Рынок информационных ресурсов
Ры́нок информацио́нных ресу́рсов (информационный рынок), экономическая система по торговле информационными ресурсами, включающими в себя различного вида информацию, активно вовлекаемую в экономическую деятельность и участвующую как в процессе обеспечения экономического и социального взаимодействия между субъектами экономики и обществом, так и непосредственно в процессе производства, оказания услуг и выполнения работ.
Роль информационных ресурсов в экономике
Информация как ресурс имеет множество проявлений и форм участия в экономической деятельности. В различных науках (юридических, гуманитарных, технических и др.) наиболее часто встречаются следующие формы применения информационных ресурсов:
средство управления;
фактор производства;
товар и услуга;
инструмент конкурентной борьбы;
предмет, средство и условие трансакций;
предмет конечного потребления;
фундаментальный ресурс любой общественной системы;
массовый продукт производства;
средство тезаврации и др.
Средство тезаврации (накопления) как форма применения информационного ресурса приобретает особую значимость в информационной экономике. Информационный ресурс влияет на производственное и потребительское поведение, а также способствует снижению роли товарно-материальных ценностей в экономике. Изменение основной ценности общества и переход от накопления материальных благ, драгоценных металлов и денежных средств к накоплению информации соответственно меняют и конечные результаты деятельности предприятий в виде реализуемых товаров и услуг. Для удовлетворения культурных и личностных потребностей людей всё более необходимыми становятся разнообразные информационные продукты, которые создаются не традиционными производственными предприятиями, а наукоёмкими фирмами «четвёртого» сектора экономики – информационного сектора, производящего знание и информацию как для личного и общественного потребления, так и для производственной сферы.
Характеристики информационного рынка
Информационные ресурсы, как и другие ресурсы, имеют ценность (стоимость), могут производиться в различных секторах экономики, а также обращаются на рынке.
В постиндустриальном обществе информационный ресурс становится экономической ценностью и превращается в универсальный товар на рынке информации. Постоянно возрастающие коммерческие и производственные потребности в свободной покупке и/или продаже информационных ресурсов на рынке объясняются тем, что для увеличения материального производства необходим более значительный рост количества операций, основанных на информационных ресурсах. Причём со временем это соотношение всё больше возрастает, а по мере развития информационного общества и его превращения в Общество 5.0 – систему, основанную на цифровизации социально-экономических отношений, – будет и дальше увеличиваться.
Рост потребности различных хозяйствующих субъектов и общества в различных информационных ресурсах объясняет появление новых и более разнообразных информационных продуктов. Это подтверждается динамикой рынка информационных ресурсов в целом и его отдельных сегментов.
В 21 в. рынок информационных ресурсов складывается из следующих сегментов:
рынок онлайн-ретейла;
рынок интернет-рекламы;
рынок цифрового контента;
рынок финансовой и банковской информации;
рынок деловой информации.
Первые 3 сегмента рынка информационных ресурсов являются наиболее значимыми. Характеристика этих сегментов позволяет понять, какие информационные ресурсы становятся приоритетными в цифровой экономке, а также позволяет выделить новые направления в развитии информационных ресурсов.
Продуктовая структура рынка информационных ресурсов
Рынок онлайн-ретейла
Оценка объёма рынка онлайн-ретейла производится путём расчёта суммы сделок на всех его сегментах. Так, в 2022 г. объём рынка онлайн-ретейла в России равнялся 5,7 трлн руб., включая частные онлайн-заказы. Для 2022 г. был характерен рост объёмов данного сегмента рынка. В его структуре 55 % приходилось на продовольственные товары, 30 % – на непродовольственный сегмент, а потребительские онлайн-продажи составили 15 % от всего ретейла (2,8 млрд руб.) (Тренды онлайн-ритейла ... 2023). В свою очередь, мировой объём рынка онлайн-ретейла, согласно данным Precedence Research, в 2022 г. составил 14,14 млрд долл. США, а к 2032 г. ожидается его рост до 57,32 млрд долл. (E-commerce Market).
Рынок интернет-рекламы и маркетинга
В 2022 г. совокупный объём продаж на рынке интернет-рекламы и маркетинга в России составил 520 млрд руб. Эта сумма распределялась по 2 подсегментам: традиционный (323,7 млрд руб.) и инновационный (196 млрд руб.) сегменты интернет-рекламы. Инновационный сегмент был выделен в самостоятельный в 2022 г. и включает в себя такие информационные ресурсы, как площадки классифайдов (виртуальная доска рекламных объявлений), маркетплейсы, нативная реклама и продвижение продуктов через лидеров мнений (англ. influencer marketing), реклама в мессенджерах, аудиореклама, реклама телеком-операторов и другие направления (Интернет-реклама). В свою очередь, согласно данным Research and Markets, мировой рынок программатик-рекламы (автоматической закупки медийной рекламы) составил в 2022 г. 7,31 млрд долл. США (а в 2023 вырос до 8,87 млрд долл.). Данный сегмент рынка показывает совокупный годовой темп прироста на уровне 21,4 % (Фёдор Круглов ... 2023).
Рынок цифрового контента
В 2022 г. рынок цифрового контента в России, представленный 4 подсекторами, был равен 73,5 млрд руб., включая в себя рынок онлайн-видео (33,3 млрд руб. – 45 % рынка), онлайн-игр (21,8 млрд руб. – 30 % рынка), онлайн-книг (11,3 млрд руб. – 15 % рынка) и онлайн-музыки (7,1 млрд руб. – 10 % рынка). В отличие от первых двух сегментов, которые в значительной степени ориентированы на коммерческий и производственный секторы экономики, рынок цифрового контента нацелен на рядового потребителя. Поэтому его структура, динамика и объём важны с точки зрения оценки и прогнозирования потребительского спроса на информационные ресурсы. В то же время мировой рынок цифрового контента в 2022 г. оценивался в 4,2 млрд долл. США, а к 2032 г. ожидается его рост до 16,7 млрд долл. (Глобальный рынок ... 2023).
Отраслевая структура рынка информационных ресурсов
Отраслевая структура участников рынка информационных ресурсов в России в 2022 г. была представлена следующим образом. Первое место – 25 % от общего объёма рынка и около 119 млрд руб. суммарного объёма продаж – заняли оптовая и розничная торговля. Второе место по объёму доли рынка и сумме продаж (19 % и около 90 млрд руб. соответственно) заняла сфера связи и информации. Третье место (9 % рыночной доли и около 43 млрд руб.) пришлось на финансовый сектор и страхование. Остальные доли рынка занимали примерно в равном объёме строительство, недвижимость, здравоохранение и социальные услуги (по 3 % рынка и около 14 млрд руб. в каждой сфере). Оставшиеся 35 % приходятся на все другие секторы экономики, включая государственный.
Факторы, влияющие на функционирование рынка информационных ресурсов
К основным факторам, влияющим на структуру и объём рынка информационных ресурсов в России, относят следующие:
рост рынка электронной коммерции;
появление новых и повышение активности российских брендов, увеличивших свои рекламные бюджеты;
рост заинтересованности государственных структур, которые активно воздействуют на повышение осведомлённости населения и бизнеса о своих программах, проектах и услугах;
вовлечение малого и среднего бизнеса на освободившиеся рекламные слоты (места размещения медийной рекламы внутри рекламного ролика) и площадки в связи с тем, что реклама стала для них более доступной;
перераспределение рекламных бюджетов в пользу местных рекламных систем, что позволило им усилить свои позиции и предложить альтернативные каналы распространения рекламы;
перераспределение долей крупных видеоплатформ между национальными субъектами рынка.
Типология рынка информационных ресурсов
Особенностью рынка информационных ресурсов является то, что его функционирование отличается от классических методов продаж традиционных товаров. Это объясняется специфическими свойствами информационных ресурсов, продуктов и услуг.
При анализе рынка информационных ресурсов рассматривают 3 типа рынка:
первичный, или рынок передачи информационных ресурсов от их создателей к их потребителям;
вторичный, включающий оборот сопутствующих товаров и услуг;
третичный, включающий группу отраслей сферы материального производства и обеспечивающий работу первых 2 сегментов рынка с использованием передовых информационных и других технологий.
В целом информационные ресурсы позволяют повышать эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов за счёт улучшения информационной организации производственного процесса и оптимизации потребления ресурсов, а также повысить темпы воспроизводства путём сокращения и/или ускорения периодов производства и обращения материальных ресурсов.