Кривая спроса
Крива́я спро́са, графическое изображение взаимосвязи между рыночной ценой конкретного товара и тем его количеством, которое покупатели будут согласны приобрести по этой цене. Между ценой товара (P) и количеством проданного (реализованного) товара (Q) существует определённая связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 руб. покупатели готовы купить одну единицу блага Х, при цене в 30 руб. – три единицы, при цене в 20 руб. – четыре единицы и т. д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса и может быть изображена графически. Независимая переменная (цена) откладывается по вертикальной оси, а зависимая (спрос) – по горизонтальной оси (рис. 1).
Изображённая кривая характеризует состояние цен и объёма покупок продукции Х в определённый момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде: = , где – величина спроса, – цена.
Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (рис. 2).
На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений потребителя, 3) ценовые и дефицитные ожидания потребителей, 4) расходы на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
Спрос является функцией всех этих факторов:
= ,
где – спрос; – цена; – доход; – вкусы; – ожидания; – цена на товары-субституты; – цена на комплементарные товары; – количество покупателей; – прочие факторы.
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. 3).
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т. е. сдвиг кривой в положение . При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров, за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения в положение .
Рост цен на товар, являющийся субститутом данного товара, повышает на него спрос. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнёт расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привёл к росту спроса на розовые гвоздики.
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведёт к уменьшению объёма их продаж, следствием чего будет падение спроса на лыжные крепления и это заставит продавцов снизить на них цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Допустим, имеются два покупателя – Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (рис. 4а). Тогда совокупный спрос может быть определён путём сложения спроса Андреева и Борисова (рис. 4б).
В реальной рыночной экономике, когда речь идёт о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т. д. На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса, и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (рис. 2). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (рис. 3).