Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Раннее русское кино
Ра́ннее ру́сское кино́. Возникновение кинопроизводства в России связано с обращением игрового кинематографа к национальной культуре и истории. До этого, со времени первых киносеансов (май – июнь 1896), на протяжении десятилетия Россия оставалась лишь рынком сбыта для иностранных кинофирм.
Исторический очерк
Первый игровой отечественный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна», 1908, режиссёр В. Ф. Ромашков), как и весь репертуар игрового кино конца 1900-х – начала 1910-х гг., существовал в едином пространстве с лубочной литературой, народным театром, городским песенным фольклором, с сюжетами национальной истории и литературной классики (фильмы Я. А. Протазанова «Бахчисарайский фонтан», 1909, «Песня каторжанина», 1911, «Песнь о вещем Олеге», 1912).
Выход в свет первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911, режиссёры В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков) знаменовал новый этап в развитии раннего русского кино: отечественные фильмы отныне успешно конкурировали с иностранными. Широкое признание публики способствовало упрочению позиций первых русских кинофирм А. О. Дранкова, А. А. Ханжонкова, П. Тимана, возникших в 1906–1909 гг. Улучшение условий производства влекло за собой художественное совершенствование. В кинематограф пришли выдающиеся театральные актёры: Е. Н. Рощина-Инсарова, А. Г. Коонен, В. Р. Гардин, В. Н. Пашенная, И. Н. Певцов, П. Н. Орленев, М. Н. Германова и др. Пробовали свои силы в кино крупнейшие режиссёры-новаторы: В. Э. Мейерхольд, К. А. Марджанишвили, А. Я. Таиров. Традиция Московского Художественного театра стала одним из источников ведущего жанра раннего русского кино – психологической драмы. Режиссёром фирмы Ханжонкова стал театральный постановщик, декоратор и мастер светового оформления Е. Ф. Бауэр, поднявший изобразительную культуру фильмов на качественно новый уровень и превративший экранную среду в проекцию внутреннего мира героев. Именно в фильмах Бауэра начали свой путь актёры В. В. Холодная, И. И. Мозжухин, В. А. Полонский. Ханжонков привлёк в кинематограф художника и энтомолога-любителя В. А. Старевича, ставшего родоначальником объёмной анимации не только в отечественном, но и в мировом кино.
Мощным стимулом развития кинопроизводства 1910-х гг. стала Первая мировая война 1914–1918 гг., когда резко сократился импорт зарубежной кинопродукции. Если накануне войны доля отечественных фильмов составляла 20 %, то год спустя она достигла 80 %. В 1916 г. выпущено около 500 игровых фильмов, возросло количество крупных фирм (кинопредприятия И. Н. Ермольева, Д. И. Харитонова и др.). Возникла блестящая плеяда операторов (А. А. Левицкий, Н. Ф. Козловский, Б. И. Завелев, Е. И. Славинский). Одновременно с кинематографом рождалась кинопресса, решающая как рекламные, так и теоретические задачи («Сине-фоно», «Проэктор», «Вестник кинематографии»).
После Октябрьской революции и окончательного установления советской власти многие кинематографисты эмигрировали. Впоследствии их творческая деятельность за рубежом оказала значительное влияние на развитие кинематографа Европы (Франции, Германии 1920-х гг.).
Рекомендуемые статьи
Государственный центральный музей кино
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в период «оттепели»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в эпоху «застоя»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Возникновение советского кино
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: первые годы звукового кино
Искусство и культура. Кинематограф России в эпоху перестройки и постсоветский период