Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: Великая Отечественная война и послевоенные годы
Росси́йский кинемато́граф: Вели́кая Оте́чественная война́ и послевое́нные го́ды. С началом Великой Отечественной войны было остановлено производство большинства фильмов, которые сразу же устарели по проблематике. К октябрю 1941 г. основные киностудии были эвакуированы, а бóльшая часть операторов-кинохроникёров отправлена на фронт.
Исторический очерк
С первых дней Великой Отечественной войны в советском кинематографе началось производство фильмов-плакатов (затем – боевых киносборников), где киногерои 1930-х гг. призывали зрителя дать отпор врагу («Чапаев с нами», «Встречи с Максимом»). Попытки следовать сложившемуся канону в изображении войны быстро доказали свою несостоятельность. Однако чрезвычайно жизнеспособным оказался тип героя-балагура, открытый кинематографом в начале 1930-х гг. В период войны он выдержал проверку трагедийным сюжетом, а модель идеального мира-праздника, созданная в предвоенном кино, в массовом сознании военного времени заняла место реального довоенного прошлого, став метафорой цели – победы. Отсюда успех мелодрамы – «Актриса» Л. З. Трауберга, «Жди меня» А. Б. Столпера (совместно с Б. Г. Ивановым), «Два бойца» Л. Д. Лукова (все – 1943), «В шесть часов вечера после войны» И. А. Пырьева (1944; Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946 Пырьеву, сценаристу В. М. Гусеву, композитору Т. Н. Хренникову, актёрам Е. В. Самойлову, И. А. Любезнову, М. А. Ладыниной). Популярен был и комедийный жанр: «Антоша Рыбкин» К. К. Юдина (1942), цикл фильмов С. И. Юткевича о похождениях солдата Швейка (1941–1943), «Воздушный извозчик» Г. М. Раппапорта (1943). Считавшийся во 2-й половине 1930-х гг. «ведо́мым», герой теперь брал на себя ответственность за происходящее, не нуждаясь в «ведущем» – вожде. Коллизия героя, решающего проблему выбора перед лицом смерти, лежит в основе жанра народной трагедии, преодолевающего схематизм драматургической основы: «Секретарь райкома» Пырьева (1942), «Во имя Родины» В. И. Пудовкина (совместно с Д. И. Васильевым, 1943), «Она защищает Родину» Ф. М. Эрмлера (1943; Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946 Эрмлеру, оператору В. А. Рапопорту, актрисе В. П. Марецкой). Вершинными достижениями военного кинематографа стали фильмы М. С. Донского («Радуга», 1943; приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1970; Сталинская премия 1-й степени за 1943–1944, вручена в 1946 Донскому, актрисам Н. М. Ужвий, Н. У. Алисовой; «Непокорённые», 1945; Гран-при Венецианского кинофестиваля, 1946) и Б. В. Барнета («Бесценная голова», «Славный малый», оба – 1942; «Однажды ночью», 1944). Успех ожидал картину «Нашествие» А. М. Роома (1944; Сталинская премия 2-й степени за 1943–1944, вручена в 1946 Роому, актёрам В. В. Ванину, О. П. Жакову), где акцент смещён на вину общества перед героем, который становился мстителем-одиночкой. Обращение к столь острой теме показательно для кино военной поры: с победой над фашизмом общество связывало надежды на смягчение режима.
На уровне массового сознания эти тенденции проявились в продолжении довоенного фильма Л. Д. Лукова о шахтёрах Донбасса «Большая жизнь» (1-я серия – 1939, Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941 Лукову, кинодраматургу П. Ф. Нилину; 2-я серия – 1946, вышла на экраны в 1958). Надежды на перемены вдохновляли и С. М. Эйзенштейна в период работы над масштабным историческим полотном «Иван Грозный» (1945, 2-я серия вышла на экраны в 1958). Этот проект был государственным заказом, поэтому работа над дорогостоящим фильмом не прерывалась и во время войны. Однако Эйзенштейн переосмыслил канон историко-биографического фильма, показав, как высокая цель, достигаемая бесчеловечными методами, разрушает мир и человека. Фильмы «Большая жизнь» (2-я серия) и «Иван Грозный» (2-я серия) оказались в центре постановления ЦК ВКП(б) «О кинофильме "Большая жизнь"» (1946), фактически обвинявшего кинематографистов в очернении действительности. В директивном порядке срочно восстанавливалась жанровая система 2-й половины 1930-х гг. Основным жанром вновь стал историко-биографический фильм, где подчёркивалось превосходство России, а в качестве героев фигурировали военачальники, деятели науки и культуры преимущественно 19 в. – «Адмирал Нахимов» Пудовкина (1946; Сталинская премия 1-й степени за 1946, вручена в 1947 Пудовкину, сорежиссёру Д. И. Васильеву, сценаристу И. В. Луковскому, оператору А. Д. Головне, композитору Н. Н. Крюкову, актёрам А. Д. Дикому, Л. С. Князеву, Р. Н. Симонову), «Александр Попов» Раппапорта и В. В. Эйсымонта (1949; Сталинская премия 2-й степени за 1950, вручена в 1951), «Мусоргский» Г. Л. Рошаля (1950; Сталинская премия 1-й степени за 1950, вручена в 1951 сценаристу и режиссёру Рошалю, сценаристу А. А. Абрамовой, операторам М. Ш. Магиду и Л. Е. Сокольскому, художнику Н. Г. Суворову, звукооператору А. А. Шаргородскому, актёрам А. Ф. Борисову, Н. К. Черкасову, Ф. М. Никитину, В. П. Балашову, Л. П. Сухаревской).
Возник жанр «художественно-документального» фильма с непременным образом вождя в центре («Сталинградская битва» В. М. Петрова, 1949; Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950 Петрову, сценаристу Н. Е. Вирте, оператору Ю. И. Екельчику, художнику Л. С. Мамаладзе, композитору А. И. Хачатуряну, оператору комбинированных съёмок Г. Д. Айзенбергу, художнику комбинированных съёмок М. И. Семёнову, актёрам А. Д. Дикому, Ю. В. Шумскому, Н. К. Симонову, В. Г. Гайдарову; «Падение Берлина» М. Э. Чиаурели, 1949; Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950; Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950 режиссёру и сценаристу Чиаурели, сценаристу П. А. Павленко, главному оператору Л. В. Косматову, художникам В. П. Каплуновскому и А. И. Пархоменко, сорежиссёру М. И. Анджапаридзе, художнику-гримёру В. Г. Яковлеву, оператору комбинированных съёмок А.-Б. З. Арецкому, художнику комбинированных съёмок Л. К. Александровской-Турылёвой, актёрам М. Г. Геловани, Б. Ф. Андрееву, В. Д. Савельеву, М. Ф. Ковалёвой, В. В. Кенигсону, Ю. Т. Тимошенко), а также фильма о подвигах героев («Рядовой Александр Матросов» Лукова, 1947; «Повесть о настоящем человеке» Столпера, Сталинская премия 2-й степени за 1948, вручена в 1949 Столперу, оператору М. П. Магидсону, актёрам П. П. Кадочникову, В. В. Меркурьеву, Н. П. Охлопкову; «Молодая гвардия» С. А. Герасимова, Сталинская премия 1-й степени за 1948, вручена в 1949 Герасимову, оператору В. А. Рапопорту, актёрам В. Н. Иванову, Н. В. Мордюковой, С. С. Гурзо, И. В. Макаровой, Л. А. Шагаловой, В. И. Хохрякову; все фильмы – 1948). Последний фильм был тесно связан с традицией народной трагедии и строился на проблеме личного выбора. Эта тенденция вызвала недовольство Сталина и в окончательном варианте была смещена на второй план. Более благополучной оказалась судьба двух ярких произведений: философского повествования Донского о краткости человеческой жизни на фоне вечного природного цикла – «Сельская учительница» (1947; Сталинская премия 1-й степени за 1947, вручена в 1948 Донскому, сценаристу М. Н. Смирновой, оператору С. П. Урусевскому, актрисе Марецкой) и народной комедии Пырьева «Кубанские казаки» (1949, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950; Сталинская премия 2-й степени за 1950, вручена в 1951 Пырьеву, сценаристу Н. Ф. Погодину, композитору И. О. Дунаевскому, оператору В. Е. Павлову, звукооператору В. А. Лещёву, актёрам Ладыниной, С. В. Лукьянову, К. С. Лучко, В. С. Володину), где были воплощены чаяния аудитории послевоенных лет. Эти произведения не соответствовали унифицированной эстетике, в которой созданы экранизации канонизированных производственных романов («Далеко от Москвы» Столпера, 1950, Сталинская премия 1-й степени за 1950, вручена в 1951 Столперу, операторам А. В. Шеленкову и И. Е. Чен, актёрам Охлопкову, Кадочникову, Л. Н. Свердлину, С. Д. Столярову, М. Н. Бернесу; «Кавалер Золотой Звезды» Ю. Я. Райзмана, 1950; Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1951; Сталинская премия 1-й степени за 1951, вручена в 1952 Райзману, художнику Пархоменко, оператору Урусевскому, актёрам А. В. Чемодурову, К. К. Канаевой, Н. В. Комиссарову, В. Н. Ратомскому, Н. О. Гриценко). Это касается и пьес, порождённых «холодной войной» («Русский вопрос» М. И. Ромма, 1947, Сталинская премия 1-й степени за 1947, вручена в 1948 Ромму, оператору Б. И. Волчеку, художнику С. С. Манделю, актёрам В. Н. Аксёнову, Е. А. Кузьминой, Б. М. Тенину, М. Ф. Астангову, М. М. Названову; «Встреча на Эльбе» Г. В. Александрова, 1949, Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950 Александрову, сценаристам братьям Тур и Л. Р. Шейнину, оператору Э. К. Тиссэ, художнику А. А. Уткину, актёрам В. С. Давыдову, Ю. И. Юровскому, Л. П. Орловой, Названову; «Великая сила» Эрмлера, 1949, Сталинская премия 3-й степени за 1950, вручена в 1951 Эрмлеру, оператору А. К. Кольцатому, актёрам Б. А. Бабочкину, В. И. Хохрякову).
Кинопродукция на рубеже 1940–1950-х гг. свелась к строго регламентированному набору образцов. Количество игровых фильмов, постановка которых доверялась – под жёстким контролем чиновников – лишь заслуженным режиссёрам, снизилось до 10 названий в год, за что эта эпоха получила название «малокартинье».
Рекомендуемые статьи
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Раннее русское кино
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: 2-я половина 1930-х – начало 1940-х гг.
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в период «оттепели»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в эпоху «застоя»
Россия. Искусство и культура. Кинематограф. Возникновение советского кино
Россия. Искусство и культура. Российский кинематограф: первые годы звукового кино
Россия. Искусство и культура. Кинематограф России в эпоху перестройки и постсоветский период
Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова