Информационный ресурс (в экономике)
Информацио́нный ресу́рс в экономике, ресурс, который, в отличие от других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), обладает рядом особых свойств, позволяющих использовать его как в повседневной жизни людей, так и в производственной деятельности в виде специфического производственного ресурса.
Свойства информационного ресурса
Выделяют следующие основополагающие свойства информационного ресурса, обеспечивающие широкое применение информации именно как производственного фактора:
степень открытости/закрытости информации;
способность выступать в качестве инструмента конкурентной борьбы;
простота/сложность тиражирования;
отсутствие свойства редкости (в большинстве случаев);
возможность многократного использования;
возможность одновременного использования;
слабая зависимость от времени;
неисчерпаемость в процессе производства;
неограниченное число пользователей;
возможность приращения или потери стоимости в процессе использования.
Проявление перечисленных свойств информационного ресурса заключается в следующем.
Степень открытости/закрытости информации
Это свойство определяет свободу доступа различных субъектов к информационному ресурсу. Исходя из критерия свободы доступа выделяются такие виды информации, как массовая, специальная, а также секретная и личная. К последним двум относятся те виды информационных ресурсов, для которых установлены особые режимы допуска и которые регулируются и охраняются специальными нормами права. Свойство открытости/закрытости информационных ресурсов тесно связано с возможностью использовать информацию в виде секретов производства, обеспечивающих конкурентные преимущества.
Исходя из свойства открытости традиционно выделяют следующие типы информационных ресурсов:
1) массовый; содержит обычные, простые и понятные большинству сведения и оперирует набором понятий, очевидным для большей части людей, является доступным для всех;
2) специальный; содержит специфический набор понятий (чаще всего используемых в профессиональной лексике), которые могут быть непонятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация;
3) секретный; включает в себя сведения, передаваемые узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам;
4) личный (приватный); включает набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Способность выступать в качестве инструмента конкурентной борьбы
Часть информационных ресурсов в виде коммерческой, производственной и технологической информации имеет высокую ценность только при её единоличном использовании. Именно в таком виде информационный ресурс становится значимым фактором и инструментом конкурентоспособности. Поэтому такая информация жёстко охраняется от тиражирования через инструменты коммерческой тайны, секретов ноу-хау и т. д. Именно она становится основой лидирующих позиций в бизнесе.
Простота/сложность тиражирования
Бо́льшая часть информационных ресурсов поддаётся быстрому и лёгкому тиражированию. Исключение составляют ресурсы, охраняемые строгими правилами авторского или патентного права и являющиеся основой формирования конкурентных преимуществ в бизнесе. Все другие информационные ресурсы, особенно в маркетинге, сбытовой деятельности, сфере продаж, активно тиражируются и распространяются с помощью рекламы. Лёгкий доступ к многочисленным видам информационных ресурсов делает их всё более важным элементом производственной и коммерческой деятельности и основой для принятия решений.
Отсутствие свойства редкости
В большинстве случаев информационные ресурсы не являются редкими (за исключением объектов авторского и патентного права). В результате они могут использоваться всеми. Например, один раз принятый и опубликованный закон является универсальным для всех (в данном обществе) и служит основой ведения хозяйственной, общественной, политической жизни.
Возможность многократного использования
Информационные ресурсы, в отличие от материальных и трудовых, обладают свойством многократного использования без потери ценности. Так, когда работник осваивает конкретный метод выполнения операции (например, алгоритм написания компьютерной программы), он в дальнейшем многократно применяет его в процессе выполнения работы, при этом знание (информация) о порядке действий и алгоритме выбора решений не теряет своей ценности.
Возможность одновременного использования
По сравнению с материальными и трудовыми информационные ресурсы обладают свойством одновременного использования. Невозможно поставить один станок на двух предприятиях одновременно. Аналогично нельзя поставить одного работника на двух рабочих местах или заставить его выполнять две задачи в одно и то же время. В отличие от этого информационные ресурсы могут синхронно использоваться в значительном числе мест. Один и тот же метод обработки детали могут одновременно применять тысячи рабочих на разных предприятиях, в различных странах и технологических процессах. Одинаковый способ решения задачи могут использовать и школьники, и студенты, и инженеры-конструкторы, и энтузиасты-изобретатели. С этим свойством связано и такое свойство информационных ресурсов, как неограниченное число пользователей.
Неограниченное число пользователей
Когда информационные ресурсы ничем (в частности, взиманием платы за использование или авторским/патентным правом) не ограничены, они могут одновременно использоваться неограниченным числом пользователей. Если для первоначального получения информации есть ограничения (например, её необходимо купить), то после приобретения такого информационного ресурса (например, руководства по эксплуатации или учебника) собственник ресурса может пользоваться им неограниченное число раз, а также по своему усмотрению давать пользоваться другим в случае, когда это разрешено законом.
Слабая зависимость от времени
Сохранение и применение информационных ресурсов слабо зависит от времени: информация может храниться столетиями, не теряя своей ценности и важности. С точки зрения ценности информационных ресурсов для конкретных пользователей информация делится на актуальную, устаревшую и потенциально пригодную для использования. Актуальная информация – это информация, ценная в данный момент. В отличие от неё устаревшая информация представляет собой информацию, потерявшую свою ценность в текущий момент. В свою очередь, потенциальная информация – это информация, которая может быть ценной при изменении условий или в будущем. Выделение подгруппы «потенциальная информация» значимо для обеспечения научно-технического прогресса, поскольку многие виды научной, научно-исследовательской, технологической информации относятся к категории потенциальной, создавая задел как для будущих исследований, так и для внедрения инноваций и инновационной деятельности. Кроме того, выделяют и более детализированные виды информации, такие как ключевая (уникальная), дополнительная, уточняющая, повторная, нулевая, непереданная и прибавочная информация. Особенностью данного свойства информационных ресурсов является то, что один и тот же информационный ресурс может одновременно быть актуальным, устаревшим, потенциальным, дополняющим и уточняющим для разных категорий пользователей. Так, арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление) являются актуальными для бухгалтера, составляющего отчёт, но устаревшими для инженера-конструктора. Наличие данного свойства у информационных ресурсов достаточно значимо с точки зрения своевременности принятия решений в бизнесе и обществе, для реагирования на различные ситуации.
Неисчерпаемость в процессе производства
Особым свойством информационного ресурса, имеющим существенное значение для экономических процессов, является свойство неисчерпаемости в процессе производства. Оно проявляется в том, что значительная часть информационных ресурсов не подвергается процессу исчерпаемости в качестве производственного ресурса (отсутствие качества редкости) и не изнашивается в процессе потребления, в отличие от материальных (физического капитала, земли, сырья, материалов) и трудовых (физического и интеллектуального труда) ресурсов, которые полностью (сырьё, материалы) или частично (амортизация оборудования, потребление физических и психических сил людей) расходуются в процессе производства. Напротив, информационные ресурсы не потребляются в процессе производства, а либо сохраняют, либо увеличивают свою ценность за счёт накопления знаний и информации, получаемой в каждом цикле использования. Это проявляется в таком свойстве информационных ресурсов, как возможность приращения или потери стоимости в процессе использования.
Свойство приращения или потери стоимости информационного ресурса в процессе использования
В значительном числе случаев вследствие потребления информации происходит её прирост в виде наращивания её объёма и стоимости. Так, при многократном повторении производственных и бизнес-операций становится возможным выявление возникающих в их ходе ошибок, накопление опыта их устранения, совершенствования различных управленческих действий. В таких условиях аналитическая эмпирическая информация становится частью регулятивных правил. В этом случае потребление информации тождественно формированию нового знания, которое получается при использовании текущей и лежит в основе новой информации. Таким образом, в процессе прироста знания, происходящего при потреблении информации, осуществляется и соответствующее наращивание информации. Потеря стоимости происходит в случае устаревания информации, составляющей ресурс (например, устаревание способа производства и, соответственно, его описания); в случаях частичной утраты информационного ресурса (например, потеря/утрата части химической формулы для производства изделия) либо раскрытия коммерческой тайны, окончания срока лицензии и т. д., когда секретная информация перестаёт быть таковой и уже не имеет способности обеспечивать высокую конкурентоспособность субъекта и, следовательно, теряет в цене.