Федорченко Алексей Станиславович
Федо́рченко Алексе́й Станисла́вович (род. 29.9.1966, Соль-Илецк Оренбургской области), российский режиссёр, сценарист, продюсер.
С 1967 г. живёт в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1988 г. окончил инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института имени С. М. Кирова. Работал инженером-экономистом на предприятии Министерства среднего машиностроения. С 1990 г. – на экономических и управленческих должностях Свердловской киностудии.
В 2000 г. окончил факультет дополнительного образования Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (сценарная мастерская В. К. Черных, Л. А. Кожиновой, Ю. И. Рогозина). С 2001 г. – директор продюсерского управления Свердловской киностудии. Среди фильмов, выпущенных Федорченко в этот период в качестве продюсера, игровые – «На полпути в Париж» (2001), «Сель» (2003, оба – режиссёр Я. Л. Лапшин); документальные, в том числе отмеченные международными кинофестивалями, – «Месиво» (2000), «Сука» (2001, оба – режиссёр И. П. Волошин), «В зоне любви» (2002, режиссёр А. В. Морозов), «Московские каникулы. Домашнее видео» (2002, приз Международного кинофестиваля «Сталкер» в Москве, 2002), «Кузнецы своего счастья» (2003, Гран-при Международного студенческого фестиваля ВГИК, 2003; оба – режиссёр Е. А. Григорьев).
В 1999 г. совместно с С. Н. Нохриным снял короткометражный фильм «Классика Z. Том первый» (приз имени А. М. Згуриди «За лучшую работу с животными» на Открытом фестивале неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге).
Первый документальный фильм режиссёра «Давид» (2002) – о судьбе человека, прошедшего через страшные испытания 20 в. (гран-при международных кинофестивалей в Стокгольме, Варшаве и др.). Среди других документальных работ, отличающихся горьким и ироничным взглядом на жизнь, изображающих непростую частную судьбу на фоне исторических событий: «Дети Белой могилы» (2003, Гран-при Международного кинофестиваля в Люблине, Польша), дилогия «Тот свет» («Банный день», 2008, «Австралия», 2012), «Матка» (2021).
В 2003 г. выступил автором сценария игрового короткометражного фильма «Охота на зайцев» (режиссёр Волошин), завоевавшего призы на международных кинофестивалях в Сан-Франциско, Мехико и других, где снялся в одном из эпизодов (впоследствии сыграл ещё несколько эпизодических ролей в своих картинах).
Первый игровой полнометражный фильм «Первые на Луне» (2005), мировая премьера которого состоялась в рамках программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля [приз за лучший документальный фильм; приз Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» («Лучший дебют» и приз гильдии киноведов и кинокритиков России, все – 2005)] решён в жанре мокьюментари: фильм стилизован под кинохронику 1930-х гг. и «расследует» судьбу первых советских «космолётчиков», якобы совершивших полёт на Луну в 1938 г.
С 2005 г. продюсер и режиссёр «Кинокомпании 29 февраля». За годы существования компания выпустила более 30 фильмов разных форматов, в том числе получивших профессиональное признание: анимационные фильмы «Сказки старого пианино. Антонио Вивальди» [2007, режиссёр О. Л. Черкасова; приз за лучший сериал Международного анимационного фестиваля Anifest, Тршебонь (Чехия), 2008], «Мышонок и Лис» (2007, режиссёр О. С. Чернова), документальные фильмы «Гоша и ангелы» (2008, режиссёр Д. И. Воробьёв), «Невидимки» (2016, режиссёры Е. А. Пулинович, Я. А. Пулинович), «Стендап – это боль» (2020, режиссёр С. И. Карабаева).
Следующие работы в игровом кино – телесериал «Похищение воробья» (2006) и фильм «Железная дорога» (2007) – выполнены в жанре бытовой комедии с элементами абсурда.
Международный резонанс вызвал фильм «Овсянки» (2010, приз ФИПРЕССИ, экуменического жюри, премия за лучшее изобразительное решение «Озелла» оператору М. В. Кричману, Венецианский кинофестиваль, 2010). Созданный в жанре этнодрамы (главный герой везёт хоронить жену по обряду финно-угорского племени, представленного как «меря», к которому принадлежит сам), фильм обозначил новый этап творчества режиссёра, связанный с интересом к культуре малых народов России. Этот период – результат союза Федорченко с писателем Д. С. Осокиным, автором сценария фильма «Овсянки» и сценаристом документальных фильмов «Шошо» (2006, о жизни марийских языческих жрецов) и «Ветер Шувгей» (2009, о неожиданном исчезновении посёлка болгарских лесорубов в финно-угорской тайге).
Сотрудничество Федорченко и Осокина продолжилось в игровых фильмах «Небесные жёны луговых мари» (2012) и «Ангелы революции» (2014), выполненных в фольклорно-мифологическом ключе. Эти фильмы полностью или частично снимались с использованием языков коренных народов Поволжья и Северного Урала – коми, марийцев, хантов.
«Небесные жёны» – фильм-орнамент (по авторскому определению), рассказывающий о языческих традициях марийского народа и состоящий из 23 новелл (премия кинофестиваля «Кинотавр» за лучший сценарий и лучшую операторскую работу Ш. Л. Беркеши, 2013).
«Ангелы революции» – драма о насильственном внедрении коммунистических идей в культуру коренных народов Севера. В этой картине Федорченко выступил в качестве режиссёра, сценариста, продюсера, художника-постановщика [приз «за лучшую режиссуру» на Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр», 2015; премии «Белый слон» в номинации «Лучшая работа художника» (2015, Федорченко, А. Г. Хабибулин)].
Режиссёрским достижением Федорченко стал фильм «Война Анны» (2018, премии «Золотой орёл», «Ника» в номинации «Лучший фильм года», обе за 2018) – камерная драма времён Второй мировой войны, история шестилетней еврейской девочки, во время оккупации немцами украинского посёлка спрятавшаяся в камине комендатуры. По определению кинокритика А. В. Долина, «"Война Анны" – одновременно минималистский и эпохальный, жуткий и нежный, исторический и сказочный полнометражный (и все-таки короткий, всего 75 минут) киноэтюд Алексея Федорченко, ни на кого не похожего мастера из Екатеринбурга, который умудряется сочетать документалистику с магическим реализмом. У Федорченко эта работа определенно – самая мощная и цельная» (цит. по: Критики о картине «Война Анны» // Первый канал. 24 апреля 2020). Особый успех выпал на долю восьмилетней исполнительницы главной роли Марты Козловой, получившей специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» «за создание пронзительного образа войны глазами ребёнка», премии «Ника» и «Белый слон» в номинации «Лучшая главная женская роль» (все – 2018).
В 2018 г. вышел документальный полнометражный фильм «Кино эпохи перемен» – ироничное повествование о жизни провинциальных кинематографистов в 1990-х гг. Фильм, снятый в своеобразном жанре «комедия-реквием», был удостоен трёх призов Открытого фестиваля документального кино «Россия» (2018), а также премии «Белый слон» в номинации «Лучший документальный фильм года» (2019).
В 2016 г. началось сотрудничество со сценаристом Л. Г. Канашовой, выступившей соавтором сценария фильма «Последняя "Милая Болгария"» (2021), в основу которого положена повесть «Перед восходом солнца» М. М. Зощенко. Действие фильма происходит в 1943 г. среди эвакуированных в Алма-Ату представителей творческой и научной интеллигенции (среди них – режиссёр С. М. Эйзенштейн, снимающий фильм «Иван Грозный»). Жанровое своеобразие картины основано на пересечении двух линий – детективной и психоаналитической. Фильм – лауреат нескольких фестивалей (Серебряный Георгий Московского Международного кинофестиваля за лучшую режиссёрскую работу, 2021; премия «Белый слон» за лучшую работу художника – А. В. Максимов, 2021; и др.).
В 2022 г. работает над игровым фильмом «Большие змеи Улли-Кале» о ментальном взаимодействии Кавказа и России, продолжающим жанрово-стилистическую линию фильма «Первые на Луне». Завершает трилогию мокьюментари «Енотовый город» (2023) – фильм о городе, спрятанном под толщей антарктического льда.
В 2022 г. вышел документальный фильм «Монета страны Малави» об актуальности личности В. М. Шукшина в новом веке. Среди новых документальных проектов: «Митрофан Аксёнов. Смерти нет» (о малоизвестном российском математике и философе Митрофане Семёновиче Аксёнове, рассматривавшем время как четвёртое измерение и предвосхитившем теорию относительности Эйнштейна – Минковского и «Лета и Мнемозина» – документальный альманах о памяти и забвении.
Премия за вклад в мировое кино [2018, Международный кинофестиваль «Золотой кокон», Адана (Турция), где состоялась ретроспектива фильмов режиссёра].
В 2013 г. опубликовал в журнале «Октябрь» повесть «Спички» (премия журнала за лучший дебют).
В 2021 г. в Екатеринбургском центре современной драматургии поставил спектакль «Как я обманул всех и Бога» (по собственной пьесе «Вторая бар-мицва», написанной совместно с Канашовой).
Член Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Ника» (2022), Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии (2012), Европейской киноакадемии (2018).