Астрахан Дмитрий Хананович
Астраха́н Дми́трий Хана́нович (род. 17.3.1957, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ (2009).
Родители – историки Х. М. Астрахан и С. М. Маневич. В 1982 г. окончил режиссёрский факультет ЛГИТМиКа (мастерская А. А. Музиля). С 1982 г. очередной режиссёр, в 1985–1987 гг. главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя: «Кто, если не ты?!» В. Я. Суглобова (1982; премия Свердловского областного комитета ВЛКСМ за 1982), «Красная шапочка» Е. Л. Шварца (1982), «Доходное место» А. Н. Островского (1983), «Любимец публики» С. Полякова (1983; постановка совместно с В. А. Рубановым), «Тема прошлого урока» В. Ф. Балашова (1985), «Три пишем – два в уме» О. Д. Данилова (1985), «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1986), «Утиная охота» А. В. Вампилова (1987).
В 1987–1997 гг. сотрудничал с Омским ТЮЗом: «Красная шапочка» Е. Л. Шварца (1987), «Удалой молодец – гордость Запада» Дж. М. Синга (1989), «Эти свободные бабочки» Л. Герша (1992), «Утиная охота» А. В. Вампилова (1997, совместно с В. А. Рубановым).
В 1989–1991 гг. в БДТ: «За чем пойдёшь, то и найдёшь» («Женитьба Бальзаминова») А. Н. Островского (премьера на Малой сцене, 1989; премьера на Большой сцене, 1990), «Удалой молодец – гордость запада» Дж. М. Синга (1991).
В 1991–1995 гг. художественный руководитель Санкт-Петербургского театра комедии имени Н. П. Акимова: «Четвёртая планета» («Планета любви») О. Д. Данилова (1992), «Алхимики» Б. Джонсона (1993; совместно с Ю. Аникеевым), «Тартарен из Тараскона» по А. Доде (1993).
Среди постановок в других театрах: Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева (Ленинград/Санкт-Петербург) – «Васька» по С. П. Антонову (1988), «Доходное место» А. Н. Островского (2013); Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург) – «Эти свободные бабочки» Л. Герша (1990); Московский театра имени А. С. Пушкина – «Путники в ночи» О. Д. Данилова (2001); «Ленком Марка Захарова» – «Доходное место» Островского (2021).
С 2022 г. художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» в Москве.
В кино дебютировал в 1987 г. телефильмом «Роковая ошибка». Успех принёс фильм «Изыди!» (1991), рассказывающий о трагедии жителя еврейского местечка начала 20 в., чувствовавшего себя хозяином на своей земле, но оказавшегося беззащитным перед угрозой погрома. «Ты у меня одна» (1993) – драма советского интеллигента, потерявшего и вновь нашедшего себя в сложных реалиях начала 1990-х гг. Картина «Из ада в ад» (1996) рассказывает о драме сосуществования польского и еврейского народов в послевоенной Польше, где мирная жизнь перерастала в противостояние, заканчивающееся погромом. Тему российской провинции 1990-х гг. в форме социально-психологической мелодрамы режиссёр продолжил в телевизионном фильме «Зал ожидания» (1998).
К середине 1990-х гг. определился авторский стиль режиссёра: за нарочито простой, едва ли не прямолинейной режиссурой и лапидарно-театральной игрой актёров открывается остранённое пространство социальной притчи. Картины Д. Х. Астрахана – своего рода парадоксальные эксперименты, иронические лабиринты, попав в которые, герои неизменно оказываются перед сложной дилеммой, их нравственный выбор рождает оригинальные смыслы. Одна из лучших работ – «Всё будет хорошо» (1995), где горечь серьёзных размышлений скрывается за оптимистичным, казалось бы, сюжетом о заезжем миллионере, облагодетельствовавшем «малую родину». В фантастической ленте «Четвёртая планета» (1995) режиссёр лукаво испытывает героев и зрителя ностальгией по утерянному советскому «раю». В фильме «Контракт со смертью» (1998) проверяет их на нравственную прочность, воплощая на экране тайную «мечту» россиян об очистке страны от нежелательных элементов – бомжей, геев, кавказцев, проституток, бандитов, – размышляя, что произойдёт, если подобная «мечта» осуществится.
В мелодрамах «Перекрёсток» (1998), «Подари мне лунный свет» (2001), телефильме «Воскресенье в женской бане» (2005, в группе режиссёров) Д. Х. Астрахан экспериментирует со штампами коммерческого «гламура», продолжая остранять их иронично-парадоксальными смыслами. В форме социального гротеска поставлена эксцентрическая притча «Алхимики» (2000). В телевизионной трагикомедии «Фабрика грёз» (2004) высмеиваются ситуации, характерные для «кухни» современного кинопроизводства.
Лента «На свете живут добрые и хорошие люди» (2008) представляет идеального руководителя, мечтающего выстроить в провинции идеальное общество и сталкивающегося с проблемами, онтологически присущими российской ментальности. «Ночной таверны огонёк» (2011) – ироничный умозрительный эксперимент по осуществлению всех желаний простого работяги, «типичного представителя народа». Приключенческий триллер «Деточки» (2012) – рассказ о группе детдомовцев, стремящихся к справедливости, а по сути, вершащих самосуд при бездействии власти. Социальная притча «Игра» (2018) исследует взаимодействие утопического мышления об идеальной жизни с современными общественными реалиями.
Среди других фильмов: «Леди Казахстан» (2000), «Жёлтый карлик» (2001), «Дьявол, называющий себя Богом», «Леди на день» (оба – 2002), «Тартарен из Тараскона» (2003), «Тёмная ночь» (2004), «Всё по-честному» (2007), телесериал «Золотая страна» (2011), «Любовь без правил» (2016), «Судьба диверсанта» (2020).
Выступает как автор сценариев, продюсер. Роли в фильмах и сериалах: Леонид Фридман («Высоцкий. Спасибо, что живой», 2011; премия «Ника» за мужскую роль второго плана в номинации «Открытие года», 2012), ребе Айзик («Шагал – Малевич», 2013; приз Международного фестиваля актёров кино «Созвездие», Орёл, 2014), журналист Шаблинский («Конец прекрасной эпохи», 2015), Борис Олегович Лейн («Старые кадры», 2020), Генрих Маньевич («Сирийская соната», 2022) и др.
С 1993 г. руководит актёрской мастерской СПГАТИ.
Член общественного совета Российского еврейского конгресса.