Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Эпоха перестройки и постсоветский период
Росси́йский кинемато́граф. Эпо́ха перестро́йки и постсове́тский пери́од. Исторические события 2-й половины 1980-х гг. подтвердили «диагноз», поставленный кинематографом обществу: обнажились тенденции необратимого распада системы. Драматизм ситуации состоял в том, что кинематограф уже не мог добавить к сказанному ничего принципиально нового.
Исторический очерк
Появление антитоталитарного фильма Т. Е. Абуладзе «Покаяние» (1984, вышел в 1987; Гран-при Каннского кинофестиваля, в том же году; премия «Ника» за 1987, вручена в 1988) ознаменовало начало нового этапа в жизни страны и стало переломным в истории отечественного кино конца 20 в. Шоковый реализм работ режиссёров нового поколения, характерных для периода перестройки, – молодёжная драма В. В. Пичула «Маленькая Вера» (1988, премия ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, в том же году), «Город Зеро» К. Г. Шахназарова (1988) и исповедь о послевоенном детстве «Замри-умри-воскресни!» В. Е. Каневского (1989, приз за лучший дебют Каннского кинофестиваля, 1990), фантастические антиутопии «Письма мёртвого человека» К. С. Лопушанского (1986; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, вручена в 1987 автору сценария и режиссёру Лопушанскому, авторам сценария В. М. Рыбакову и Б. Н. Стругацкому, оператору Н. И. Покопцеву, художникам Е. Б. Амшинской и В. Б. Иванову, звукооператору Л. В. Гавриченко, актёру Р. А. Быкову) и «Дни затмения» А. Н. Сокурова (1988) – был подготовлен поэтикой А. Ю. Германа и режиссёров его круга [«Летняя поездка к морю» (1978) и «Торпедоносцы» (1983) С. Д. Арановича; Государственная премия СССР, вручена в 1986 автору сценария С. И. Кармалите, режиссёру Арановичу, оператору В. В. Ильину, художнику И. М. Каплану, актёру Р. Р. Нахапетову; «Порох» В. Ф. Аристова, 1985], а также школьной притчей Р. А. Быкова «Чучело» (1983), военной притчей Э. Г. Климова «Иди и смотри» (1985, Золотой приз Московского международного кинофестиваля, в том же году). В кинематографе первых лет перестройки, ориентированном на авторское кино, притчевая поэтика приобрела откровенный характер. Это проявилось в работах учеников и последователей Андрея А. Тарковского – Сокурова, Лопушанского, занявшегося режиссурой актёра А. Л. Кайдановского («Простая смерть», 1985; «Жена керосинщика», 1988).
Легализация андерграунда на рубеже 1980–1990-х гг. усилила в кинематографе тенденции постмодернизма (работы режиссёров «параллельного кино» Е. Г. Юфита, Г. О. и И. О. Алейниковых, М. Г. Пежемского, фильмы С. А. Соловьёва – «Асса», 1987; «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», 1989; «Дом под звёздным небом», 1991). Наиболее успешно эти приёмы использовались в творчестве режиссёров, близких к фольклорной карнавальной поэтике: В. И. Хотиненко – «Зеркало для героя» (1987), «Рой» (1990), «Патриотическая комедия» (1992); С. М. Сельянова – «День ангела» (совместно с Н. В. Макаровым, 1980, вышел в 1988), «Духов день» (1990); С. М. Овчарова – «Оно» (1989).
Государство к началу 1990-х гг. утрачивало контроль над системой кинопроизводства и проката. Появился ряд независимых кинообъединений, привлекавших частный капитал для производства и закупки фильмов за рубежом. Выбор тематики и создателей приобретал всё более случайный характер. В результате разрушения единой системы производства и проката резко возросло количество снятых фильмов (в 1990–1991 в СССР произведено свыше 500 игровых фильмов), но они были не в состоянии конкурировать с зарубежной продукцией. Значительная часть лент этого периода так и не вышла на экраны. Мелодрама П. Е. Тодоровского «Интердевочка» (1989) и гротесковая трагикомедия Э. А. Рязанова «Небеса обетованные» (1991; премия «Ника» за 1991, вручена в 1992) оказались последними «хитами» советского кино.
Последующее десятилетие можно охарактеризовать как затянувшееся подведение итогов. Наиболее значительными произведениями оказались работы мастеров старшего поколения, задуманные и начатые в предыдущий период: «Бесконечность» М. М. Хуциева (1991; Государственная премия РФ, 1993), «Возвращение броненосца» Г. И. Полоки (1997), «Хрусталёв, машину!» А. Ю. Германа (1998; премия «Ника» за 1999, вручена в 2000).
Несмотря на стремительный спад кинопроизводства (к середине 1990-х гг. количество снимаемых в год игровых фильмов не превышало 40), сохранился и усилился антагонизм между элитарным и массовым кино. Тенденции первого наиболее полно воплотились в пронизанном апокалиптическими мотивами творчестве А. Н. Сокурова – «Спаси и сохрани» (1989), «Мать и сын» (1997), «Молох» (1999), «Телец» (2000; Государственная премия РФ за 2001, вручена в 2002 Сокурову, автору сценария Ю. Н. Арабову; премия «Ника» за 2001, вручена в 2002), «Русский ковчег» (2002), «Отец и сын» (2003). Усилились они и в фильмах К. Г. Муратовой – «Увлеченья» (1994; премия «Ника» за 1994, вручена в 1995), «Три истории» (1997), «Второстепенные люди» (2001), «Чеховские мотивы» (2002), В. Ю. Абдрашитова – «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997), «Магнитные бури» (2003). На противоположном полюсе возник кинематограф Д. Х. Астрахана, А. Н. Эйрамджана. Астрахан в жанре бытовой и криминальной мелодрамы («Ты у меня одна», 1993; «Всё будет хорошо», 1995; «Контракт со смертью», 1998), а Эйрамджан – в жанре бытового анекдота («За прекрасных дам!», 1989; «Моя морячка» и «Бабник», оба – 1990; «Ночной визит», 1998) точно определили и использовали в построении сюжетов круг проблем, занимающих современную массовую аудиторию в повседневном быту.
Элитарное (из-за ограниченности аудитории) и массовое (по причине малобюджетности) кино оказались полностью вытеснены на телевидение и в видеопрокат. Необходимость создания национальных блокбастеров, конкурирующих с голливудскими на основе общенациональной идеи, вызвала к жизни ряд работ разных жанров. Среди них масштабные постановочные мелодрамы Н. С. Михалкова: «Утомлённые солнцем» (1994; Гран-при Каннского кинофестиваля, в том же году; премия «Оскар», 1995; Государственная премия РФ за 1995, вручена в 1996 режиссёру Михалкову, автору сценария Р. Ибрагимбекову, оператору В. А. Калюте, художникам В. С. Аронину, А. Д. Самулекину, композитору Э. Н. Артемьеву, актёру О. Е. Меньшикову, продюсеру Л. Э. Верещагину), «Сибирский цирюльник» (1998; Государственная премия РФ за 1999, вручена в 2000 Михалкову, автору сценария Ибрагимбекову, оператору П. Т. Лебешеву, художнику-постановщику Аронину, художнику по костюмам Н. Ю. Ивановой, композитору Артемьеву, актёрам Меньшикову, В. А. Ильину, А. В. Петренко, продюсеру Верещагину); «Русский бунт» Александра А. Прошкина (1999). Отсутствие средств не позволило отечественному кинематографу следовать подобным путём. Гораздо более перспективным оказалось сотрудничество с телевидением. Ряд телевизионных каналов начали активно финансировать кинопроизводство, благодаря чему во 2-й половине 1990-х гг. появились такие фильмы, как «Вор» П. Г. Чухрая (1997; приз Венецианского кинофестиваля, 1997; премия «Ника» за 1997, вручена в 1998), «Лунный папа» Б. Б. Худойназарова (1999; премия «Ника» за лучшую режиссёрскую работу за 2000, вручена в 2001) и др. В этот же период предпринимались попытки создать «народную комедию» – «Ширли-мырли» В. В. Меньшова (1995), «Не валяй дурака…» В. П. Чикова (1997), «Особенности национальной охоты» (1995, премия «Ника» за 1995, вручена в 1996 ) и «Особенности национальной рыбалки» (1998) А. В. Рогожкина.
Особую роль телевидение сыграло в становлении отечественного телесериала. Господствовавшие на экранах 1990-х гг. криминальные телесериалы США и латиноамериканские мыльные оперы начали на рубеже десятилетий активно вытесняться сериалами отечественного производства. Как во всякой массовой кинопродукции, в них сохранялась проявившаяся с конца 1980-х гг. тенденция к тиражированию штампов криминального, бытового, мелодраматического жанров. Вместе с тем жанровое разнообразие и профессиональный уровень телесериалов постепенно росли за счёт прихода режиссёров-профессионалов (А. Н. Митта, Д. И. Светозаров, В. В. Бортко, А. В. Рогожкин, Е. М. Татарский) и ведущих актёров поколения 1980–1990-х гг. (В. А. Ильин, Н. Н. Усатова, Е. А. Яковлева, С. Л. Гармаш, М. Е. Пореченков, К. Ю. Хабенский, С. В. Безруков, В. Б. Галкин, А. Г. Гуськов и др.). Отечественный телесериал превратился в испытательную площадку для новых сюжетных коллизий, характеров, реалий. Приобретённый телесериалом опыт начал сказываться в кинематографе («Сёстры» С. С. Бодрова-младшего, 2001).
Широкий резонанс вызвали фильмы «Страна глухих» В. П. Тодоровского (1998), «Кукушка» А. В. Рогожкина (2002; премия «Ника» за 2002, вручена в 2003; Государственная премия РФ за 2003, вручена в 2004 режиссёру Рогожкину, художественному руководителю С. М. Сельянову, оператору А. А. Жегалову, художнику В. И. Светозарову, композитору Д. А. Павлову, звукорежиссёрам А. Л. Гудковскому, С. Н. Соколову, актёрам В. Н. Бычкову, В. Хаапасало, А.-К. Юусо). Опыт диалога массового и индивидуального сознания развивали работы А. О. Балабанова «Брат» (1997), «Брат-2» (2000), «Война» (2002): сталкиваясь друг с другом, оба типа сознания обнаруживают свою неполноту. Эта традиция, возникшая в кино 1970-х гг., развивается и в фильме «Дом дураков» А. С. Кончаловского (2002), возвращающем современного зрителя к традиционным гуманистическим ценностям.
В начале 2000-х гг. язык отечественного кинематографа стал более подвижным, клиповым, тяготел к острой, броской подаче материала. Новые языковые формы требовали более жёсткого, освобождённого от мифологизации взгляда на реальность. Приоритетными оказались несколько подходов. Обращённый к широкому зрителю мейнстрим, соединённый с авторским началом, – «Антикиллер» Е. А. Кончаловского, «Письма к Эльзе» И. Ф. Масленникова и «С любовью, Лиля» Л. И. Садиловой, «Дневник камикадзе» (все – 2002) Д. Д. Месхиева, «Бумер» П. В. Буслова (2003), «Космос как предчувствие» А. Е. Учителя (2005, Гран-при Московского международного кинофестиваля, 2005; премия «Золотой орёл» за режиссуру за 2005, вручена в 2006) и др. Артхаус освобождается от излишней усложнённости языка, характерной для начала 1990-х гг., примеряет на себя более устоявшиеся нарративные формы – «Змей» А. Б. Мурадова (2001), «Коктебель» А. П. Попогребского и Б. И. Хлебникова (2003), «Богиня: как я полюбила» Р. М. Литвиновой (2004), «Марс» (2004) и «Русалка» (2007) А. Г. Меликян, «Garpastum» А. А. Германа (2005), «Эйфория» И. А. Вырыпаева (2006), в том числе и в фильмах экзистенциального содержания, исследующих состояние незащищённости человека средних лет, не сумевшего войти в соприкосновение с новой для него социальной действительностью, – «Любовник» В. П. Тодоровского (2002), «Правда о щелпах» Мурадова (2003), «Постельные сцены» (2003) и «Изображая жертву» (2006) К. С. Серебренникова. Анализ состояния общества достигает наивысшего пика в фильмах, где авторский взгляд доходит до предельной безжалостности и жёсткого гротеска, превращаясь в кривое зеркало современной реальности и российской ментальности, – «Копейка» И. В. Дыховичного (2002), «Четыре» И. А. Хржановского (2004; признан в РФ иностранным агентом), «Пыль» С. В. Лобана (2005). Интерес зрителя вызывают и социальные драмы, где привычная для этого жанра стилистика киноповести в целях привлечения максимально широкой аудитории стремится к большему количеству драматургических коллизий, насыщенных открытым эксцентрическим юмором («Башмачник» В. В. Зайкина, 2002), внутренней иронией, авторским сарказмом («Старухи» Г. А. Сидорова, 2003; «Мой сводный брат Франкенштейн» В. П. Тодоровского, 2004). Значительными удачами стали фильмы о войне, в которых превалирует пацифистский подход, осмысливающий события Великой Отечественной войны не столько как великий подвиг, сколько как великую трагедию, где «нет виноватых»: «Последний поезд» А. А. Германа (2003), «Свои» Месхиева (2004, Гран-при Московского международного кинофестиваля, в том же году; премия «Ника» за 2004, вручена в 2005), «Franz+Polina» М. Ю. Сегала (2006), «Разжалованный» В. И. Тумаева (2009).
Метафизическая притча «Возвращение» А. П. Звягинцева (2003, Гран-при и премия за лучший дебют Венецианского кинофестиваля, 2003; премии «Ника», «Золотой орёл», обе – за 2003, вручены в 2004), получившая международное признание, и первое коммерчески успешное в России мистическое фэнтези «Ночной дозор» Т. Н. Бекмамбетова (2004) дали новый импульс развитию отечественного кинопроцесса. Активное освоение кинопроката привело, с одной стороны, к созданию наделённых серьёзными смыслами и сверхзадачей блокбастеров [«9 рота» Ф. С. Бондарчука (2005; премии «Золотой орёл», «Ника», обе – за 2005, вручены в 2006), «Дневной дозор» Бекмамбетова (2005), «Сволочи» А. А. Атанесяна (2006), «Мы из будущего» А. И. Малюкова (2008), «Чёрная молния» А. С. Войтинского и Д. И. Киселёва (2009)], с другой – к появлению огромного количества массовых коммерческих картин (тяготеющий к авторскому стилю и к бессюжетности фильм «Питер FM» О. О. Бычковой, 2006; снятые в стиле «гламур» ленты С. Г. Андреасяна, В. В. Шмелёва, И. В. Хотиненко и др.). Стабильный успех подобных лент у широкой аудитории сформировал картину отечественного кинопроката начиная с 2005 г. Попытки многих режиссёров вернуться к принципам начала 2000-х гг. и к возможности авторского решения коммерческих сюжетов [«Меченосец» Ф. О. Янковского (2006), «Тиски» В. П. Тодоровского (2007), «Дом» О. Г. Погодина (2011)] успеха в прокате не имели. Исключение составили лишь «12» Н. С. Михалкова (2007, премия «Золотой орёл» за 2007, вручена в 2008), «Стиляги» В. П. Тодоровского (2008, премия «Ника» за 2008, вручена в 2009) и «Кандагар» А. О. Кавуна (2009). Таким образом, с середины 2000-х гг. линия отечественного мейнстрима («Водитель для Веры» П. Г. Чухрая, 2004; «Живой» А. А. Велединского, «Связь» А. А. Смирновой, все фильмы – 2006) практически исчезла.
Конец 2000-х гг. ознаменовался двумя «прорывами», связанными с освоением новых тем. С одной стороны, возник ряд лент, осмысливающих пути русского православия и открывающих на экране сложность духовных борений героев в постижении веры: «Остров» (2006, премия «Золотой орёл») и «Царь» (2009) П. С. Лунгина, «Чудо» (2009) Александра А. Прошкина, «Поп» В. И. Хотиненко (2009), «Орда» Андрея А. Прошкина (2011, приз «Серебряный Георгий» Московского международного кинофестиваля, в том же году; премия «Золотой орёл» за 2012, вручена в 2013 режиссёру Прошкину, сценаристу Ю. Н. Арабову, главному оператору Ю. В. Райскому, художнику-постановщику С. С. Февралёву, художнику по костюмам Н. Ю. Ивановой; премия «Ника» за 2012, вручена в 2013 главному оператору Райскому, композитору А. Г. Айги, звукорежиссёру М. Г. Беловолову, художнику-постановщику Февралёву, художнику по костюмам Ивановой, актёрам М. А. Суханову, Р. В. Хайруллиной). С другой стороны, появились предельно жёсткие социальные драмы («Груз 200» Балабанова, 2007). Современную линию продолжили А. Ю. Мизгирёв («Кремень», 2007; «Бубен, барабан», 2009; «Конвой», 2012), В. А. Гай Германика («Все умрут, а я останусь», 2008), В. В. Сигарев («Волчок», 2009; «Жить», 2011), Б. И. Хлебников («Сумасшедшая помощь», 2009; «Долгая счастливая жизнь», 2012), Н. Ф. Хомерики («Сказка про темноту», 2009; «Сердца бумеранг», 2011), Н. В. Мещанинова («Комбинат "Надежда"», 2014; «Сердце мира», 2018, Гран-при российского фестиваля «Кинотавр», в том же году, и др.). Открытый трагизм этих произведений (при некоторой односторонности и прямолинейности высказывания) вступал в острый спор с т. н. гламуром, исповедуемым большинством коммерческих продюсеров.
Получивший зрительское признание фильм «Ирония судьбы. Продолжение» Т. Н. Бекмамбетова (2007) открыл череду ремейков знаменитых советских фильмов (в том числе «А зори здесь тихие…» Р. Ф. Давлетьярова, 2015; «Экипаж» Н. И. Лебедева, 2016). Новый жанр современной экзистенциальной комедии с чертами трагифарса открыл С. В. Лобан фильмом «Шапито-шоу» (2011); созвучные подобному осмыслению действительности ленты «Похороните меня за плинтусом» С. О. Снежкина (2008), «Неадекватные люди» Р. Л. Каримова (2010) и «Географ глобус пропил» А. А. Велединского (2013; премия «Ника» за 2013, вручена в 2014) обрели успех у широкой аудитории, точно соответствуя её подсознательной потребности.
Остроумные комедии «Каникулы строгого режима» И. Г. Зайцева (2009) и «О чём говорят мужчины» Д. В. Дьяченко (2010) также обозначили позитивный сдвиг в сфере проката. Первый постсоветский режиссёр-комедиограф Ж. Крыжовников («Горько!», 2013; «Самый лучший день!», 2015) открыл новый жанр – «ментальную» комедию, совмещающую едкую иронию с любовью и сочувствием. Эту линию продолжили ленты «Выпускной» В. М. Бродского (2014), «Жених» А. В. Незлобина (2016). Зрительское признание получили социально-криминальная комедия «Бабло» К. В. Буслова (2011) и политический фарс «День выборов-2» А. Д. Баршака (2015). Наибольшего коммерческого успеха достиг Н. И. Лебедев байопиком о В. Б. Харламове «Легенда № 17» (2012).
Так называемое фестивальное кино начинает тяготеть к эпическому освоению реальности – продолжается осмысление российской ментальности, базирующееся на пространстве прошлого («Морфий» Балабанова, 2008; «Счастье моё» С. В. Лозницы, 2010; «Жила-была одна баба» А. С. Смирнова, 2011, премия «Ника» за 2011, вручена в 2012; «Сибирь. Монамур» В. Ю. Росса, 2011; «Кино про Алексеева» М. Ю. Сегала, 2014) и будущего («Мишень» А. Е. Зельдовича, 2010). Яркие ленты, исследующие сложные взаимоотношения различных слоёв и прослоек общества, выпустили А. П. Звягинцев («Елена», 2011, премии «Ника» за лучшую режиссёрскую работу и «Золотой орёл» за 2011, вручена в 2012; «Левиафан», 2014, премия «Золотой глобус», 2015»; «Нелюбовь», 2017, приз Каннского кинофестиваля, 2017; премия «Сезар», 2018), Ю. А. Быков («Дурак», 2014), А. А. Петрухин («Училка», 2015), К. С. Геворкян («Вся наша надежда», 2016). Среди оригинальных экранизаций классики: «Рагин» К. С. Серебренникова (2004), «Ивановъ» В. Ф. Дубровицкого (2010), «Борис Годунов» В. В. Мирзоева (2011), «Дубровский» К. Михановского и А. Р. Вартанова (2013). Родилось новое лирическое кино, восходящее к психологически-экзистенциальным лентам 1960-х гг.: «Ещё один год» О. О. Бычковой (2013), «Как меня зовут» Н. Х. Сайфуллаевой (2014). Авторский кинематограф продолжают воплощать К. Г. Муратова («Чеховские мотивы», 2002; «Настройщик», 2004, премия «Ника» за лучшую режиссёрскую работу за 2004, вручена в 2005; «Мелодия для шарманки», 2009), К. С. Лопушанский («Гадкие лебеди», 2006; «Роль», 2013), А. Н. Сокуров («Солнце», 2004; «Фауст», 2011, Гран-при Венецианского кинофестиваля, в том же году; премия «Ника» за 2012, вручена в 2013), А. С. Федорченко («Железная дорога», 2007; «Овсянки», 2010, приз Венецианского кинофестиваля, в том же году; «Небесные жёны луговых мари», 2012; «Ангелы революции», 2014; «Война Анны», 2018, премии «Ника» и «Золотой орёл», обе – за 2018, вручены в 2019), А. А. Герман («Бумажный солдат», 2008, приз Венецианского кинофестиваля, в том же году; «Под электрическими облаками», 2015), Б. Л. Бакурадзе («Шультес», 2008; «Охотник», 2011; «Брат Дэян», 2015), К. А. Балагов («Теснота», 2017, приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, в том же году; «Дылда», 2019, призы Каннского кинофестиваля, в том же году). Блокбастеры «Высоцкий. Спасибо, что живой» П. В. Буслова (2011), «Батальонъ» Д. Д. Месхиева (2014), «Дуэлянт» А. Ю. Мизгирёва и «Землетрясение» С. Г. Андреасяна (оба – 2016), «Время первых» Д. И. Киселёва (2017), а также драматический боевик о Владимире Святославиче «Викинг» А. Ю. Кравчука (2016) ознаменовали очередной этап в коммерческом жанре. Наиболее успешной в отечественном кино последних лет стала картина «Рай» А. С. Кончаловского (2016, приз Венецианского кинофестиваля, в том же году; премии «Золотой орёл» за лучшую режиссёрскую работу и «Ника», обе – за 2016, вручены в 2017), осмысливающая неотделимость палачей от жертв внутри сложившейся утопии.
2017 г. связан с появлением крупных удач в коммерческом кино – «Движение вверх» А. Е. Мегердичева и «Последний богатырь» Д. В. Дьяченко, – собравших максимальное количество зрителей за все постперестроечные годы. Благодаря возросшему зрительскому интересу к российскому кино расширяется тенденция совмещения элитарного и массового начал в рамках мейнстрима [«Аритмия» Б. И. Хлебникова, 2017, Гран-при «Кинотавра», в том же году, премия «Ника» за 2017, вручена в 2018; «История одного назначения» А. А. Смирновой, 2018, приз фестиваля «Кинотавр», в том же году; «Лето» К. С. Серебренникова, 2018, рекордсмен по числу номинаций (12) на премию «Ника» в 2019; «Верность» Н. X. Сайфуллаевой, 2019, специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр», в том же году].
Значительными удачами телевидения, вызвавшими широкий общественный резонанс в 2000–2010-е гг., стали сериалы «Бригада» А. Л. Сидорова (2002; премия «Золотой орёл» за 2003, вручена в 2004), «Идиотъ» В. В. Бортко (2003; премии ТЭФИ в том же году), «Штрафбат» (2004), «Завещание Ленина» (2007; премия «Золотой орёл» за 2007, вручена в 2008) и «Раскол» (2011) Н. Н. Досталя, «Дети Арбата» А. А. Эшпая (2004), «Брежнев» С. О. Снежкина (2005), «Человек войны» А. Б. Мурадова (2005), «Доктор Живаго» Александра А. Прошкина (2006; премия «Золотой орёл» за 2006, вручена в 2007), «В круге первом» Г. А. Панфилова (2006), «Ликвидация» (2007, премия ТЭФИ, 2008; «Золотой орёл» за 2008, вручён в 2009), «Жизнь и судьба» (2012; премия «Золотой орёл» за 2013, вручена в 2014) и «Тихий Дон» (2015) С. В. Урсуляка, «Школа» В. А. Гай Германики (2010), «Закон каменных джунглей» И. В. Бурлакова, И. И. Хомского и П. В. Костомарова (2015), «Пьяная фирма» Г. М. Константинопольского (2016).
В 2010-е гг. важные процессы происходят в региональной кинематографии. Складывается т. н. феномен якутского кино. В 2000–2010-х гг. в Республике Саха создано немало любительских фильмов, успешных в местном прокате, постепенно формировалась профессиональная среда. В основном это жанровые картины, т. к. 90 % кинопроизводства – маленькие частные предприятия, деятельность которых должна окупаться. Однако есть интересная ветвь арт-мейнстрима и авторского кино. Удачно сочетают авторское и массовое в камерных фильмах о людях из глубинки «Царь-птица» Э. А. Новикова (2018, Главный приз Московского международного кинофестиваля «Золотой Георгий», специальный приз «За художественный вклад» на кинофестивале в Монреале, все в том же году, и др.), «Надо мною солнце не садится» Л. Борисовой (2019, приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале, 2019). В авторском кинематографе наиболее известны Д. Л. Давыдов («Костёр на ветру», 2016, приз кинофестиваля ImagineNATIVE в Торонто, в том же году, Гран-при Якутского международного кинофестиваля, 2017, и др.), М. Лукачевский («Белый день», 2013, специальный приз жюри «За уникальный опыт рождения национального кино в XXI веке» национального кинофестиваля дебютов «Движение», Омск, 2014, и др.; «Вертолёт», 2021, главный приз «Золотая лоза» за лучший полнометражный фильм Открытого российского фестиваля «Киношок» в Анапе, 2021, и др.). Признанием успехов якутского кино стала победа картины «Пугало» Давыдова (2020) на «Кинотавре» в 2020 г.
Важным шагом в развитии российского авторского кино и одновременно попыткой возрождения киноиндустрии на Северном Кавказе стала инициатива А. Н. Сокурова по созданию режиссёрской мастерской в Нальчике. В 2011–2015 гг. Сокуров набрал курс в республиканском университете. В 2017–2018 гг. ученики Сокурова успешно дебютировали в полнометражном кино и сразу вошли в число перспективных молодых режиссёров: К. А. Балагов («Теснота», 2017, призы ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, за лучший дебют на «Кинотавре», оба в том же году, и др.), К. Т. Коваленко («Софичка», по повести Ф. А. Искандера, 2016, приз «За сохранение культурных традиций» на фестивале «Дух огня», Ханты-Мансийск, 2017, и др.), В. А. Битоков («Глубокие реки», 2018, приз за лучший дебют на «Кинотавре», 2018), А. Н. Золотухин («Мальчик русский», 2018, приз в номинации «Открытие года» премии «Ника» за 2019, вручён в 2021). Режиссёров объединяет тема человека на фоне истории, большинство фильмов в реалистической манере повествуют о жизни на Северном Кавказе. Опыт кабардинской мастерской Сокурова привлёк внимание к региону, вновь поднял вопрос о необходимости создания школы для поддержки молодых талантов.
Начало 3-го десятилетия 21 в. – время серьёзных катаклизмов в киноотрасли, связанное с пандемией COVID-19 и повсеместными локдаунами. С начала марта 2020 г. киноиндустрия вступила в сложный период: прекратили работу кинотеатры, остановилось кинопроизводство, были отменены или перешли в онлайн фестивали и деловые мероприятия.
Кинопрокат пострадал от пандемии в наибольшей степени. Прокат – непрерывный процесс, связывающий многих контрагентов, на него влияли не только конкретные ограничения, но и неопределённость в целом. Кинотеатры, сталкиваясь со значительными трудностями, работали с полной загрузкой лишь в начале 2021 г., но, несмотря на это, итоги кинопроката в 2020–2021 гг. не оказались катастрофичны: в 2020 г. кассовые сборы российских фильмов составили 10,6 млрд руб., в 2021 г. – 9,6 млрд. Для сравнения: в «доковидном» 2019 г. отечественные фильмы собрали 11 млрд руб., причём сборы снижались несколько лет подряд, отражая многие факторы, в том числе стагнацию в традиционном офлайн показе. Крупных премьер почти не было, предсказуемо лидировали фильмы для семейного просмотра, из топ-10 кассовых картин наиболее интересна с художественной точки зрения фэнтези «Конёк-горбунок» О. Г. Погодина (2021, по сказке П. П. Ершова).
Ослабив кинопрокат, пандемия в то же время дала мощный импульс цифровизации киноиндустрии и развитию онлайн-платформ. Во время локдаунов многократно увеличилось использование Интернета, возникли новые привычки потребления медиаконтента. Премьеры новых фильмов, сериалы – всё это теперь можно и удобно было смотреть онлайн. С середины 2020 г. установилась практика показа сериала сначала в онлайн-кинотеатре и лишь затем на телевидении. Внимание зрителей интенсивно перераспределяется от телевидения (всё ещё самого популярного вида досуга) к онлайн-просмотру. Популярность сериалов связана не только с тем, что это привычный для ТВ и стриминга формат, но и с качеством самих сериалов. За последние 20 лет в мировой медиаиндустрии сериалы превратились в произведения, отличающиеся разнообразием художественных форм, они решали свойственные искусству задачи познания действительности. Те же тенденции прослеживаются и в России. В отсутствие значительных кинопремьер начало 2020-х гг. останется временем качественных сериалов на онлайн-платформах. Среди заметных сериальных релизов 2020–2022 гг. – ретросериал «Волк» Г. О. Островского, экспрессионистский «Перевал Дятлова» П. В. Костомарова, Е. В. Никишова, В. В. Федоровича, С. Гордеева, стильный городской триллер «Псих» Ф. С. Бондарчука, народная комедия на тему «роботы в нашей жизни» «Проект "Анна Николаевна"» М. Г. Пежемского, «производственная драма» о провинциальных девушках «древнейшей профессии» «Чики» Э. Б. Оганесяна (все – 2020) и криминальный триллер Д. Глигорова «Хрустальный» (2021).
Российские сериалы успешно интегрируются в мировое медиапространство. С 2019 г. отечественный контент публикуется на Nеtflix и Amazon. В 2020 гг. Россия вошла в топ-10 экспортёров сериалов. Наиболее крупные отечественные стриминги – IVI, Okko, «Амедиатека» и Start.
В 2021 г. киноиндустрия начала выходить из кризиса. Российские фильмы участвовали во всех крупных фестивалях, причём на каждом было представлено по несколько фильмов. Четыре картины были показаны на Каннском кинофестивале: «Петровы в гриппе» К. С. Серебренникова (2021, призы Высшей технической комиссии за операторскую работу на Каннском кинофестивале, 2021), «Купе номер 6» Ю. Куосманена (2021, совместное производство Финляндии, Эстонии, РФ, Германии на русском языке, Гран-при Каннского кинофестиваля, 2021, и др.), «Дело» А. А. Германа (2021) и «Разжимая кулаки» К. Т. Коваленко (2020, Гран-при в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, 2021). Три фильма участвовали в разных программах Венецианского кинофестиваля: в основном конкурсе – «Капитан Волконогов бежал» Н. Ф. Меркуловой и А. В. Чупова (2021, приз зрительских симпатий на фестивале «Кинотавр», приз за лучший фильм российской кинокритики «Белый слон», все в том же году, и др.), в программе Orizzonti Extra – драма В. А. Битокова «Мама, я дома» (2021), в экспериментальной «Неделе критики» – фильм Е. Селенкиной «Обходные пути» (2021, приз за лучший дебют в секции «Неделя критики» Венецианского кинофестиваля, в том же году). Успех сопутствовал российским картинам и на других фестивалях. На подъёме прошёл «Кинотавр», много лет отражающий градус состояния российской киноиндустрии: в конкурсной программе – большое количество дебютов, участвовали много женщин-режиссёров, фильмы разнообразны по географии съёмок, стилю, проблематике. Кинематограф в 21 в. развивался в целом в неблагоприятной среде. Характерные черты времени – отсутствие больших идей, увлекающих человечество, размывание моральных ценностей, сниженная энергетика. Тем не менее за 2 десятилетия сформировалось активное, в меру сплочённое профессиональное сообщество. Среди мастеров старшего поколения: Г. А. Панфилов («Иван Денисович», 2020, «Золотой орёл» за лучшую режиссуру за 2021, вручён в 2022), А. С. Кончаловский («Дорогие товарищи!», 2020, специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале, 2020); совершенствуют свой стиль режиссёры среднего поколения (Б. И. Хлебников, Серебренников, М. Ю. Сегал, А. А. Герман, Ю. А. Быков, А. П. Звягинцев, Н. Ф. Хомерики, А. С. Федорченко, С. В. Дворцевой и др.), каждые 5–7 лет дебютирует следующее поколение, привнося своё понимание художественного развития (И. И. Твердовский, Г. Э. Добрыгин, М. А. Игнатенко, К. С. Соколов и др.). Пришло осознание того, что в России есть качественное авторское кино, интегрированное в мировой культурный процесс.
Ежегодно проводятся кинофестивали: Московский международный (1935; возобновлён в 1959), Открытый российский «Кинотавр» (1991–2021, Сочи), Открытый фестиваль стран СНГ «Киношок» (1992, Анапа), «Окно в Европу» (1993, Выборг), «Амурская осень» (2003, Благовещенск), «Бессонница» (2013, Калужская область), «Дубль два» (2011, Москва), Казанский международный фестиваль мусульманского кино (2005, до 2010 – «Золотой минбар», Казань), «Капля» (2010, Москва), «Короче» (2013, Калининград), «Лучезарный ангел» (2005, Москва), «Пилот» (2018, Иваново), «Саратовские страдания» (2004, Саратов), «Флаэртиана» (1995, Пермь), «Циолковский» (2020, Калуга), «Шорты» (2010, Тула) и др. В России подготовка специалистов в области кинематографии ведётся во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С. А. Герасимова, в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, на Высших курсах сценаристов и режиссёров имени Г. Н. Данелии. В Москве основаны Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова (2008), Московская школа нового кино (2012) и Академия кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (2015).
Рекомендуемые статьи
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Раннее русское кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Возникновение советского кино
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: первые годы звукового кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в период «оттепели»
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф в эпоху «застоя»
Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
Россия. Кинематограф для детей
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Высших курсах сценаристов и режиссёров имени Г. Н. Данелии
Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова