординалистской теории полезность блага зависит от соотношения с другими благами. Предполагается, что полезность потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно только ранжировать качественно, в определённом порядке (ординалистски) в соответствии с потребительскими предпочтениями. Анализ предпочтений осуществляется при помощи функции полезности, приписывающей каждому набору благ некое значение так, что чем «лучше» набор (чем большую полезность он приносит индивиду), тем больше это значение. Удобным инструментом анализа являются кривые безразличия.
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Производственная функция
Произво́дственная фу́нкция, функция, ставящая в соответствие заданным объёмам статей затрат (т. е. факторов производства) наибольший объём выпуска единственного продукта, который возможно произвести при этих факторах и заданной технологии. Представляет собой метод описания множества выполнимых производственных планов (вектор из объёмов затрат и выпуска) и технологии. Аргументами такой функции являются показатели объёма, количества, а не стоимостные величины. При этом затраты должны быть редкими (т. е. их запас можно исчерпать) и хотя бы теоретически – предметом управления. В зависимости от степени неизменности видов затрат различают краткосрочные (в которых часть факторов производства – параметры, а не переменные величины) и долгосрочные (все затраты являются переменными) производственные функции. Как правило, требуют, чтобы данная функция: 1) имела конечные неотрицательные значения; 2) достигала положительных значений только при условии, что как минимум один её аргумент положителен; 3) не убывала; 4) была вогнутой вниз и 5) являлась непрерывно дифференцируемой.
Экономика
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Теория принятия решений в условиях риска (в экономике)
Тео́рия приня́тия реше́ний в усло́виях ри́ска в экономике, теория, отражающая принципы принятия экономических решений в ситуациях с более чем одним исходом, наступающих с соответствующими вероятностями. Рациональный индивид, действующий в условиях риска, максимизирует функцию ожидаемой полезности. Конкретный результат выбора экономического субъекта зависит от его отношения к риску: склонный, несклонный или нейтральный. Показатели, описывающие отношение различных субъектов к риску и позволяющие его локально оценивать и сравнивать, называются мерами Эрроу – Пратта.
Экономика
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Теорема Коуза
Теоре́ма Ко́уза, вывод американского экономиста Р. Коуза, вошедший в новую институциональную экономическую теорию, согласно которому в условиях совершенной конкуренции при нулевых трансакционных издержках рынок решает проблему внешних эффектов. Теоретическое значение теоремы Коуза состоит в обосновании противоположного подходу А. С. Пигу взгляда на экстерналии. По Коузу, нет необходимости в государственном вмешательстве в поиск источника внешнего эффекта и в решение проблемы уравновешивания внешних частных и социальных предельных издержек и выгод путём введения налогов и субсидий. Для этого достаточно института частной собственности и отсутствия препятствий для обмена правами собственности.
Экономика
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Модель потребительского выбора (кардиналистский подход)
Моде́ль потреби́тельского вы́бора (кардинали́стский подхо́д), модель, показывающая, как потребитель совершает оптимальный выбор благ с целью максимизации полезности. Кардиналистский подход к модели предполагает не только способность рационального субъекта определить, что один набор благ для него полезнее другого, но и указать, насколько полезнее. Основан на идее об измеримости полезности и предельной полезности и возможности выразить эти понятия в некоторых условных единицах. Кардиналистская модель является первой версией модели потребительского выбора, разработанной на основе созданной во 2-й половине 19 в. теории предельной полезности.
Экономика
Термины
Бюджетное ограничение (в задаче потребителя)
Бюдже́тное ограниче́ние, подмножество множества допустимых альтернативных комбинаций благ, которые потребитель может приобрести с учётом ограничений расходов его доходами и первоначальными запасами товаров. Графически бюджетное множество изображается в виде бюджетной линии – геометрического места точек, отображающих наборы экономических благ, покупка которых требует одинаковых расходов.
Экономика
Термины
Излишек производителя
Изли́шек производи́теля, измеренная в денежном выражении выгода, получаемая производителем благодаря тому, что цена на его товар выше той цены, по которой он готов поставлять этот товар на рынок. Величина этого излишка позволяет оценить влияние экономической политики (например, введения налогов или субсидий) на производителей, а также определить потенциальную выгоду для производителя от мер, направленных на расширение потребительского спроса на данном рынке.
Экономика
Термины
Излишек потребителя
Изли́шек потреби́теля, измеренная в денежном выражении выгода покупателя от приобретения определённого объёма продукции, возникающая вследствие наличия разницы между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за покупку единицы блага, и той ценой, которую он заплатит за неё в действительности. Представляет собой дополнительные удовлетворение или полезность, получаемые потребителем благодаря тому, что фактическая цена, которую он платит за товар, ниже той цены, которую он готов был заплатить. Понятие потребительского излишка помогает ответить на вопрос, как изменение цен, налогов и субсидий влияет на благосостояние потребителя.
Экономика
Термины
Предельная норма замещения
Преде́льная но́рма замеще́ния, количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. При этом происходит замещение одного блага другим. Обозначается как (от англ. marginal rate of substitution) и вычисляется по формуле , где  – количество одного блага,  – количество другого блага, соответственно и  – изменение этих количеств.
Экономика
1
2
3
4
5